СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметных компетенций на уроках по теме "Морфемика и словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теме "Морфемика и словообразование" , на первый взгляд, кажется обучающимся не столь важной. Но эта тема непосредственно связана с орфографией и достаточно важна.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметных компетенций на уроках по теме "Морфемика и словообразование"»

ТЕМА: Понятие морфемы. Морфемный разбор слова.

ЦЕЛИ УРОКА

1. Образовательная: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания. Закрепить умения определять способ словообразования слов

2. Развивающая:

обеспечение условий для развития общеучебных умений: слушать, выражать суждения в устной и письменной формах, задавать вопросы и отвечать на них.

3. Воспитательная:

создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности

ТИП УРОКА:  комбинированный урок

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный; наглядный

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: презентация, раздаточный материал, схема.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала.

Какой раздел науки о языке изучает состав слова?

Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

Что изучает морфемика?

Какие морфемы русского языка вы знаете?

Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

Общие черты и различия морфемы и слова.

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от «дирижировать»; «режиссёр» от «режис­сировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предло­жения.

2. Система морфем русского языка.

Перечислите известные типы морфем

Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например, окончание — флексия, приставка — префикс.

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

— — Что называется корнем?

Что такое окончание?

Какие слова не имеют окончания?

Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).

Окончание может быть нулевым, т. е. таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: стол — стола — столу — сто­лом — столе; ручей — ручь[йа] — ручь[йу]; рисовал — рисовала — рисовали; умыл ся — умылась — умылись.


Составление таблицы «Способы словообразования»

Схема

Морфемы русского языка

Морфемы



Корни Аффиксы



Аффиксы основы Окончание (флексия)

(приставка, суффикс, постфикс, интерфикс)

Задание Найдите и выпишите окказиональные слова (индивидуально-авторские неологизмы). Определите способ образования.

Словообразующие и формообразующие аффиксы.

Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразова­тельными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразова­тельными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.

Примечание.

При указании на формообразующие аффиксы не­обходимо уточнить, что по окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:


1) в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во-вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непере­ходность, возвратность/невозвратность;

2) у глагола в прошедшем времени — суффикс -л: бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;

3) у причастий и деепричастий как особых форм глагола — суф­фиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ;-а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;

4) при образовании степеней имен прилагательных: сравни­тельная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше (-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;

5) в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формо­образующем постфиксе, при образовании возвратного глагола - о словообразующем. Можно предложить уча­щимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими. В первом случае имеем дело с возвратным гла­голом (действие возвращается на его производителя: ста­рушка сама поднимает себя), следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднима­ет, а его поднимают рабочие), следовательно, постфикс -ся формообразующий.


Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)

В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.


Что значит чередование в частях слова?

В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.

Варианты могут быть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:


Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а (опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука (день — дня), о//нуль звука (сон — сна) и согласных к//ч (пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).


Упр 77, стр.69.. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.


Разбор слова по составу

Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.

План разбора

1. Определить, к какой части речи относится слово.

2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.

3. Выделить корень, подобрав родственные слова.

4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.

5. Представить морфемный состав слова графически.


Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).


Правописание о и ё после шипящих в корне слова

Зачем надо знать состав слова?


— Объясните правописание гласной в корне слова после шипящей:

шёл, шорты, чёрточка, шорох. (После шипящих в корне слова под ударением пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется ё: жёлтый — желтеть, шёлк шелка.)

Словарный диктант

(Учащиеся по цепочке объясняют правописание пропущенной орфограммы

Веч..рка, же.хткий, зач..т, крыж..вник, маж..р, печ..нка, прич. ска, расч.хка, уч..ба,

ч..рный, ч..рт, ш..в, ш..к, ч..рточка, ч..рствый, деш..вый, реш..тка, ш..рох, чащ..ба, ш..пот,

щ..лка, щ..тка, обж..ра, ож..г руку, тяж..лый ож..ги, ш..тландский, Ж..рж, Печ..ра, Печ..рин

Ш..лохов, Щ..рс, Ш.стакович.

Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях.

Распределительный диктант

— Запишите слова в два столбика в зависимости от гласной в окончании.

Мячом, ножом, пажом, стеллажом, пейзажем, престижем, параличом, шалашом, плачем, овощем, межой, свечой, баржей, тучей, ношей, пищей.

— От чего зависит выбор гласной? (После шипящих под ударением пишется о, без ударения — е: ножом, пищей.)

После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

а) в окончаниях глаголов: печёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе — ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных: -ёвк: размежёвка;

г) в суффиксе существительных — ёр: дирижёр, стажёр.


  1. Закрепление пройденного

Индивидуальное задание

Упражнение 329, стр.232

Самостоятельная работа.

Вариант 1

Поставить в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их

правописание.

Образец: алыча алычой, груша грушей.

Межа, свеча, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.

Вариант 2

С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных

Образец: кумач — кумачовый

Алыча, груша, камыш, ключ, ёж, нож, спаржа.


  1. Домашнее задание.стр.67-68, упражнение 75


  1. Подведение итогов

ТЕМА: Способы словообразования. Приставки ПРЕ-, ПРИ.

ЦЕЛИ УРОКА

1. Образовательная: обобщение знаний о способах словообразования (мор­фологических и неморфологических); морфемный и сло­вообразовательный анализ слова.

2. Развивающая:

обеспечение условий для развития общеучебных умений: слушать, выражать суждения в устной и письменной формах, задавать вопросы и отвечать на них

3. Воспитательная:

создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, коммуникабельности

ТИП УРОКА:  комбинированный урок

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:  таблица, презентация


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

— Что изучает словообразование?

— Как связаны между собой морфемика и словообразование? В чем состоит их различие?

— На какие группы делятся способы словообразования?

— Назовите морфологические способы словообразования.

— Какие неморфологические способы словообразования вам известны?



Составление таблицы.

Заполните таблиц: дать спо­собы словообразования, виды и примеры. Анализируя эти три колонки, обучающиеся должны определить путь словообразования и изменение части речи. Подобная работа может проводиться коллективно, в малых группах или парах.

Таблица

Способы словообразования, виды, путь и изменение части речи

Морфологический

Неморфологический

Приставоч­ный: Лететь — при-­лететь.

Переход слов из одной части

речи в другую:

Больной человек —

больной лежал на кровати.

Присутствующие


Суффиксальный: Берез-а — берез-ов-ый.


Приставочно-суффиксальный:

Свеча — под – свеч -ник.

Безаффиксный: Синий — синь.


Сложение: Диван + кровать —диван- кровать, универсам, вуз


Словообразовательный разбор слова.

Алгоритм опреде­ления словообразовательной структуры слова.

1. Выделите морфемы.

2. Если основа нечленимая, то либо произошел переход из од­ной части речи в другую, либо слово непроизводное.

3. Если основа членимая, то отбрасываем по одному аффик­су и смотрим, есть ли такое слово. Запомните! Для обра­зования новых слов всегда используется минимум слово­образовательных средств: сокруши-тельн-ый от сокрушить, а не от крушить.

4. При определении способа словообразования лучше исполь­зовать прямое толкование слов: горож-анин — житель горо­да, стол-ик — маленький стол.

5. В парах глагол — существительное, прилагательное — суще­ствительное производящим является слово, значение кото­рого совпадает с частеречным значением: призыв от призы­вать (а не наоборот), синь от синий.

Правописание приставок


ПРИСТАВКИ НА  -З (-С) И УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ
  1. Распределите в три столбика слова.



Работа у доски.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте приставки в словах:

Сбавить, разбавить, создавать, беспредельный, сбиться, здание, исцарапать, бесконечный, изжарить, сберегать, здороваться, сжечь, истомиться, воспарить, сдача, нисходить, низший, сгинуть, ни зги (не видно), разбежаться, сдвоить, раздвоиться, сдельщина, сдоба, здешний, сделать, взбежать, вспарывать, взбираться, вскричать.



Работа с учебником. Выполнение упражнения 120 (П) .



Правописание приставок пре--, при-.

Самостоятельная работа.

       Прочитайте материал учебника (стр 63 ). Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».



Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1.

2.

3.

4.


Пре-

1.

2.




       Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.

Таблица

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие


Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-




Вывод по теме.

Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?



Задание№1. Из приведенного ниже списка сначала выпишите слова, в которых ПРЕ и ПРИ являются приставками, затем - слова, в которых ПРЕ и ПРИ – часть корня.

Приумолкнуть, приоритет, прекрасный, преграждать, пренебрежительно, президиум, призыв, приключение, привилегия, преступник, преамбула, приостановить, приглашение, претендент, приглушить, примитивный, привстать, прибавить, преувеличить, перераспределение, пресыщение, приоритет, прекращать, преисполненный, престарелый, принуждать, презентация, примадонна, приглашение, невосприимчивый, придираться.


Запомните!

Пребывать (находиться) в городе – прибывать (приезжать) в город,

Предать (отдать в чьи-либо руки) – придать (дать что-либо дополнительно)

Предел (граница чего-либо) – придел (пристройка храма)

Презирать (относиться презрительно) – призреть (дать кому-то приют и пропитание)

Преклонить (склонить, опустить вниз) – приклонить (нагнув, приблизиться к чему-либо)

Преступить (отступить от чего-либо) – приступить (приняться за что-либо)

Претворить (осуществить) – притворить (прикрыть)

Преуменьшить (во много раз) – приуменьшить (слегка)

Преходящий (временный, недолговечный) – приходящий (пришедший куда-либо)

Преемник (наследник) – приёмник (радио) – восприемник (крёстный отец)


Самостоятельная работа. Составьте небольшой рассказ на свободную тему, максимально использовав в нем слова с ПРЕ и ПРИ.


  1. Домашнее задание. с 232, упр.84

  2. Подведение итогов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!