«УРОКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
Шляпкина М.В.
ОГБПОУ «РПК», г. Родники, Ивановская область
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов (частей) этих программ организуется в форме практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая как отдельные учебные предметы и курсы общеобразовательного цикла, так и дисциплины (модули) всех других циклов (всех видов практики), предусмотренных учебным планом образовательной программы.
Цель работы: формирование профессиональной компетентности обучающихся при изучении общеобразовательных дисциплин.
Задачи:
углубление, расширение и систематизация знаний обучающихся, используемых в различных профессиях;
формирование умений работать с учебной, научно-популярной, энциклопедической литературой.
Ожидаемый результат при проведении уроков практической подготовки при изучении общеобразовательных дисциплин:
приобретение знаний, связанных с получаемой профессией или специальностью;
развитие интереса к дисциплине, формирование навыков самостоятельного мышления.
Как правило, знания обучающихся по учебной дисциплине носят формальный характер, а трудовые действия и операции становятся недостаточно осознанными. Вот почему практическая подготовка становится необходимым условием преподавания.
Изучение общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования тесно связано с общепрофессиональными дисциплинами и междисциплинарными курсами.
Для успешного внедрения знаний по общеобразовательным дисциплинам, связанных с изучаемой профессией или специальностью, необходимо в рабочей программе, в календарно-тематическом планировании (непосредственно в темах урока продумать содержание материала, связанного с профессиональной направленностью, т.е. выделить уроки практической подготовки). В любом случае, о какой бы общеобразовательной дисциплине ни шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют обучающихся на профессиональную направленность.
На минуту представим, что мы с вами на уроке химии. Изучаемая тема - «Дисперсные системы». Знакомясь с определениями дисперсных систем, достаточно сложно понять о каких веществах пойдет речь на уроке. Но когда мы переходим к классификации дисперсных систем и примерам, то становится понятным, какие вещества будут изучены на уроке.
Мы с вами живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Снег, наст, столб дыма над печной трубой. Все это дисперсные системы. А сейчас посмотрите на примеры дисперсных систем и ответьте мне на вопрос: С какими дисперсными системами вы встречаетесь в своей профессии или специальности? Действительно, в профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», мы используем, например, сплавы различных металлов. При освоении профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» мы сталкиваемся с аэрозолями (карбюраторная смесь в двигателях автомобилей, дым, смог) и эмульсиями (нефть). В профессии «Мастер отделочных строительных работ», специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» мы работаем с суспензиями (строительные растворы) и эмульсиями (водоэмульсионные краски). В профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питания» мы встречаемся с эмульсиями (молоко), пенами (взбитые сливки), золями (крахмал), гелями (мармелад).
В ходе изучения общеобразовательных дисциплин можно использовать различные вопросы, тесты, задачи, в которых прослеживается связь с будущей профессией.
Проведение уроков практической подготовки способствует:
развитию познавательной активности обучающихся,
умению комплексно усваивать знания в процессе теоретического и производственного обучения.
Уроки практической подготовки дают возможность:
показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике;
понять, что естественные и точные науки являются очень важными в освоении будущей профессии, так как лежат в основе многих процессов.
Уроки практической подготовки при изучении общеобразовательных дисциплин помогают добиться большей эффективности в профессиональной подготовке, способствует формированию трудовых навыков.