СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки музыки в субботней школе развития детей шестилетнего возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка уроков музыки для дошкольников, поступающих в 1 класс гимназии. Курс состоит из 12 уроков.

Просмотр содержимого документа
«Уроки музыки в субботней школе развития детей шестилетнего возраста»

МБОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ГИМНАЗИЯ № 28»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Уроки музыки

в субботней школе развития

детей шестилетнего возраста»





Автор: Рыжанская А.Б.,

преподаватель сольфеджио





КОСТРОМА

2012 год

Курс музыкальных занятий в «Субботней школе развития детей шестилетнего возраста» состоит из 12 уроков и проводится с детьми, пришедшими на обучение в гимназию из различных детских садов, а также не посещавшими детских учреждений.

Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Актуальным в настоящее в настоящее время становится знакомство детей с музыкальным искусством в раннем возрасте.

Путь приобщения детей к миру музыки идет через воспитание их способности эмоционально откликаться на музыку, всестороннее развитие музыкального слуха, позволяющее почувствовать и осознать особенности музыкальной речи. Благодаря развитию восприятия музыки у детей складываются музыкальные впечатления, обогащающие их личность. Активное восприятие музыки помогает также усвоению практических навыков в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах.

Приобщение детей к музыке предполагает создание на уроках атмосферы, способствующей снятию напряжения, страха. Раскрытию души ребенка, пробуждению интереса и желания познавать, открыть прекрасный мир музыки через песню, слуховые впечатления, игровые движения.

Во главу угла данного курса ставится задача развития личности ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие его способности видеть, слышать, чувствовать. Кроме того, занятия курса предполагают следующие задачи:

Образовательные: а) дать первоначальные сведения о музыке, б) накопление музыкально – словарного запаса.

Развивающие: а) развитие интереса к музыке, б) развитие практических навыков (слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), в) развитие музыкально - исполнительских способностей, г) развитие творческой активности во всех видах музыкальной деятельности, д) развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитательные: а) воспитывать любовь и интерес к музыке, б) стремление к творчеству, в) желание трудиться в коллективе, г) воспитание музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

В процессе музыкальных занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое).

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать и петь в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Физическое: В играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, у детей воспитывается чувство прекрасного.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.







Виды музыкальной деятельности:

1.Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Старшие дошкольники слушают инструментальную музыку. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр). Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

3. Музыкально - ритмические движения включают музыкальные игры, упражнения. Дети развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Учитель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. Дети старшего дошкольного возраста добиваются осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.









Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Надо следить за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.



В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.







Занятия в «Субботней школе» проходят в 2 потока:

1)осень – зима;

2)зима – весна.

В этой связи меняется соответственно времени года песенный материал, но содержание уроков остается неизменным.

Урок № 1.

1.Организационный момент.

Сверить детей по списку. Представиться.

2.Беседа «Откуда берется музыка»?

Кто пишет книги? (писатель, поэт)

Кто пишет картины? (художник)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Писатель пишет книги с помощью…(слов)

Художник пишет картины с помощью…(кисти и красок)

А композитор сочиняет музыку с помощью…(звуков)

3.Звуки шумовые.

Нас окружает множество звуков. Есть среди них неприятные: грохот, стук, лязг, гудение, топот и другие. А есть другие звуки, которые человек слушает с большим удовольствием: журчание ручейка, шум дождя или шум прибоя, щебет птиц или шорох листьев. Всё это – шумовые звуки.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда угадайте по шумовым звукам, о каком времени года идет речь?

1)Потрескивают ветки, скрипит снег, шуршат полозья.

2)Журчат ручьи, звенит капель, поют птицы.

3)Щебечут птицы, шумит листва, гремит гром.

4)Шуршат листья, шумит дождь, гудит ветер.

(«Музыкальные занятия в детском саду»,2005,с.74)

Игра «Шум - бурум». Поэт Андрей Усачев сочинил веселое стихотворение о шумовых звуках. Стихотворение состоит из куплетов и припева. Педагог читает стихотворение. После каждого припева «Шум – бурум» по команде учителя дети начинают играть на детских шумовых инструментах.

Андрей Усачев «Песнь о тишине»

(исполняется очень громко)

Чтобы в доме стало тихо,

Надо по столу стучать,

Прыгать, хрюкать и мяукать

И коровою мычать.

А когда затихнут звуки,

Сразу в дом войдет ОНА:

Потому что после шума

И приходит ТИШИНА.

В ЧЕСТЬ НЕЁ УСТРОИМ ШУМ: ШУМ – БУРУМ, ШУМ – БУРУМ!

Нужно, чтоб звенели сразу

Дрель, будильник, телефон,

Можно грохнуть об пол вазу

И вопить, как дикий слон…

Чтобы эхо, завывая,

Долетало до луны –

А без шума не бывает,

Не бывает ТИШИНЫ.

В ЧЕСТЬ НЕЁ УСТРОИМ ШУМ: ШУМ – БУРУМ, ШУМ – БУРУМ!

Надо радоваться вместе

И на кухне танцевать,

И под звон посуды песни

Громким голосом орать…

А тихони, что зевают, Для компании вредны –

Ведь без шума не бывает

Настоящей ТИШИНЫ!

В ЧЕСТЬ НЕЁ УСТРОИМ ШУМ: ШУМ – БУРУМ, ШУМ – БУРУМ!

4.Физкультминутка. Игра «Лошадки»: дети двигаются под музыку, изображая лошадок. Музыка звучит в разном темпе.

5.Звуки музыкальные. Кроме шумовых звуков, есть звуки музыкальные. Их можно или петь, или играть на музыкальных инструментах.

6.Организация певческой посадки. Пение.

а) Организация правильной певческой посадки. Положение корпуса, головы. Одновременный вдох и начало пения.

б) Разучивание песенки «Дразнилка» в обработке Ж.Металлиди (Ж.Металлиди, А. Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы, с.13 № 20).

в) Разучивание песни «о шумовых звуках» А.Усачёва «Как кричит крокодил?» (А.Усачёв «Колыбельная для дракоши», с.15).

7.Закрепление темы о шумовых и музыкальных звуках. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Виталия Бианки «Музыкальная Канарейка».

Музыкальная Канарейка

(по рассказу Виталия Бианки)

Была у Виташиной бабушки канарейка. Бабушка ее очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная, вся желтенькая и пела чудесно. Эта канарейка музыку обожала, но только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты.

Как-то бабушка ушла из дому, а на улице дождик пошел. Вот ребята и пришли к Виташе в гости. На улице дождик – скучно. Придумали они поиграть в оркестр.

Виташа сделал себе губную гармошку из гребенки и тонкой бумажки. А ребята тоже разные инструменты придумали – один поставил себе стакан, чтобы ложечкой по нему стучать, другой – пустое ведро вверх дном перевернул вместо барабана, у третьего – трещотка деревянная была и, кажется, свисток. Стали они играть симфонию, но как-то плохо получалось. А потом кто-то придумал сыграть известную песенку: «Мы едем. Едем. Едем в далекие края!». Там еще припев замечательный есть:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

И совсем уж, как будто, дело на лад пошло, даже получаться стало, когда бабушка пришла. Вошла бабушка, улыбнулась, услышав такую музыку, а потом посмотрела на клетку, да как ахнет:

-Ах, что вы сделали! Вы мою канареечку убили!

А ребята ведь к клетке даже не подходили.

Смотрят, правда. Канарейка лежит в клетке, глаза закрыты и ножки кверху.

Бабушка давай скорей свою канарейку сердечными каплями отпаивать.

Выходила все-таки.

Потом бабушка немножко успокоилась и говорит:…

(Остановите рассказ и обсудите с детьми, что могла бы сказать бабушка ребятам, устроившим такой шум; пусть дети пофантазируют.)

«Эх, вы, горе - музыканты! – сказала бабушка, - разве можно при моей канареечке такой отвратительный шум устраивать! Ведь у нее замечательно нежный слух. Она не может вытерпеть ваших трещоток, гребенок и ведер. Это очень музыкальная птичка – певичка, и с ней сделался настоящий обморок от вашей безобразной игры».

(«Музыкальные занятия в детском саду» с.68 – 70)

8. Итог урока: звуки шумовые и музыкальные.





Урок № 2.

1.Повторение пройденного.

а) Какие бывают звуки? (шумовые и музыкальные)

б) Приведите примеры шумовых звуков. Где можно их услышать в жизни?

в) Откуда берутся музыкальные звуки?

г) Отгадать загадку:

Звуки музыкальные в домиках живут.

Что это за домики, попробуй угадай!

Подумай хорошенько и ответ нам дай.

Ответ: музыкальные инструменты.

2. Игра «Здравствуй, музыкант!»

«Здравствуй, здравствуй, музыкант.

У тебя большой талант.

Инструменты отгадай,

Друг за дружкой называй…»

Педагог просит детей отгадать загадки о музыкальных инструментах:







1. У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Угадать его не сложно:

Это старый наш … (рояль).







2.Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет … (скрипка).











3. Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.











4. Деревянный инструмент

Зазвучит в один момент,

Струнам звонко подпевай-ка,

Заиграла … (балалайка).







5. Ну-ка кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на … (гармошке).









6.Её голос басовит,

Всех она перекричит.

Бу-бу-бу, ба-ба-ба,

Заиграла вдруг … (труба).





3.Борис Заходер «Звонкий день».

Педагог читает стихотворение и просит ребят запомнить и перечислить музыкальные инструменты, о которых говорится в стихах. Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций с музыкальными инструментами.

Взял Топтыгин контрабас:

-Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Ни к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!

Тут и волк на поляне

Заиграл на баяне:

-Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!-















Чудеса, чудеса! За роялем – лиса,

Лиса – пианистка, рыжая солистка!













Старик барсук продул мундштук:

До чего же у тромбона

Превосходный звук!

От такого звука убегает скука!





В барабаны – стук да стук

Зайцы на лужайке,



















Ёжик - дед и ёжик – внук

Взяли балалайки

















Подхватили белочки

Медные тарелочки:

- Дзинь – дзинь! – Трень – брень!

Очень Звонкий День!

4.Пение.

а) вспомнить правила певческой посадки.

б) «Дразнилка».

в) «Как кричит крокодил».



5.Итог урока. Музыкальные звуки и музыкальные инструменты.

Если останется время от урока, можно поиграть в две игры:

1) Попросить одного из детей «поиграть» на воображаемом музыкальном инструменте. Остальные дети должны догадаться: какой это инструмент?

2) Раздать листы бумаги и попросить детей нарисовать разные музыкальные инструменты. Затем рисунки показываются друг другу с целью отгадать, какой инструмент изображен.



Урок № 3.

1.Повторение пройденного.

а) Звуки шумовые и музыкальные.

б) Музыкальные звуки «живут в домиках» - музыкальных инструментах.

2. Регистры (высокий, средний, низкий).

а) Музыкальных звуков так много!!! Как же среди них не заблудиться?

«Динь – дилинь – звенит звонок.

Начинаем наш урок.

На листе, как на рояле,

Клавиши нарисовали.

Видишь, клавиш очень много,

Будто длинная дорога.

Если клавишу нажать –

Станет клавиша звучать,

И услышим мы не стук –

Музыкальный будет звук».

б) Педагог читает стихи из книги Оксаны Ивановой «Музыкальный букварь», сопровождая чтение игрой на клавиатуре и показом иллюстраций:





«Низким голосом реветь

Может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос бас зовётся.

Очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас

Будто Мишкин голос – бас.















Рядом с Мишкой Волк живёт,

Тоже низко он поёт.















Дальше звуки чуть повыше

В них Лисичку ты услышишь.











Если мы решим все вместе

Песню для друзей сыграть,

Будут звуки этой песни

В средних клавишах звучать.

Будто голоса ребят,

Эти клавиши звучат.











Белочки пушистой цокот

Звонкий, яркий и высокий.





Очень тонок и высок

Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем

Звук, на птичий свист похожий.

(Оксана Иванова «Музыкальный букварь»).



в) Объяснение музыкальных регистров.



г) Игра «Нарисуй звуками». Педагог предлагает детям посмотреть иллюстрации из книги «Азбука зверей и птиц». Затем изобразить любого из этих животных и птиц с помощью игры на клавиатуре фортепиано. Объяснить, какие звуки использовались для создания музыкального портрета.



д) Задание для знатоков русских народных сказок.

Кто из вас любит русские народные сказки? Кто знает сказку «Волк и семеро козлят»?

Задание: Объясните, почему в первый раз козлята не открыли дверь волку, а во второй раз – открыли?



е) Игра «Великаны и лилипуты» (голосовая имитация).

Беседа: Какой голос может быть у крошечного человечка? А какой голос может быть у великана?

Педагог выступает в роли волшебника и превращает детей по очереди то в великанов, то в лилипутов. Задает вопросы, на которые дети должны ответить соответствующим образом, имитируя голос тех или иных персонажей.



3.Физкультминутка. Игра «Домики медведей, зайцев и птичек». Педагог делит детей на 3 группы, играет музыку в разных регистрах. Дети двигаются под музыку и движениями изображают животных и птиц.

4.Мажор и минор.

а) У художника есть много красок, а у композитора – всего две: мажор – это веселая, радостная музыка, и минор – это печальная, грустная музыка.

б) Е.Тиличеева «Наша мама» ( Бырченко «Хрестоматия» с. 64-65) – слушание, анализ и обсуждение красок в музыке (мажор и минор), разучивание.

5.Итог урока.

а) Музыкальные регистры.

б) Мажор и минор.



Урок № 4.

1.Повторение пройденного. Музыкальные регистры.

а) Н.Кончаловская «Нотная азбука» с. 4:

«У рояля много клавиш!

Ты их всех звучать заставишь.



В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.



В крайних справа звук высок,

Будто птичий голосок.



В средних клавишах как раз

Тот же голос, что у нас».

б) - Как называется регистр голоса медведя? Птички?

- В каком регистре мама поёт колыбельную песню? Что такое «колыбельная»? Как должна звучать колыбельная песня? (тихо, ласково, неторопливо, распевно).

в) Слушание, разучивание, выработка умения петь распевно на примере песни Е.Тиличеевой «Мама поёт».

2. Физкультминутка. Игра «Домики».

3.Пение. Объяснить детям доступно смысл выражения: «чистота интонирования».

Работа над чистой интонацией в песне «Дразнилка».

4. Мажор и минор.

а) Вспомнить о двух красках в музыке.

б) Повторить песню Е.Тиличеевой «Наша мама». Беседа с детьми о двух красках в песне.

в) Слушание, анализ и разучивание новой песни: в обработке Ж. Металлиди «На морозе девочка».

г) Беседа: - Вы любите сладости? Какие?

- А вы знаете, что ест лошадка?

д) Разучивание песенки Г.Пятигорского на слова В.Лунина «Что хочется лошадке?» (Металлиди, Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы с.47)

5. Итог урока.

а) Музыкальные регистры.

б) Мажор и минор.

Урок № 5.

1. Повторение пройденного.

а) Музыкальные регистры.

б) Мажор и минор.

2.Динамика.

а) Музыка бывает громкой (форте) и тихой (пиано).

б) Сыграть музыкальные иллюстрации громкой и тихой музыки.

в) Показать карточки с изображениями f и p.

«Вы, друзья, запоминайте

И за мною повторяйте:

Форте – это значит громко.

Заучи, не будь лентяй.

А пиано – значит тихо.

Ты, дружок, запоминай».

г) Разыграть по ролям сценку:

Мистер Форте и миссис Пиано.

Жили в стареньком фортепиано

Мистер Форте и миссис Пиано.

Просыпались они очень рано,

Мистер Форте и миссис Пиано,

На прогулку вдвоем выходили,

И по клавишам вместе ходили –

Миссис Пиано спокойно и тихо,

А мистер Форте громко и лихо.

Мистер Форте и миссис Пиано

Обожали свое фортепиано.

(«Музыкальные занятия в детском саду» с.125)

д) Игра «Динамика». По руке хором дети называют динамику явлений (f и p).

(«Музыкальные занятия в детском саду» с 115).

- Листья шелестят...

- Мышка шуршит…

- Маша шепчет на ушко…

- Сирена гудит…

- Горнист трубит…

- Гром гремит…

- Кошка крадется…

- Дети хохочут…

е) Игра с погремушками.

Детям выдаются погремушки и объясняется задание: по сигналу учителя и показу карточки с изображением f или p,нужно играть на инструменте в соответствии с динамикой.

- Погремушки, тише, тише –

Пусть никто вас не услышит…( p)

- А теперь со всех сторон

Слышен погремушек звон…( f )

ж) Слушание и анализ музыки: Ф. Рыбицкий «Кот и мышь» (Металлиди, Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы с.27).

Определить регистр, динамику.

3. Физкультминутка. Игра «Кот и мыши».

Дети выбирают Кота. Пока музыка звучит пиано, кот спит, а мыши в это время выходят из своих норок и подкрадываются к коту. Как только музыка зазвучит форте, кот просыпается и начинает ловить мышей.

4.Пение.

«Что хочется лошадке» - работа над дикцией и свободой артикуляции.



5.Доля - пульс.

а) «В любой музыке слышны шаги. Они такие ровные и мерные, как тикают часы, как стучит сердце, как бьется твой пульс. Музыкальный пульс называется доля».

б) Педагог просит детей встать в круг и маршировать под музыку, отмечая шагами музыкальные доли.

в) Игра в «ладушки». Дети разбиваются на пары. Стоя (или сидя) друг против друга, хлопают ладонями, чередуясь: первый раз – ладошка об ладошку, второй – ладонями о ладони партнера. Педагог читает стихотворение, дети ударами отмечают «доли» в стихах.

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Всё!»



г) Игра «в локотки». Педагог произносит текст русской народной потешки, дети сопровождают чтение поочередными ударами локтей и суставов согнутых пальцев по столу, отмечая, таким образом, доли в стихах.

«Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Тук-ток, тук-ток,

Скоро Ванечке годок».

(«Музыкальные занятия в детском саду» с.107).

6. Итог урока.

а) Динамика.

б) Доля – пульс.



Урок № 6.

1.Повторение пройденного. Мажор и минор.

а) Вспомнить про две краски в музыке.

б) Слушание, анализ и разучивание песни Ж. Металлиди «Очень чисто» (Металлиди, Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы с.16).

в) Повторение уже знакомых песен:

- «Как кричит крокодил?»

- « Что хочется лошадке».

Определить, какая из песен – мажорная, а какая – минорная.

2.Физкультминутка. Игра «Лошадки».

3. Пение. Слушание и разучивание песни Е.Горбиной «Осень – непогодушка». Выработка кантилены на коротких фразах. (Е.В.Горбина «Песенки – чудесенки» музыкальный материал к праздникам в детском саду с. 5-6).

4. Динамика. Повторение материала

5. Доля – пульс. прошлого урока.

6.Итог урока.

а) Мажор – минор.

б) Динамика.

в) Доля – пульс.



Урок № 7.

1. Повторение пройденного. Доля – пульс.

Педагог читает стихи, дети маршируют в такт стихотворению, таким образом отмечая доли.

Н. Кончаловская «Нотная азбука» с.9:

«Всё вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай. Как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик – так! Тик – так!

Тик – так! Тик – так!



Вот суворовцы шагают

По широкой мостовой,

Маршировке помогает

Барабанный четкий бой.

Ждет их доблесть, ждет их слава,

И глядит на них Москва.

Левой…Правой…Левой…Правой…

Раз, два! Раз, два!

Раз, два! Раз, два!»

2. Пение.

а) Распевание. Правильное формирование гласных при пении. ( Прибаутка «Пышка» в обработке Ж. Металлиди – «Сольфеджио» для дошкольной группы с. 10 – 11).

б) «Осень – непогодушка». Выработка кантилены на коротких фразах.

3. Физкультминутка. Игра «Домики».

4.Ритм.

а) Музыка складывается из коротких и длинных звуков. Это – ритм.

«Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!»

б) Педагог поёт р.н.п. «Петушок». Дети ищут в ней короткие и длинные звуки. При повторном исполнении дети отмечают:

- короткие звуки ударом в ладоши;

- длинные звуки – ударом ладоней по столу.

в) Игра с ритмом. Педагог прикрепляет на доску магнитные карточки с изображением разных предметов (фруктов, животных и т.д.) и просит каждого ребенка выбрать себе карточку, чтобы потом найти в слове короткие и длинные звуки, отметив их: короткие – в ладошки, длинные по столу.

5. Итог урока.

а) Доля – пульс.

б) Ритм.



Урок № 8.

1.Повторение пройденного.

а) Регистр.

б) Динамика.

2.Свойства музыкальных звуков: регистр, динамика, темп.

а) Где в жизни вы слышали новое слово «темп»?

б) Сочинить предложения со словами: «в быстром темпе», «в медленном темпе».

в) В каком темпе ползет улитка?

г) Слушание и разучивание песни Е.Веврика «Улиточка» ( Металлиди, Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы с.20).

д) В каком темпе бежит лошадка?

Вспомнить песенку «Что хочется лошадке».

3.Физкультминутка. Игра «Лошадки».

4.Свойства музыкальных звуков. Игра в «композиторов».

Детям предлагается прослушать отрывок из басни И.А.Крылова «Слон и Моська»

« По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться.

Ну так и лезет в драку с ним.»

Детям предлагается задание: Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили для каждого персонажа? Предложите регистр, динамику и темп музыки.

После обсуждения ответов детей, им предлагается прослушать музыку профессионального композитора с таким же названием: И.Арсеев «Слон и Моська» Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» с. 48)

5.Физкультминутка. Игра «Слон и Моська». Движение под музыку, изображая персонажей басни Крылова под музыку Арсеева.

6.Пение.

а) «Пышка» - правильное формирование гласных, работа над дыханием.

б) «Зима» С.Баневича – слушание и разучивание. (« Смех да веселье» с. 24)

1.Вот и к нам пришла зима!

Под окном ковром легла,

Нарядила дальний лес

Шапкой белой до небес.

2.Ты не смей, зима, шутить –

Ты не смей метель крутить!

Сделай горку нам скорей,

На реке каток залей!

3.Ой, белесая зима!

Долго ждали мы тебя!

Долго ждали мы тебя,

Наконец – то ты пришла!

7. Ритм. Ритмизация песенок, поющихся на одном звуке (восьмые – ладошки; четверти – по столу).

1) «Выпал снег, первый снег.

Всюду шум, всюду смех».

2) «Я встаю на лыжню,

Всех сейчас обгоню».

3) «Поскорее посмотри:

За окошком снегири.

Видно их сквозь пургу,

Словно яблоки в снегу».

8.Итог урока. Свойства музыкального звука:

1) Регистр;

2) Динамика;

3) Темп;

4) Ритм.



Урок № 9.

1. Повторение пройденного. Темп.

а) Повторить песенки «Улиточка» и «Что хочется лошадке».

б) Слушание, беседа о темпе в песне и разучивание «Часики» Металлиди («Сольфеджио» для дошкольной группы, с. 63).

в) исполнение песни с одновременным выстукиванием долей карандашом.

2.Физкультминутка. Игра «Кот и мыши».

3.Пение. Куплет. Фразы.

а) Вспомнить о делении песни на куплеты. Сколько куплетов в песне «Зима»?

б) Объяснить фразы.

в) Пение песни «Зима». Одновременно отмечать конец фразы хлопком в ладоши.

4.Ритм.

а) Ритмизация стихов: материал предыдущего урока +

- «На печи калачи как огонь горячи.

Пряники пекутся, в руки не даются».

- «Дождь, дождь целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла».

- «Побежало Солнце

Золотой дорожкой.

И попало Солнце

Прямо нам в окошко!»

- «Белочка на ёлке

Скачет вверх и вниз.

Белочка за ёлку

Лапками держись».

б) Ритмизация слов, обозначающих предметы, изображенные на магнитных карточках.

5.Итог урока.

а) Темп.

б) Куплет.

в) Фразы.

г) Ритм.



Урок № 10.

1. Повторение пройденного. Куплет. Фразы.

а) Вспомнить песню «Зима».

б) Сколько куплетов в песне?

С каких слов начинается каждый куплет?

Сколько фраз в каждом куплете?

в) Повторное пение песни. Отмечать окончание каждой фразы хлопком.

2.Вступление. Мелодия. Аккомпанемент.

а) Вспомнить песню «Часики».

б) На примере песни объяснить новые понятия.

в) Какие шумовые звуки напоминает музыка аккомпанемента в песне «Часики»? (тиканье часов).

г) Пение песни с движениями: руки, согнутые в локтях, стоят на столе и отклоняются в такт музыке то вправо, то влево, изображая движение стрелок часов.

3. Физкультминутка. Игра «Ванька – встанька».

Дети встают. Исходное положение: руки на пояс. Под двухдольную музыку на счет «раз» - приседают, на «два» - встают. Под трёхдольную музыку - то же самое, на счёт «три» - поклон головой».

4. Ритм. Шумовой оркестр.

а) Разучивание песенки Ф.Лещинской «Лошадки» (Металлиди, Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы с.31).

б) Исполнение песенки с движениями (короткие – в ладошки, длинные – удары ладошками по столу).

в) Исполнение шумовым оркестром.

г) Отгадать загадку. Ритмизация (ладошки – стол).

«Крыша в шапке меховой,

Белый дом над головой,

Двор в снегу. Белы дома.

Это к нам пришла …(зима)».

5. Итог урока.

а) Куплет. Фразы.

б) Вступление. Мелодия. Аккомпанемент.

в) Ритм.

Урок № 11.

1.Повторение пройденного.

а) Вступление. Мелодия. Аккомпанемент.

б) Куплет. Фразы.

в) Повторить песни «Часики», «Зима».

2.Повторение: регистр, динамика, темп.

Игра «Слон и Моська».

3.Физкультминутка. Движение под музыку: «Слон и Моська».

4.Повторение пройденного в Субботней школе: мажор и минор.

а) Вспомнить о двух красках в музыке.

б) Определить краску в знакомых песнях: «Улыбка», «Песенка Чебурашки». Спеть.

в) Вспомнить песни «Как кричит крокодил?» и «Что хочется лошадке». Определить в них краску.

5. Повторение пройденного в Субботней школе: доля – пульс.

а) Музыкальный пульс – доля.

б) Спеть «Песенку крокодила Гены», сопровождая пение движениями: 1 куплет – марш под музыку,2 куплет – имитация игры на гармошке в такт музыке.

6.Повторение пройденного в субботней школе: ритм.

а) Короткие и длинные звуки.

б) Спеть песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» и найти в ней короткие и длинные звуки, отмечая их в ладошки (короткие) и по столу (длинные).

в) Спеть песенку «Лошадки», затем исполнить шумовым оркестром.

г) Ритмизация стихотворения:

« Целый год, без забот

Цап – царап у нас живет.

И скажу я вам, ребята,

С ним полным – полно хлопот».

7.Итог урока.



Урок № 12.

1.Заключительный урок в Субботней школе – повторение и закрепление пройденных тем.

2.Звуки шумовые и музыкальные.

а) Привести примеры шумовых звуков.

б) Назвать знакомые музыкальные инструменты (игра по карточкам «Музыкальные инструменты» - демонстрационный материал для занятий в группах детских садов; «Симфонический оркестр» - демонстрационный материал для занятий в группах детских садов).

в) Спеть песню с шумовыми звуками «Как кричит крокодил?».

3.Регистры.

а) Вспомнить названия трёх регистров.

б) Игра «Расскажи сказку звуками». С помощью магнитов на доске крепятся картинки с персонажами детских сказок «Репка» и «Теремок». Детям предлагается озвучить каждого персонажа, найдя его звуки на клавиатуре фортепиано в нужном регистре.

в) Игра «Домики медведей, зайцев и птичек».

4.Мажор и минор.

а) Вспомнить о двух красках в музыке.

б) Спеть песни:

- «Осень – непогодушка»; Определить краску в каждой песне.

- «Зима».

5. Динамика.

а) Повторить стихи:

«Вы, друзья, запоминайте

И за мною повторяйте:

Форте – это значит громко.

Заучи, не будь лентяй.

А пиано – значит тихо.

Ты, дружок, запоминай».

б) Игра «Музыкальные прятки» с игрушкой. Выбирается один водящий. Ему объясняют условия игры и он выходит за дверь. В это время в классе дети договариваются, куда спрячут игрушку. При входе водящего дети хлопками в ладоши, а педагог громкостью игры на инструменте направляют водящего в нужном направлении: чем громче музыка, тем ближе водящий приближается к спрятанной игрушке.

в) Игра «Кот и мыши».

6.Доля – пульс.

а) Музыкальный пульс – это доля.

б) Пение песни «Часики» с движениями рук на столе, имитирующими движение стрелок часов в такт музыке.

в) Пение «Песенки крокодила Гены» с движениями, имитирующими игру на гармошке в такт музыке.

7.Темп.

Повторить песенки «Улиточка» и «Что хочется лошадке», попутно повторяя разные виды музыкального темпа.

8.Песня: вступление, мелодия, аккомпанемент, куплет, фразы.

а) Спеть песню «В траве сидел кузнечик», затем повторить все понятия.

б) Спеть песню ещё раз, отмечая конец каждой фразы ударом в ладоши.

9.Ритм.

Спеть песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем», отмечая в ней короткие и длинные звуки.

10.Итог.

Подвести итог музыкальным занятиям в Субботней школе и попрощаться с детьми до сентября – до учебного года.









Заключение.

В результате музыкальных занятий в Субботней школе мы в полном объеме решаем следующие задачи:

I.Слушание музыки

  1. Приобщать детей к восприятию музыкальной культуры.

  2. Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

  3. Формировать представления об образной природе музыки.

  4. Воспринимать смену различного характера музыки.

  5. Воспринимать комплекс выразительных средств музыки.

  6. Проявлять свое личное отношение к эмоционально-образному содержанию произведения или выражать его в творческой музыкальной деятельности — в пении, движениях.

  7. Развить дифференцированное восприятие песен, учить соотносить их, обобщать, выделять их изменения:

    • музыкальные — мелодические, ритмические особенности,

    • темповые (ускорение — замедление),

    • динамические изменения (усиление — ослабление звучания);

8. Развивать музыкальное воображение в процессе слушания музыки:

побуждать детей передавать движениями особенности музыкального произведения.

9. Развивать музыкальное мышление и творческое воображение в процессе анализа музыкальных произведений.

10. Развить целостное восприятие музыки:

  • научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально - образное содержание музыки;

  • побуждать различать настроение, чувства, эмоции, характер.

II. Певческая деятельность

1.Развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания.

2.Закрепить представления детей об образной природе песен.

3.Знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящиеся в развитии и взаимодействии.

4.Развитие способов певческих умений:

  • правильность звукообразования (гласных, согласных);

  • красота звуковедения плавного, напевного;

  • точность, внятность, ясность певческой дикции; правильность дыхания;

  • правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка.

5.Побуждать детей бережно относиться к своему голосу.

6.Развивать выразительное осознанное исполнение эмоционально-образного содержания.

7.Научить детей дифференцированно подходить к использованию в пении средств выразительности, соответствующих особенностям характера и содержания песни:

8.Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт:

  • звуковысотные соотношения музыкальных звуков (от октавы до примы),

  • различные ритмические рисунки;

  • свободно пользоваться в пении красотой различных динамических оттенков;

  • темповые изменения;

  • использовать разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов образа песни.





III. Музыкально-ритмическая деятельность

  1. Побуждать детей к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх.

  2. Научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание музыки и движений в различных частях, фразах.

  3. Развить музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков и их воспроизведение в музыкально-ритмических движениях; побуждать воспринимать, менять движения в соответствии с изменениями.

  4. Развивать восприятие, понимание способов их выполнения и согласованности с музыкой (отличать правильный способ выполнения движений от неправильного).





МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1.Ж.Металлиди «Дразнилка»

2.А.Усачёв «Как кричит крокодил?»

3. Е.Тиличеева «Наша мама»

4.Е.Тиличеева «Мама поёт»

5.Ж. Металлиди «На морозе девочка»

6.Г. Пятигорский «Что хочется лошадке»

7.Ф.Рыбицкий «Кот и мышь»

8.Ж Металлиди «Очень чисто»

9.Е.Горбина «Осень – непогодушка»

10.Ж.Металлиди «Пышка»

11.Е.Веврик «Улиточка»

12.И.Арсеев «Слон и Моська»

13.С.Баневич «Зима»

14.Ж.Металлиди «Часики»

15.Ф.Лещинская «Лошадки»

Произведения, использованные на занятиях во втором потоке:

16.Ж. Металлиди «Подснежники»

17.И.Меньших «Весна»

18.Ж.Металлиди «Метелица»

19.Е.Гомонова «Мамочке любимой»





Список использованной литературы.

1. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Сольфеджио» для дошкольной группы ДМШ. Учебное пособие. «Композитор», С. – П., 2003.

2. Музыкальные занятия в детском саду «Озорной наш детский сад», М., 2005.

3. О. Иванова «Музыкальный букварь для малышей», Ростов – на – Дону, 2006.

4. Н.Ветлугина «Музыкальный букварь», М., «Музыка», 1986.

5. А.Усачёв «Колыбельная для Дракоши», Ярославль,2003.

6. «Смех да веселье»для детей младшего возраста. Составители: Т.Белоненко, В. Литвинова. Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1980.

7.Е.Горбина «Песенки – чудесенки». Музыкальный материал к праздникам в детском саду. Ярославль, 2005.

8. «Наш музыкальный театр» .Для детей младшего возраста. М.,»Музыка», 1991.

9.Н.Кончаловская «Нотная азбука». М., «Композитор», 1994.

10. « Азбука зверей и птиц». Издательство «Малыш», 1978.

11. «С музыкой растем, играем и поем». Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста. Ростов – на - Дону, 2007.

12. «Симфонический оркестр». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Киров, 2007.

13. «Музыкальные инструменты». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Киров, 2008.

14. «Расскажи сказку». Киров,2005.

15. «Буратино». Песенник. Выпуск 1.С. – П., 1999.

16. «Буратино». Песенник. Выпуск 2.С. – П., 1998.
























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!