ГКС (к) ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3»
«Уроки ручного труда в начальных классах школы VIII вида»
Подготовила:
С.С. Левина, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
г. Волгоград, 2015 г.
Слайд № 2.
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев…»
В. А. Сухомлинский
Слайд № 3.
Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Слайд № 4.
Обучение труду в младших классах школы VIII вида направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;
воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в паре, коллективе);
ознакомление с правилами безопасности труда и санитарно-гигиеническими требованиями;
воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
формирование знаний о различных видах ручного труда;
ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;
обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов.
Слайд № 5.
Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);
планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)
Слайд № 6.
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:
максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
замедленность обучения;
подачу учебного материала малыми порциями;
максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
предварение изучения нового материала пропедевтикой;
руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;
подбор доступных для работы поделочных материалов.
Слайд № 7.
В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором». Данные виды работ имеют тесную связь с профилями обучения в среднем и старшем звене.
Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения работы, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка.
Определяющими требованиями в содержании обучения для учителя начальных классов является учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность.
Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов.
Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.
Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.
Слайд № 8.
К перечню типового оборудования для уроков ручного труда в 1-4 классе можно рекомендовать следующие материалы:
Наборы цветной бумаги.
Набор цветного картона.
Листы белой плотной чертежной бумаги.
Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер.
Набор разноцветного пластилина — 12 цветов.
Нитки — «ирис» разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 клубку каждого цвета на весь класс).
Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки.
Металлоконструктор и т.д.
Слайд № 9.
Комплект инструментов для работы на учебный год:
Ножницы.
Стека для пластилина.
Иголка большая (длина 8 см).
Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем).
Ручка шариковая.
Фломастеры разных цветов.
Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом.
Слайд № 10.
Вспомогательное оборудование:
Слайд № 11.
В методике обучения труду выделяется несколько групп ведущих программных умений и навыков, которыми дети овладевают в течение всего трудового обучения. Определяется уровень требований, предъявляемых к учащимся в конце каждого года с учётом учебно-воспитательных и специальных (коррекционно-развивающих) задач трудового обучения. К ним относятся общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и специальные трудовые умения (организационные, двигательные и перцептивные — восприятие формы, конструкции, пространства, цвета объекта труда).
Слайд № 12.
Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе мы сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям умственно отсталых детей, и с многим другим. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на этих детей.
Слайд № 13.
Методическую помощь в организации и проведении уроков ручного труда в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также внеклассной деятельности учащихся оказывает учебно-методический комплект (УМК):
учебная программа Н. Н. Павловой «Трудовое обучение», изданной в сборнике программ подготовительного и 1—4-го классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В. В. Воронковой) и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
учебник - практикум «Ручной труд», методические рекомендаций к организации и проведению уроков трудового обучения, предназначенных для учителей, воспитателей и родителей;
демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты.
Слайд №14.
Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха.
Слайд № 15.
Итоги работы можно увидеть на классных и школьных выставках.
В рамках внеклассной работы проводится ежегодно силами учителей начальных классов праздник труда, где выявляются лучшие умельцы года.
Ежегодно на Неделе трудового обучения педагоги среднего и старшего звена приглашают обучающихся начальных классов на экскурсии и праздники.
7