СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки нравственности по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На данном уроке анализируется проблематика повести и выясняется, какие уроки она несёт.

Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности по рассказу В.Распутина "Уроки французского"»

Урок литературы в 6 классе

Нравственные уроки В. Распутина

(По повести «Уроки французского»)

Цель: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несёт.

Задачи:

- учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения (подготовка к ГИА);

- работать над выразительным чтением учащихся;

- воспитывать у учащихся наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование:

мультимедиа, рисунки учащихся, стенгазета «Что такое доброта?».

Форма урока: урок-размышление.

Ход урока

  1. Речевая разминка (слайд №1)

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко)

Учитель. Прочитайте про себя это стихотворение. О чём оно? Прочитайте выразительно вслух, соблюдая интонацию, расставляя логическое ударение.

  1. Запись даты, темы урока. Учитель объявляет цели и задачи урока.

(слайд №2). «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека» (В. Распутин).

Учитель. Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем.



  1. Беседа.

Учитель. Почему мальчик оказался в райцентре? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их («Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь… Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте…»).

Ученики зачитывают отрывки.

Учитель. Какие же это испытания? Всякий ли ребёнок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует?

Найдите отрывок на странице 273 учебника, который начинается словами: «… Мать, приехавшая в конце сентября…» Прочитайте его и ответьте на вопросы: Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

Запишем в тетрадь первый урок повести Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это» (слайд №3).

Почему же наш герой не уехал домой?

Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

Почему он ввязался в игру на деньги?

Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Вывод: Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал, значит, записываем второй урок Распутина: « Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих» (слайд №4).

Учитель. Найдите отрывок на странице 279 учебника, который начинается словами: «- Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь» (слайд №5).

Прочитаем отрывок на странице 281, который начинается словами: «Они меня били…»

Четвёртый урок В. Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся» (слайд №6).

Диспут.

Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика?

Как в школе узнали об игре на деньги?

Чего так боялся наш герой?

Смог бы директор «выжать слезу» из него?

Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?

Почему не любому учителю можно довериться?

Почему Лидия Михайловна решила заниматься с нашим героем у себя дома?

Как Лидия Михайловна пытается оградить мальчика от игры с ребятами?

Как вы думаете, почему именно этого мальчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (работа с текстом, стр.292).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот поступок?

Как вы думаете, когда герой повести понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

«Тут виновата я». В чём винит себя учительница?

Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Почему повесть называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница?

Записываем пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей» (слайд 7).

Выводы. (Ответы учащихся).

Какие уроки преподал нам Распутин?

Чем интересна эта повесть?

Учитель подводит итог урока.

Хотелось бы, чтобы размышления об уроках Распутина вы продолжили в своих душах. В этом вам помогут и рисунки одноклассников, и отрывки сочинений в стенгазете «Что такое доброта?»

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Какой урок нравственности преподал мне Распутин?».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!