СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки музыки, посвященные творчеству композитора Михаила Ивановича Глинки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной папке представлены презентация, конспект и аудиофайлы для уроков музыки, посвященных творчеству М.И. Глинки (2 класс, УМК "Планета знаний")

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: НА РОДИНЕ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ. СРЕДИ ДОЛИНЫ.

Цель: способствовать формированию восприятия музыки;

Формируемые УУД:

Познавательные: решать творческие задачи, используя известные средства.

Регулятивные: выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.

Коммуникативные: выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Личностные: формировать эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки, чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

Виды деятельности: слушание, пение.

Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений: Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровньия», М.И. Глинки. Песня Среди долины ровныя», русской народной песни «Во поле берёза стояла ».

Пение: русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку

2. Повторение пройденного материала

- Под какую музыку вы вошли?

- Как назвать человека, который сочиняет музыку?

3. Знакомство с новым материалом

1. Сообщение темы.

- Сегодня мы начинаем новый раздел: «Встречи с великими композиторами»

2. Знакомство с творчеством Великого русского композитора М. И. Глинки.



Михаил Иванович Глинка (портрет показан на слайде) родился в самом конце весны 20 мая 1804 года, когда природа расцветает.  Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей  усадьбе, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной. А также у Миши была няня. Глинка очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песне сохранилась у Глинки на всю жизнь.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Когда вырос поехал учиться музыке за границей.  В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений, где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей  занимался с лучшими европейскими педагогами.

За границей Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».

 Глинка писал музыку, посвященную родной природе.

4. Слушание вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»

- Каков характер музыки?

5. Беседа по картине И. Шишкина «Среди долины ровныя»

Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника.
Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские. Достаточно сопоставить мощное одинокое дерево с дубами, написанными художником за границей ( Дуб), с российскими дубами ( Дубы,   Дубовая роща, обе - 1887), чтобы понять, что за образец взяты давние швейцарские впечатления.
Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами.
Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы. Средний план, где возвышается мощный дуб - царь природы, частично освещен солнцем. Перемежающиеся освещенные и затененные полосы равнины создают динамическое впечатление игры света, разбивающего однообразие плоскости.

Физминутка

6. Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»

7. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- С каким композитором познакомились?

8. Домашнее задание

- Остается только удивляться, насколько талантлив композитор, который создает такие красивые произведения! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о природе.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация _Михаил Иванович Глинка_ »

Михаил Иванович Глинка  (1804 – 1857)

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Глинка Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии, в имении своих родителей. Его отец был отставным капитаном.

Глинка Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии, в имении своих родителей. Его отец был отставным капитаном.

Родители композитора         Евгения Андреевна Иван Николаевич

Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич

М. И. Глинка с сестрой и матерью

М. И. Глинка с сестрой и матерью

Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым. Из записок М.И. Глинки:  «Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»

Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»

Начальное образование Глинка получил дома, очень любил читать. Первые музыкальные впечатления  композитора - пение крепостных  крестьян и звоны колоколов местной  церкви. Кроме того, он увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов  в имении дяди,  Афанасия Андреевича Глинки.  Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!» .

Начальное образование Глинка

получил дома, очень любил читать.

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка — душа моя!» .

В 1812 году семье Глинки пришлось переехать в Орел из-за войны с Наполеоном. Спустя год они вернулись в разоренное имение.

В 1812 году семье Глинки пришлось переехать в Орел из-за войны с Наполеоном. Спустя год они вернулись в разоренное имение.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.  В. К. Кюхельбекер

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер

В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.  Джон Филд

В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд

По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».   В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.   В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.

По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.

Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.    В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.   Приехал в Италию в начале осени  и поселился в Милане.   В Италии Глинка знакомится  с выдающимися композиторами  В. Беллини и Г. Доницетти,  изучает вокальный стиль бельканто  и сам много сочиняет в  «итальянском духе». Здесь он  ему приходит идея написать   оперу на русский сюжет.

Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.    Зигфрид Ден   Получив в 1834 году известие  о смерти отца, Глинка решил  незамедлительно вернуться в Россию.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.

Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.  В. А. Жуковский

Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский

В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.   В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.   Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. 

В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. 

Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».   Слушая сию новинку,   Зависть, злобой омрачась,   Пусть скрежещет, но уж Глинку   Затоптать не сможет в грязь. А.С. Пушкин   Пой в восторге, русский хор,   Вышла новая новинка,   Веселися, Русь! Наш Глинка –   Уж не глинка, - а фарфор. Виельгорский

Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинке был пожалован чин капельмейстера Придворной певческой капеллы.   В 1837 году Глинка вел беседу с Пушкиным о создании оперы по его роману «Руслан и Людмила».   В это время знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн и посвящает ей «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.   В 1839 году он отказался от должности капельмейстера и полностью посвятил себя новой опере.  Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году.   В 1844 году Глинка уезжает заграницу, а по возвращении пишет «Камаринскую».   В 1852 году, по просьбе своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, Глинка начинает писать свои «Записки».

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинке был пожалован чин капельмейстера Придворной певческой капеллы. В 1837 году Глинка вел беседу с Пушкиным о создании оперы по его роману «Руслан и Людмила». В это время знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн и посвящает ей «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина. В 1839 году он отказался от должности капельмейстера и полностью посвятил себя новой опере. Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году. В 1844 году Глинка уезжает заграницу, а по возвращении пишет «Камаринскую». В 1852 году, по просьбе своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, Глинка начинает писать свои «Записки».

В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.  По настоянию сестры прах  Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.

В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах  Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!