СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и уроки по роману Ф.М.Достоевского с иллюстрациями Э.Неизвестного

Просмотр содержимого документа
«Уроки по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»

Фёдор Михайлович Достоевский  Роман «Преступление и наказание»   «

Фёдор Михайлович Достоевский Роман «Преступление и наказание»

«

«…Это могло случиться действительно» (Ф.М.Достоевский)          Должен был          явиться человек,          который воплотил         бы…память о всех         муках людских и          отрубил бы эту          страшную память.          М.Горький «Ещё на каторге думал о чём-то подобном» 1855 – Роман «Пьяненькие» 1865 – психологический отчёт одного преступления 1866 - роман «Преступление и наказание» в журнале «Русский вестник» Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

«…Это могло случиться действительно» (Ф.М.Достоевский)

Должен был явиться человек, который воплотил бы…память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память. М.Горький

«Ещё на каторге думал о чём-то подобном»

1855 – Роман «Пьяненькие»

1865 – психологический отчёт одного преступления

1866 - роман «Преступление и наказание» в журнале «Русский вестник»

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

«Город полусумасшедших» Петербург – это город контрастов: «униженных и оскорблённных» и «сильных мира сего»; город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

«Город полусумасшедших»

Петербург – это город контрастов: «униженных и оскорблённных» и «сильных мира сего»; город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах…  Ф.М. Достоевский Главная тема Достоевского – бесконечная глубина человеческой души. Особенность Достоевского - раскрытие человека со стороны идеи, поразившей сознание его героя. Герой романа – Раскольников. Индивидуалист, гордая личность, одиночка. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту». а) Время года – июль, чрезвычайно жаркое время, время частичного помутнения сознания. К этому – в Петербурге лето отягощается отсутствием зелени и запахом краски, битого кирпича и штукатурки. Отсюда – реалистическое объяснение работы маляров в доме старухи. б) Время выхода героя из дома – вечер. Вечер – еще не ночь, не ночь полного

Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах…

Ф.М. Достоевский

Главная тема Достоевского – бесконечная глубина человеческой души. Особенность Достоевского - раскрытие человека со стороны идеи, поразившей сознание его героя.

Герой романа – Раскольников. Индивидуалист, гордая личность, одиночка.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту».

а) Время года – июль, чрезвычайно жаркое время, время частичного помутнения сознания. К этому – в Петербурге лето отягощается отсутствием зелени и запахом краски, битого кирпича и штукатурки. Отсюда – реалистическое объяснение работы маляров в доме старухи.

б) Время выхода героя из дома – вечер. Вечер – еще не ночь, не ночь полного

в) Большой доходный дом –разговор о новой, капиталистической действительности буржуазных городов, их уродливости. Но у героя нет и своей квартиры в этом доме. Он живет в каморке, которую нанимает от жильцов. г) Неуверенность походки героя. Он и сам не уверен в том, что задуманное им дело – верно.

д) Автор не называет точно переулок и мост, несмотря на то, что это Кокушкин мост и Столярный переулок. Это топографическая точность изображения Петербурга и в то же время всеобщности, типичность этих улиц и переулков.

в) Большой доходный дом –разговор о новой, капиталистической действительности буржуазных городов, их уродливости. Но у героя нет и своей квартиры в этом доме. Он живет в каморке, которую нанимает от жильцов. г) Неуверенность походки героя. Он и сам не уверен в том, что задуманное им дело – верно.

д) Автор не называет точно переулок и мост, несмотря на то, что это Кокушкин мост и Столярный переулок. Это топографическая точность изображения Петербурга и в то же время всеобщности, типичность этих улиц и переулков.

Петербург Достоевского

"Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили ДОСТОЕВСКОМУ основой его страстной проповеди добра для всего человечества« - надпись на мемориальной доске.

Пересечение Гражданской улицы и Столярного пер., 5

Кокушкин мост

Семья Мармеладовых  (одна из тысяч подобных ей семей бедняков)   Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и честная Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек. Семён Захарович

Семья Мармеладовых (одна из тысяч подобных ей семей бедняков)

Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и честная Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.

Семён Захарович

 Изображение Петербурга в романе Социальный фон, на котором разворачиваются события    Мрачный город   Город одиноких людей   В романе мы встречаемся не с парадной красотой города, а с чёрными лестницами, облитыми помоями, и дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Перед нами холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, облупленных стен, грязных углов, невыносимой духоты и зловония    Картину мрачности дополняет духовное одиночество человека в огромном городе. Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастью ближнего (страшную историю своей жизни Мармеладов рассказывает под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака).

Изображение Петербурга в романе Социальный фон, на котором разворачиваются события

Мрачный город

Город одиноких людей

В романе мы встречаемся не с парадной красотой города, а с чёрными лестницами, облитыми помоями, и дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Перед нами холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, облупленных стен, грязных углов, невыносимой духоты и зловония

Картину мрачности дополняет духовное одиночество человека в огромном городе. Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастью ближнего (страшную историю своей жизни Мармеладов рассказывает под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака).

 Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня. Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно. Р.Р. Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, каюта, проходная комната «Петербург – это город, в котором невозможно быть»

Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня.

Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно.

Р.Р.

Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, каюта, проходная комната

«Петербург – это город, в котором невозможно быть»

 Изображение Петербурга в романе Действующее лицо романа    Свидетель Соучастник  Город душит и давит, здесь невозможно быть здоровым и полным сил. Он не только является свидетелем человеческих трагедий и кошмарных снов, но и соучастником бредовых идей, теорий и преступления Раскольникова. «Редко где найдётся столько мрачных, редких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - говорит Свидригайлов.    Достоевский даёт описания убогих жилищ, интерьеров, меблированных комнат. Он прослеживает связь между «исступлёнными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Жилище Родиона – своеобразный символ более грандиозной, но такой же душной каморки – большого города.

Изображение Петербурга в романе Действующее лицо романа

Свидетель

Соучастник

Город душит и давит, здесь невозможно быть здоровым и полным сил. Он не только является свидетелем человеческих трагедий и кошмарных снов, но и соучастником бредовых идей, теорий и преступления Раскольникова. «Редко где найдётся столько мрачных, редких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - говорит Свидригайлов.

Достоевский даёт описания убогих жилищ, интерьеров, меблированных комнат. Он прослеживает связь между «исступлёнными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Жилище Родиона – своеобразный символ более грандиозной, но такой же душной каморки – большого города.

Петербург Достоевского – город миражей и призраков.. Мармеладов - Как он появляется в романе? - Какое впечатление вызывает у окружающих? - Внешность Мармеладова. - Речь Мармеладова. - Рассказ Мармеладова о своей семье. … Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! ! 

Петербург Достоевского – город миражей и призраков..

Мармеладов

- Как он появляется в романе?

- Какое впечатление вызывает у окружающих?

- Внешность Мармеладова.

- Речь Мармеладова.

- Рассказ Мармеладова о своей семье.

… Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! ! 

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Отношения между членами семьи. Рассказ о матери Раскольникова. В мире «униженных и оскорблённых» Что мы узнаем о положении Дунечки, какова причина, заставляющая ее выйти замуж за Лужина? Откуда мы это узнаем? В произведении Достоевского важно, что в сознании героя уже живут, борются между собой различные персонажи, несмотря на то, что некоторых мы еще не видели. С героями каких социальных слоев мы встречаемся? Назовите эпизоды, в которых мы видим унижение человека. Зачем Достоевский сталкивает героя с этими людьми? Какие чувства вызывают такие эпизоды в душе Раскольникова?

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

Отношения между членами семьи.

Рассказ о матери Раскольникова.

В мире «униженных и оскорблённых»

Что мы узнаем о положении Дунечки, какова причина, заставляющая ее выйти замуж за Лужина? Откуда мы это узнаем?

В произведении Достоевского важно, что в сознании героя уже живут, борются между собой различные персонажи, несмотря на то, что некоторых мы еще не видели.

С героями каких социальных слоев мы встречаемся? Назовите эпизоды, в которых мы видим унижение человека. Зачем Достоевский сталкивает героя с этими людьми? Какие чувства вызывают такие эпизоды в душе Раскольникова?

Домашнее задание  В какой момент герой понял, что завтра отправиться на совершение своего ужасного замысла? Разговор студента и офицера. Сон Раскольникова. Его роль для понимания героя. Как вы думаете, какие причины побуждают Раскольникова переступить закон (внешние, внутренние )? Проанализировать с цены : ч. 1, гл. 1,2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге, встреча с Мармеладовым); ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова) ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова) 6. Хронология событий 1 части. Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Домашнее задание

  • В какой момент герой понял, что завтра отправиться на совершение своего ужасного замысла?
  • Разговор студента и офицера.
  • Сон Раскольникова. Его роль для понимания героя.
  • Как вы думаете, какие причины побуждают Раскольникова переступить закон (внешние, внутренние )?
  • Проанализировать с цены :

ч. 1, гл. 1,2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге, встреча с Мармеладовым);

ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова)

ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова)

6. Хронология событий 1 части.

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

«Потрясённый, выбитый из колеи жизни герой». Раскольников в мире бедных людей   … Надобно, чтобы всякому человеку  хоть куда-нибудь можно пойти.         Из исповеди Мармеладова 1.Ключевые эпизоды 1 части: письмо от матери, исповедь Мармеладова, встреча с пьяной девочкой, сон. А) Зачем вышел из своей каморки? Б) Какие мысли родились полтора месяца назад? В) Что мучит героя? Чем вызван раскол в душе? Г) Как Родион Раскольников пришёл к убеждению, что «задуманное им – это не преступление»?

«Потрясённый, выбитый из колеи жизни герой». Раскольников в мире бедных людей

Надобно, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно пойти.

Из исповеди Мармеладова

1.Ключевые эпизоды 1 части: письмо от матери, исповедь Мармеладова, встреча с пьяной девочкой, сон.

А) Зачем вышел из своей каморки?

Б) Какие мысли родились полтора месяца назад?

В) Что мучит героя? Чем вызван раскол в душе?

Г) Как Родион Раскольников пришёл к убеждению, что «задуманное им – это не преступление»?

Гл.1,2. День с Раскольниковым (каморка, улицы, трактиры, распивочные, исповедь Мармеладова, пьяная девочка) Гл. 3. Письмо от матери Р.Раскольникова; гл.5. Сон Раскольникова о забитой лошадке (Зачем введён? Смысл?) Что поразило Раскольникова в отношениях людей?  Что поражает в интерьерах и городском пейзаже? «Надобно, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» - это слова Мармеладова. Каков философский смысл заключён в них и как применяется к героям? Есть ли выход у Р.Р., у Сони, по мнению Ф.М.Достоевского?

Гл.1,2. День с Раскольниковым (каморка, улицы, трактиры, распивочные, исповедь Мармеладова, пьяная девочка)

Гл. 3. Письмо от матери Р.Раскольникова; гл.5. Сон Раскольникова о забитой лошадке (Зачем введён? Смысл?)

Что поразило Раскольникова в отношениях людей?

Что поражает в интерьерах и городском пейзаже?

«Надобно, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» - это слова Мармеладова. Каков философский смысл заключён в них и как применяется к героям? Есть ли выход у Р.Р., у Сони, по мнению Ф.М.Достоевского?

Хроника преступления   Было задумано Произошло на самом деле Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. Чуть не пропустил назначенный срок. Поменять шляпу на картуз. Забыл, пошел в шляпе. Взять топор в кухне. В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. Должен был быть осторожным и преду­смотрительным. Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы. Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

Хроника преступления

Было задумано

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

Чуть не пропустил назначенный срок.

Поменять шляпу на картуз.

Забыл, пошел в шляпе.

Взять топор в кухне.

В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

Должен был быть осторожным и преду­смотрительным.

Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.

Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.

Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

Причины преступления   Социальные Нравственные Крайняя степень нищеты героя. Уязвлённое самолюбие, гордыня Болезненное и раздраженное состояние героя. Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. Всеобщая несправедливость жизни. Неспособность продолжить учёбу, помочь семье, Мармеладовым материально. Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье. Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни. Встреча на бульваре с обманутой девушкой. Но!

Причины преступления

Социальные

Нравственные

Крайняя степень нищеты героя.

Уязвлённое самолюбие, гордыня

Болезненное и раздраженное состояние героя.

Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Всеобщая несправедливость жизни.

Неспособность продолжить учёбу, помочь семье, Мармеладовым материально.

Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.

Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.

Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

Но!

Основная формула теории Раскольникова Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда».   Обыкновенные люди Необыкновенные люди «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Живут в послушании. Переступают закон во имя лучшего. Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь». «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. Основная формула теории : За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. «Да ведь тут арифметика!»

Основная формула теории Раскольникова

Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда».

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Живут в послушании.

Переступают закон во имя лучшего.

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Основная формула теории : За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен.

«Да ведь тут арифметика!»

Анализ 2 части(1 – 7 главы). 1-й день после убийства.

Ключевые эпизоды

Выводы

Сцена в конторе. Причина обморока

Раскольников боится быть пойманным и уличенным, поэтому испытывает радость и чувство облегчения, когда узнает причину вызова в контору.

Прячет вещи

Панорама Петербурга (монетка – ножницы)

До убийства Раскольников находился в глухом одиночестве, но его тянуло к людям. Все его касалось и задевало.

Сон про избиение хозяйки

Слушая рассказ Разумихина о красильщике Миколке, Раскольников несколько раз сам выдает себя.

Болезнь

Ненависть вызывает у героя рассуждение Лужина о «целом кафтане», этот человек живет по принципу «все позволено». Никакой он не великий, он подлец и негодяй. Таким быть Раскольников просто не может, не имеет права.

Он блуждает по городу, но возвращается на место преступления. В этой точке словно закончилась его прежняя жизнь. Раскольников начинает понимать ,что отрезал себя от людей.

Разумихин о красильщике Миколке

Смерть Мармеладова возвращает Раскольникову веру в свою силу, в нужность людям. Хотя он просит Полечку помолиться за на уверенность в своей непогрешимости, Раскольников растерян, подавлен, потрясен, потому что в нем жива совесть. Автор предоставляет возможность своему герою услышать о своем преступлении со стороны, послушать свою совесть, поэтому его первый день после убийства становится одним из этапов постижения своей натуры.

Лужин. Спор

Выход из дому.

«Хочу быть один».

Возвращение в дом старухи (толпа, дворники, поиски пятен крови, колокольчик)

Смерть Мармеладова. Соня. Полечка.

Разумихин. Свет в окнах. Мать и сестра

Домашнее задание Ключевые эпизоды 2- 3 частей 1. Повестка из конторы. (Ч. 2, гл. 1) 2. Знакомство с Лужиным.(Ч. 2, гл. 5) 3. Визит на место убийства.(Ч. 2, гл. 6) 4. Смерть Мармеладова. (Ч.2, гл.7) 5. Приезд матери и сестры. (Ч.3,гл.1-2) 6. Встреча со следователем.(Ч.3,гл.5) Вопросы: 1.Кто такой Лужин? (мать Р.Р. о Лужине; его взгляды; можно ли считать Лужина двойником Р.Р.; как Лужин «показывает себя» во время свидания с Дуней в Петербурге). 2. Что обнаруживает Раскольников для себя после совершенного преступления? 3. Как происходит знакомство Р.Р. с Соней? (её портрет, поведение…) 4. Почему Раскольников падает в обморок при встрече с матерью и сестрой? 5. Как комментирует следователь Порфирий Петрович отдельные места статьи Р.Р. во время их встречи? ч.3, гл.5.. Статья Р.Р. Анализ фрагмента от слов «Я только в главную мысль верю…» до слов «Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего». В чём Р.Р. убеждён? В чём г лавная причина преступления Р.Р.?

Домашнее задание

Ключевые эпизоды 2- 3 частей

1. Повестка из конторы. (Ч. 2, гл. 1)

2. Знакомство с Лужиным.(Ч. 2, гл. 5)

3. Визит на место убийства.(Ч. 2, гл. 6)

4. Смерть Мармеладова. (Ч.2, гл.7)

5. Приезд матери и сестры. (Ч.3,гл.1-2)

6. Встреча со следователем.(Ч.3,гл.5)

Вопросы: 1.Кто такой Лужин? (мать Р.Р. о Лужине; его взгляды; можно ли считать Лужина двойником Р.Р.; как Лужин «показывает себя» во время свидания с Дуней в Петербурге).

2. Что обнаруживает Раскольников для себя после совершенного преступления?

3. Как происходит знакомство Р.Р. с Соней? (её портрет, поведение…)

4. Почему Раскольников падает в обморок при встрече с матерью и сестрой?

5. Как комментирует следователь Порфирий Петрович отдельные места статьи Р.Р. во время их встречи? ч.3, гл.5.. Статья Р.Р. Анализ фрагмента от слов «Я только в главную мысль верю…» до слов «Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего». В чём Р.Р. убеждён? В чём г лавная причина преступления Р.Р.?

Разговор студента и офицера в трактире, подслушанный Раскольниковым

  • Момент зарождения идеи – случайно подслушанный Раскольниковым в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице Алёне Ивановне, которую знали как скупую, жадную, равнодушную к чужому горю и черствую женщину, отличающуюся, к тому же, несговорчивым и зловредным характером. Студент горячо доказывает собеседнику, что такие люди, как Алёна Ивановна, не способны на милость и сострадание, они порочны и алчны, а ведь сколько добрых дел можно было бы сделать на их деньги, лежащие где-нибудь в сундуке мертвым грузом! «Я бы эту старуху убил и ограбил, - говорит студент, - столько жизней взамен за счет смерти одной». «… С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет…С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки…Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь…Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки ? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна.

Суть теории Раскольникова

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»

… Первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. 

«Не для того я убил, чтобы..сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного..И не деньги, главное, нужны мне были…Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»

№ Название сна 1 2 Место в  Сон о лошади 3  тексте Время сна Часть I,  Грезы о том, что он в Африке, Египте Сон о том, как бьют хозяйку Часть I,  глава 5 «Проба» преступления Действия Раскольникова Часть II, Сострадает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её Решение преступить  глава 6 Сон о старухе: убивает, но не может убить После преступления Часть III, Пытается напиться, наслаждается, мечтает. Это жажда души  глава 2  глава 6 героя Наблюдает, боится, После первого разговора со следователем Совершает сам страшное преступление.   Прячется. Это - продолжение темы беззакония мира, предощущение будущей отрезанности героя от людей, В этом сне Раскольникову дается возможность не совершит т.е. его наказания преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но она жива. Провал эксперимента над собой.

Название сна

1

2

Место в

Сон о лошади

3

тексте

Время сна

Часть I,

Грезы о том, что он в Африке, Египте

Сон о том, как бьют хозяйку

Часть I,

глава 5

«Проба» преступления

Действия Раскольникова

Часть II,

Сострадает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её

Решение преступить

глава 6

Сон о старухе: убивает, но не может убить

После преступления

Часть III,

Пытается напиться, наслаждается, мечтает. Это жажда души

глава 2

глава 6

героя

Наблюдает, боится,

После первого разговора со следователем

Совершает сам страшное преступление.

Прячется. Это - продолжение темы беззакония мира,

предощущение будущей отрезанности героя от людей,

В этом сне Раскольникову дается

возможность не совершит

т.е. его наказания

преступление. Он бьет и бьет по голове

старушонку, но она жива. Провал

эксперимента над собой.

Сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава V)

В сне о лошади  видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце: В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Сон Раскольникова о Африке (часть 1, глава VI).

Этот яркий сон, полный прекрасных деталей, представляет собой полный контраст с тоскливой, безрадостной, серой жизнью Раскольникова.

Сон Раскольникова о Илье Петровиче и хозяйке (часть 2, глава II). С одной стороны, это подсознательное желание Р. расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой — это всё — страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.

Сон Раскольникова о смеющейся старухе (часть 3, глава VI). Уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Р. оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины.

Домашнее задание Ключевые эпизоды 3-5 частей Вопросы Часть 3  1.Каковы взгляды Лужина и совпадают ли они с теорией Раскольникова? Глава 1: Приезд семьи Родиона 2. Что говорит Лужин матери и Дуне о Соне и как героини относятся к ней?  Глава 2: Дуня и Пульхерия Александровна  Глава 3: Спор о свадьбе Как Лужин «показывает» себя? Сцена на поминках. Глава 4: Приход Сони 3. Почему Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды»? Прав ли он? 4.Раскольников и Соня. Во имя чего «преступил» Раскольников и во имя чего - Соня? Что кажется Раскольникову странным в Соне и почему? Глава 5: Теория Раскольникова Глава 6: Новые улики 5. Почему герой признаётся именно Соне в преступлении? Как они воспринимают жестокость жизни и чем объяснить их разные позиции? Часть 4 Глава 1: Знакомство со Свидригайловым  Глава 2: Отказ Лужину Глава 3: Разрыв с семьей Глава 4: Посещение Сони Глава 5: Ссора со следователем  Глава 6: Признание Миколы Часть 5  Глава 1: Месть Лужина  Глава 3: Кража  Глава 4: Убийца и Великая Грешница  Глава 5: Смерть Катерины Ивановны

Домашнее задание

Ключевые эпизоды 3-5 частей

Вопросы

Часть 3

1.Каковы взгляды Лужина и совпадают ли они с теорией Раскольникова?

Глава 1: Приезд семьи Родиона

2. Что говорит Лужин матери и Дуне о Соне и как героини относятся к ней?

 Глава 2: Дуня и Пульхерия Александровна

 Глава 3: Спор о свадьбе

Как Лужин «показывает» себя? Сцена на поминках.

Глава 4: Приход Сони

3. Почему Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды»? Прав ли он?

4.Раскольников и Соня. Во имя чего «преступил» Раскольников и во имя чего - Соня? Что кажется Раскольникову странным в Соне и почему?

Глава 5: Теория Раскольникова

Глава 6: Новые улики

5. Почему герой признаётся именно Соне в преступлении? Как они воспринимают жестокость жизни и чем объяснить их разные позиции?

Часть 4

Глава 1: Знакомство со Свидригайловым

 Глава 2: Отказ Лужину

Глава 3: Разрыв с семьей

Глава 4: Посещение Сони

Глава 5: Ссора со следователем

 Глава 6: Признание Миколы

Часть 5

 Глава 1: Месть Лужина

 Глава 3: Кража

 Глава 4: Убийца и Великая Грешница

 Глава 5: Смерть Катерины Ивановны

«Двойники» Раскольникова. «Плуты и подлецы они». Лужин и Свидригайлов — второстепенные персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - помогают в полной мере раскрыть замысел произведения. Характеристика Лужина является отражением тёмной стороны души главного героя. С помощью этого персонажа автор опровергает теорию Раскольникова о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Свидригайлов , будучи глубоко порочным, развратным человеком, является тоже двойником Родиона Раскольникова. Характеристика героя позволяет понять, к чему может привести антигуманная теория Раскольникова, решившего разделить людей на две касты.

«Двойники» Раскольникова. «Плуты и подлецы они».

Лужин и Свидригайлов — второстепенные персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - помогают в полной мере раскрыть замысел произведения. Характеристика Лужина является отражением тёмной стороны души главного героя. С помощью этого персонажа автор опровергает теорию Раскольникова о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Свидригайлов , будучи глубоко порочным, развратным человеком, является тоже двойником Родиона Раскольникова. Характеристика героя позволяет понять, к чему может привести антигуманная теория Раскольникова, решившего разделить людей на две касты.

Лужин - расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» сорока пяти лет. «Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…» «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлю-бишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел . « Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату… а во всяком случае, я не могу стоять на одной доске…» «Давно уже…мечтал он о женитьбе..Он с упоением помышлял…о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной…которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному .

Лужин - расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» сорока пяти лет. «Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлю-бишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел .

« Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату…

а во всяком случае, я не могу стоять на одной доске…»

«Давно уже…мечтал он о женитьбе..Он с упоением помышлял…о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной…которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному .

«Двойники» Раскольникова. Лужин   «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…»  В основе теории Лужина лежит идея сильной личности, поставившей человека выше других для достижения своих целей. Лужин допускает свободу действий ради личных интересов .

«Двойники» Раскольникова. Лужин

«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…»

В основе теории Лужина лежит идея сильной личности, поставившей человека выше других для достижения своих целей. Лужин допускает свободу действий ради личных интересов .

Художественный портрет Свидригайлова основывается, прежде всего, на контрасте его происхождения и рода деятельности. С одной стороны, он дворянин, благородный человек с прекрасным образованием и воспитанием, с другой — карточный шулер.

«Всяк об себе сам

промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше сумеет надуть..» «.. Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?».

«…Росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид… Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво …»

«Вы, конечно, Авдотья Романовна, слышали тоже у них об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, ещё во время крепостного права. «— Я слышала, напротив, что этот Филипп сам удавился. «— Точно так-с, но принудила или, лучше сказать, склонила его к насильственной смерти беспрерывная система гонений и взысканий господина Свидригайлова»

«Плуты и подлецы они».Свидригайлов  Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире преступник. Его смерть – это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытание совестью.  «Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний и приходящему к смерти» (В.Шкловский)  П.Боклевский. Д.Шмаринов. Свидригайлов.

«Плуты и подлецы они».Свидригайлов

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире преступник. Его смерть – это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытание совестью.

«Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний и приходящему к смерти» (В.Шкловский)

П.Боклевский. Д.Шмаринов. Свидригайлов.

                            Изображение «двойников» главного героя     Достоевский изображает «двойников» Раскольникова - Пётра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова – с целью развенчать теорию главного героя. В общении с ними Родион Раскольников осознаёт несостоятельность созданной им теории.

Изображение «двойников» главного героя

Достоевский изображает «двойников» Раскольникова - Пётра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова – с целью развенчать теорию главного героя. В общении с ними Родион Раскольников осознаёт несостоятельность созданной им теории.

Материал для сочинения о «двойниках» Раскольникова

Лужин и Раскольников

Свидригайлов и Раскольников.

1.Кто такой Лужин? (часть 1, гл.3. Письмо матери)

2.Взгляды Лужина (часть 2, гл.5. Первая встреча с Раскольниковым)

1.Первые сведения о Свидригайлове. (Из письма матери Р.)

3.Лужин «показывает» себя (часть4, гл.2,3. Свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

2.Первая встреча с Раскольниковым (часть 4, гл.1,2)

4. Задуманная и сорвавшаяся подлость (часть 5, гл.1,3. Размышления Л. после разрыва с Д., сцена на поминках.)

3.Свидригайлов о себе (часть 6, гл.2 - 6).

Какова роль Лужина в идейно-художественном содержании романа?

4.Можно ли утверждать, что С. лишён нравственных устоев и живёт по принципу «всё позволено»? (О чём говорят его кошмары, в которых являются загубленные С. люди? Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? Почему он совершает самоубийство?)

 

 

Вывод: Лужин и Свидригайлов — второстепенные персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - помогают в полной мере раскрыть замысел произведения. В общении с ними Родион Раскольников осознаёт несостоятельность созданной им теории.

Домашнее задание Соня Мармеладова и Раскольников ( ч.1 – 6, эпилог ) Судьба Сони Мармеладовой (часть 1, гл.2 - исповедь Мармеладова; часть 3, гл.3 ) 1-я встреча Сони с Раскольниковым (часть 4, гл.4 – Раскольников у Сони). 2.Признание (часть 5, гл.4 – второе посещение Раскольниковым Сони) 3.Смиряется ли Раскольников? (часть 6, гл.6 – прощание с родными; часть 6, гл.8 – раскаяние. Чем вызвано решение признаться? Как сам герой понимает возможность смириться и смиряется ли?) 4.Итоги. Эпилог, гл.2 – возрождение надежд. Как Достоевский отвечает на вопрос: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?»

Домашнее задание

Соня Мармеладова и Раскольников ( ч.1 – 6, эпилог )

Судьба Сони Мармеладовой (часть 1, гл.2 - исповедь Мармеладова; часть 3, гл.3 )

1-я встреча Сони с Раскольниковым (часть 4, гл.4 – Раскольников у Сони).

2.Признание (часть 5, гл.4 – второе посещение Раскольниковым Сони)

3.Смиряется ли Раскольников? (часть 6, гл.6 – прощание с родными; часть 6, гл.8 – раскаяние. Чем вызвано решение признаться? Как сам герой понимает возможность смириться и смиряется ли?)

4.Итоги. Эпилог, гл.2 – возрождение надежд.

Как Достоевский отвечает на вопрос: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?»

Соня Мармеладова и Раскольников Соня Раскольников 1Кроткая, добрая. Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие. Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица. . Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его Полуграмотна, плохо говорит, читает только «Евангелие». предчувствий. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни. Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик. Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя. У нее есть смысл жизни: любовь, вера. У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.

Соня Мармеладова и Раскольников

Соня

Раскольников

1Кроткая, добрая.

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие.

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица.

. Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке.

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его

Полуграмотна, плохо говорит, читает только «Евангелие».

предчувствий.

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни.

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.

Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик.

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя.

У нее есть смысл жизни: любовь, вера.

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.

Соня переступила нравственные законы общества ради других, убив себя, принеся себя в жертву. Соня - нравственный ориентир автора Раскольников переступили нравственные законы общества, «убив других» и «убив себя». Убив старуху, совершает бунт Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение, не бунтует, а только надеется на Бога. Преступить другого – для нее значит – погубить себя. Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей. Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей и истинность Сониной «теории»). После этой встречи Раскольников во всем признается Соне и отдает себя в руки правосудию. Каторга станет своеобразным очищением от грехов. Какими путями проникают Истина, Добро и Красота в человеческую душу, согласно Достоевскому? Смирение Любовь

Соня переступила нравственные законы общества ради других, убив себя, принеся себя в жертву. Соня - нравственный ориентир автора

Раскольников переступили нравственные законы общества, «убив других» и «убив себя». Убив старуху, совершает бунт

Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение, не бунтует, а только надеется на Бога. Преступить другого – для нее значит – погубить себя. Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова.

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей. Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей и истинность Сониной «теории»). После этой встречи Раскольников во всем признается Соне и отдает себя в руки правосудию. Каторга станет своеобразным очищением от грехов.

Какими путями проникают Истина, Добро и Красота в человеческую душу, согласно Достоевскому?

Смирение

Любовь

Ф,м,Дост  «Преступление и наказание»  Эрнст Неизвестный Ф.М.Достоевский

Ф,м,Дост

«Преступление

и наказание»

Эрнст Неизвестный

Ф.М.Достоевский

  Эрнст Неизвестный. Иллюстрации к

  Эрнст Неизвестный. Иллюстрации к "Преступлению и наказанию"

 

Мысль-возмездие

Двойники Раскольникова

Убийство

Вера-отчаяние

Иллюстрируя «Преступление и наказание», Эрнст Неизвестный не просто следовал сюжету, но интерпретировал текст, обнажал внутренний механизм романа в стиле «сюрреалистического натурализма». Мучительное состояние внутренней раздвоенности героя романа художник передал с помощью профилей, обращённых друг к другу. Художник сумел передать мучительное состояние внутренней раздвоенности героя романа, философские и нравственные идеи Достоевского

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА Личина – маска, дьявол. Личина. Лицо. И расколотый лик.  И пальцы руки. И сон в руку...  И черное солнце выводит по кругу  Топор под крестом и захлебнувшийся крик.   «Арифметика» На иллюстрации отражена теория Раскольникова : “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.   

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА

Личина – маска, дьявол.

Личина. Лицо.

И расколотый лик. И пальцы руки.

И сон в руку... И черное солнце выводит по кругу Топор под крестом и захлебнувшийся крик.

«Арифметика» На иллюстрации отражена теория Раскольникова : “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.

  " Смеющаяся старуха».  Изображена убитая процентщица. Сон Раскольникова , когда он видит старуху, которая после убийства смеётся над ним. Она мертва, но её лицо изображено чётко, Раскольников же начертан символично, он как бы сам умер: «Я не старуху убил, я себя убил».

«Между крестом и топором» - два состояния Раскольникова: до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи Старуха является мостом из одного мира в другой. Топор – символ убийства, зло, а крест – добрые намерения, добро.

На этой картине художник иллюстрирует то, что в какой-то степени можно назвать идеей всего романа или опровержением идеи Раскольникова – права необыкновенных людей на убийство, право «переступить через препятствие» ради достижения цели. Эта иллюстрация доказывает, что душа человека, «переступившего через препятствие»,уже никогда не будет чистой, и чем больше было этих «препятствий», тем тяжелее груз убитых давит на душу и сердце. «Груз убитых» можно соотнести с последними снами Раскольникова, в которых он сам уже осознаёт ошибочность теории, с его подсознанием. Ведь в глубине души он знал с самого начала, что убийство – грех, который бесследно не исчезнет, независимо от того, через какого человека он «переступил» - через «вошь», или через «необыкновенного». Если бы Раскольников так не думал, то он бы просто пошёл и убил, без всяких рассуждений, он бы не боялся убийства и не подменял бы слово «преступление» на слово «дело» или «это».Обращают на себя внимание головы убитых, округлые, с большими глазницами, похожие на черепа. Заметно, что на картине – лишь головы, это наводит на мысль, что и у тех, кого Раскольников считал «обыкновенными» и бесполезными людьми, тоже была, так сказать, своя голова на плечах, у них были свои размышления, и ни один из них не был «вошью» - очередное опровержение теории.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!