Уроки по теме «Степень с натуральным и целым показателем»
Цели урока:
- Образовательные: Познакомить учащихся с понятием степени с целым показателем и её свойствами. Научить применять изученные понятия и свойства при вычислениях и преобразованиях.
- Развивающие: Развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.
- Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Тем, кто учит математике,
Тем, кто учит математику,
Тем, кто знает и любит математику,
И тем, кто ещё не знает, что он любит математику,
Работать сегодня на уроке.
2. Мотивация урока.
Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.
У – успех,
Р – радость,
О – одаренность,
К – коллектив.
Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.
Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
3. Актуализация изучения темы.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя. А начать наш урок я хотела бы с выяснения вопроса: встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом «степень»? Давайте приведем примеры словосочетаний из жизни, в которых оно используется, и попытаемся с их помощью разобраться, что же в жизни означает слово «степень».
точности
Степень усвоения
качества
знаний
- Каким же близким по смыслу словом можно заменить слово “степень”?
- А где мы можем уточнить его значение?
(в толковом словаре)
- Степень – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь.
- Слово “степень” находит широкое применение и в математике.
Вспомним известную украинскую пословицу: «Знание собираются по капле, как вода в долине.» И соберём по капельке всё, что учили по теме: «Степень» в младших класах.
1. Дайте определение степени с натуральным показателем. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется произведение п множителей, каждый из которых равен а.)
2. Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)
3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем)
4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)
5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)
6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем? (При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число)
Также устно, с полным объяснением, вычислить:
![](file:///C:/Users/ASUS/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image001.gif)
Решить № 226, 227, 228.
4. Изучение нового материала.
Взгляните на число.
.
Как вы думаете, это положительное или отрицательное число?
"Не верь глазам своим" - сказал бы Козьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным. И сейчас мы разберемся, что вообще означает такая запись.
Историческая справка. Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."
Упражнение 1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел ...1000, 100, 10,...
(1, 1/10, 1/100, 1/1000...).
Упражнение 2. Представьте каждое из этих чисел в виде степени числа 10:
...1000,100,10, 1, 1/10, 1/100,1/1000...
(... 103, 102, 101, 10°, 1/101, 1/102, 1/103...)
Упражнение 3. Подпишите под этими числами показатели степеней:
3, 2, 1, 0,....
Продолжив этот ряд, мы получим числа -1, -2, -3 и т.д.
Сравним показатели соседних степеней. Показатель каждой степени на 1 меньше следующего. Распространим этот закон на числа справа от 10°. Получим: 1/101 = 10-1, 1/102 = 10-2...
Получается такая строка:
10-3, 10-2, 10-1, 10°, 101, 102, 103...
Вопрос. Можем ли мы взять степень с другим основанием? С любым?
Ответ. Кроме 0.
Вывод. Итак, мы можем это соглашение распространить на любое число а, отличное от нуля. Запишите в тетради формулу:
Работа с учебником
Работа с определениями п.8 (с.62, 63).Эта работа полезна тем, что учит учащихся выделять основное в тексте.
Следующее упражнение целесообразно для формирования алгоритма вычисления значения выражений, содержащих степень с отрицательным целым показателем.
Упражнение 4. Вычисли значение выражения:
Учащимся предлагается проанализировать последовательность предложенных шагов, установить верную последовательность и обобщить алгоритм вычисления значений такого типа выражений (содержащих степень с отрицательным показателем).
1) Выполнить возведение в степень;
2) Выполнить действия с дробями;
3) Заменить степени с отрицательными показателями на степени с натуральными показателями.
Верная последовательность выполнения шагов:
1) Заменить степени с отрицательными показателями на степени с натуральными показателями;
2) Выполнить возведение в степень;
3) Выполнить действия с дробями.
Вопрос. Имеет ли смысл выражение 0-5?
Ответ. Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля.
Вывод. 0n имеет смысл только при положительных значениях n.
5. Физкультминутка
Учащимся даётся установка: «Расслабьтесь. Выпрямите спины и внимательно следите за движением шарика на экране, повторяя его движение не только глазами, но и головой.» Это упражнение позволит снять напряжение спины и зрения.
6. Закрепление нового материала.
Решить № 231, 232, 234, 236, 237, 240.
7. Самостоятельная работа.
Решить № 238.
8. Рефлексия.
Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»
Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока:
«Сегодня на уроке я узнал …»
« Наиболее трудным для меня было…»
«Больше всего мне понравилось…»
«Завтра я буду более успешным, потому что…»
Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.
9. Итоги урока. Д/з.
Интегрированное домашнее задание
- Обязательный уровень: прочитать п.8. с. 62, 63, устно ответить на вопросы 1 – 2 стр.65; решить №№ 233, 235;
- Повышенный уровень: решить №№233, 235, 239, 241;
- Творческий уровень: составьте математическую шифровку, используя степень с целым отрицательным показателем.
Известный математик К. Вейерштрасс сказал: «Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе».
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем