СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки ручного труда в начальных классах коррекционной школы" (материалы выступления на спецсеминаре)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.  В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.   

Просмотр содержимого документа
«"Уроки ручного труда в начальных классах коррекционной школы" (материалы выступления на спецсеминаре)»

ГКС (к) ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3»












«Уроки ручного труда в начальных классах школы VIII вида»









Подготовила:

С.С. Левина, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.
















г. Волгоград, 2015 г.


Слайд № 2.

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев…»

В. А. Сухомлинский

Слайд № 3.

Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. 
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. 

Слайд № 4.


Обучение труду в младших классах школы VIII вида направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач: 

  • воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты; 

  • воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в паре, коллективе); 

  • ознакомление с правилами безопасности труда и санитарно-гигиеническими требованиями; 

  • воспитание уважения к своему труду и к труду других людей; 

  • воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда); 

  • сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях; 

  • формирование знаний о различных видах ручного труда; 

  • ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами; 

  • обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала; 

  • обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов.

Слайд № 5. 

Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на: 

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);

  • планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 

  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 

  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 

  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Слайд № 6.

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: 

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; 

  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); 

  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; 

  • замедленность обучения; 

  • подачу учебного материала малыми порциями; 

  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; 

  • предварение изучения нового материала пропедевтикой; 

  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; 

  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; 

  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

Слайд № 7. 

В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором». Данные виды работ имеют тесную связь с профилями обучения в среднем и старшем звене.


Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения работы, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. 


Определяющими требованиями в содержании обучения для учителя начальных классов является учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. 

Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов.

Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. 


Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения. 


Слайд № 8.


К перечню типового оборудования для уроков ручного труда в 1-4 классе можно рекомендовать следующие материалы:


  • Наборы цветной бумаги.

  • Набор цветного картона. 

  • Листы белой плотной чертежной бумаги. 

  • Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер. 

  • Набор разноцветного пластилина — 12 цветов. 

  • Нитки — «ирис» разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 клубку каждого цвета на весь класс). 

  • Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки. 

  • Металлоконструктор и т.д.

Слайд № 9. 

Комплект инструментов для работы на учебный год: 

  • Ножницы. 

  • Стека для пластилина. 

  • Иголка большая (длина 8 см). 

  • Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем). 

  • Ручка шариковая. 

  • Фломастеры разных цветов. 

  • Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом. 

Слайд № 10.

Вспомогательное оборудование: 

  • Доска подкладная для работы с пластилином. 

  • Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. 

  • Коробочки для мусора. 

  • Баночки для клея. 

Слайд № 11.

В методике обучения труду выделяется несколько групп ведущих программных умений и навыков, которыми дети овладевают в течение всего трудового обучения. Определяется уровень требований, предъявляемых к учащимся в конце каждого года с учётом учебно-воспитательных и специальных (коррекционно-развивающих) задач трудового обучения. К ним относятся общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и специальные трудовые умения (организационные, двигательные и перцептивные — восприятие формы, конструкции, пространства, цвета объекта труда). 

Слайд № 12.

Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе мы сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям умственно отсталых детей, и с многим другим. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на этих детей. 

Слайд № 13.

Методическую помощь в организации и проведении уроков ручного труда в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также внеклассной деятельности учащихся оказывает учебно-методический комплект (УМК): 

  • учебная программа Н. Н. Павловой «Трудовое обучение», изданной в сборнике программ подготовительного и 1—4-го классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В. В. Воронковой) и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; 

  • учебник - практикум «Ручной труд», методические рекомендаций к организации и проведению уроков трудового обучения, предназначенных для учителей, воспитателей и родителей; 

  • демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты. 

Слайд №14.


Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха. 


Слайд № 15.


Итоги работы можно увидеть на классных и школьных выставках. 
В рамках внеклассной работы проводится ежегодно силами учителей начальных классов праздник труда, где выявляются лучшие умельцы года.

Ежегодно на Неделе трудового обучения педагоги среднего и старшего звена приглашают обучающихся начальных классов на экскурсии и праздники. 



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!