СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок– игра для учащихся 9, 11 классов «Умники и умницы». Тема «Великая Отечественная война»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра состоит из этапов: оргмомент (объяснение правил), отборочный тур (вопросы по теме урока), выбор дорожки победителями, выполнение заданий по номинациям.

Просмотр содержимого документа
«Урок– игра для учащихся 9, 11 классов «Умники и умницы». Тема «Великая Отечественная война»»

Урок – игра для учащихся 9, 11 классов «Умники и умницы».

Тема «Великая Отечественная война»

Цели игры: 1. Развитие интереса учащихся к предмету, к истории Отечества

2. Развитие творческих способностей учащихся, умения мыслить в нестандартной обстановке.


Оборудование:

Плакаты с заданиями отборочного тура

Дорожки трёх цветов

Плакаты с названием номинаций

Медали.


ХОД ИГРЫ.


  1. ОРГМОМЕНТ.


Вед. Сегодня наш урок проходит в игровой форме. Тема игры обширна – Великая Отечественная война. Это событие – важное в истории нашей страны. Мы, живущие спустя более 60 лет после окончания войны, причастны к ней через своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Мы обязаны помнить об этом событии, знать героев. Уроки истории только помогают прикоснуться к этим событиям, а узнавать и изучать войну вы должны самостоятельно по книгам, по талантливым фильмам, рассказам свидетелей, которых с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. Цель нашей игры – выяснить, насколько успешно вы ориентируетесь в событиях войны, героях. Поскольку это игра проходит в рамках школы, то мы не можем обещать победителю поступления в престижный вуз, но интерес в игре имеется. Итак, участники игры начинают своё движение к пятёрке за второй триместр, вне зависимости от оценок, которые были получены на уроках. Победитель получает пятёрку за триместр.

Позвольте представить главного судью нашего сегодняшнего сражения учителя истории Валентину Васильевну. С этого момента она будет называться Ваша Честь и будет воплощением справедливости.

Начинаем отборочный тур. Его цель определить трёх претендентов на награду.


  1. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР.


Желающие участвовать в игре приготовьте карточки с буквами. Правило отборочного тура: вы поднимаете карточку с буквой правильного ответа сразу же после оглашения вопроса. Отборочный тур проходит тот, кто быстрее и правильно ответит на вопрос. Ответ только один. По просьбе судьи вы должны будете прокомментировать ответ.

1 вопрос отборочного тура.


КАКОЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СОБЫТИЙ НАРУШАЕТ ХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ?


А. Смоленское сражение

Б. Сражение под Прохоровкой

В. Битва под Москвой

Г. Сталинградская битва





2 вопрос отборочного тура.


ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПРОИЗОШЛО

А. 5 июля 1943 года

Б. 30 апреля 1945 года

В. 27 января 1944 года

Г. 2 февраля 1943 года.


3 вопрос отборочного тура


НЕМЕЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ «ЭДЕЛЬВЕЙС» ПРЕДУСМАТРИВАЛА

А. Захват Донбасса
Б. Разгром русских дивизий под Курском

В. Захват Кавказа

Г. Уничтожение славян и евреев


4 вопрос (запасной)

Про какой русский город Геббельс заносчиво говорил: «Если русские обороняли … 250 дней, то мы будем его оборонять 15 лет».


А. Сталинград

Б. Ленинград

В. Киев.

Г. Севастополь

Итак, у нас определились три победителя. Это …

Следующий этап нашей игры – определение дорожек продвижения к нашей цели.


ЭТАП - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОРОЖЕК.

Этот этап включает два задания.

Задание №1. «Наш великий и могучий»

Вы получаете листки со словами, в которых допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Время выполнения – 30 секунд.


МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ


ТЕРИТОРИЯ территория


ДЕНОНСАЦИЯ


ЭШИЛОНИРОВАННЫЙ эшелонированный


ОККУПАЦИОННЫЙ


ДЕПОРТАЦИЯ


ДЕВИЗИЯ дивизия


ПОТСТДАМСКАЯ Потсдамская


2 задание . Вам нужно было придумать речь на тему: «Осторожно: война»

Время на обдумывание 30 секунд, время выступления – 30 секунд.




Начинаем финальное движение к пятёрке.

Перед вами четыре номинации, которые вы можете себе выбрать для ответа на вопрос.

БИТВА

ПЛАН

ТЕХНИКА

ПОЛКОВОДЦЫ


Время на обдумывание вопроса – 30 секунд.













ВОПРОСЫ НОМИНАЦИИ «БИТВА»


  1. Это военное событие зарубежные историки называют «чудом». Приводят причины этого «чуда»:

- «генерал Зима» с 30-40 градусными морозами;

- кадровые сибирские дивизии, хорошо одетые, оснащённые для войны в зимних условиях.


О каком «чуде» идёт речь? Каковы истинные причины данного «чуда»?


  1. Английский историк Алан Кларк так описывает эту битву: «В … каждая битва выливалась в схватку между отдельным лицами. Солдаты выкрикивали ругательства и издевались над противником, от которого их отделяла улица; часто, перезаряжая оружие, они слышали дыхание врага в соседней комнате» О какой битве идёт речь?

  2. Это самое крупное и упорное сражение начального периода войны. «Бои … запомнились как одно сплошное, не прекращавшееся ни на одну минуту грандиозное сражение», - писал Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко. В ходе двухмесячных ожесточённых боёв была обескровлена вражеская группа армий «Центр». Стратегия блицкрига провалилась. О каком сражении идёт речь?


ОТВЕТЫ:

  1. Битва под Москвой. Причины победы: измотанная немецкая армия; упорное сопротивление русской армии; возможность перебросить свежие силы с Восточных рубежей.

  2. Битва за Сталинград. Линия фронта проходила по улицам города, домам.

  3. Смоленское сражение.
















НОМИНАЦИЯ «ПЛАН»


  1. С февраля 1941 года на большой высоте – до 12 тыс метров – осуществлялись полёты немецкой авиации. Предположите, с какой целью это делалось?

  2. Этот план Гитлер рассматривал и утверждал довольно долго, так как исход этого плана должен был решить весь ход летней кампании 1943 года. Его интересовало мнение полевых командиров, запрашивал сведения о выпусках танка «пантера». В личной беседе с Гудерианом он признался, что при мысли об этом наступлении «у него начинает болеть живот». Однако план был принят, но в нём нашла отражение старая формула «блицкрига»: - налёт пикирующих бомбардировщиков; - короткая интенсивная артподготовка; - массированный танковый удар при поддержке пехоты. Экипажи танков получили строгие инструкции: «Ни при каких обстоятельствах не останавливать танк. Продолжать движение, пока танк не утратил мобильность. В случае утраты мобильности экипаж должен продолжать вести огонь из неподвижного танка»

  3. Самым мощным было наступление наших войск в Белоруссии, начавшееся 23 июня 1944 года. Главный удар был нанесён на центральном направлении, где из-за обилия озёр и болот противник не ожидал наступления. Немецкие войска были наголову разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилёва, Орши. В окружении оказалось 30 дивизий противника. Освобождена от врага была не только вся советская Белоруссия, но и значительная часть Литвы и Восточной Польши.


ОТВЕТЫ:


  1. Эти полёты проводились с разведывательной целью. По плану «Барбаросса» немецкие самолёты успели разбомбить русские аэродромы именно в результате данных разведывательных действий.

  2. Речь идёт о плане «Цитадель» - плане ликвидации Курского выступа.

  3. Операция «Багратион»












НОМИНАЦИЯ «ТЕХНИКА»

  1. Это случилось в июле 1941 года. Танки 17 немецкой дивизии продвигались вперёд, оставив далеко позади свои тыловые части. Боеприпасы на исходе. Вдруг из густой ржи выползает приземистый русский танк, незнакомого силуэта. Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни. В бой вступила немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигающийся танк, пока он не подошёл вплотную к пушке, развернулся на своих широких гусеницах и вдавил её в землю. Это была первая встреча немецких танкистов с нашим танком. Каким? В чём его достоинства?

  2. Немцы называли его «Шварце тодт» («Чёрная смерть»), «летающий дот». Широкую известность получил такой случай. Русский самолёт подвёргся атаке сразу четырёх немецких истребителей, вооружённых пушками и пулемётами. Первый истребитель зашёл в хвост «летающему танку» и выпустил по нему весь свой боезапас – никакого видимого эффекта. Один за другим 3 истребителя проделали то же самое – наш самолёт продолжает лететь! Не верящий своим глазам немецкий лётчик связался по рации с другим пилотом и спросил: почему этот русский самолёт не падает. И тут же услышал ставший классическим ответ: «Господин полковник, ежа в задницу не укусишь!» О каком самолёте идёт речь?

  3. В городе Рудне, у развилки дорог, ведущих на Витебск, Смоленск и к железнодорожному вокзалу, сооружён монумент. Его автор – архитектор Васильева. Предположите, что установлено на постаменте? Какому событию, впервые происшедшему в Смоленском сражении посвящён этот памятник?

Ответы

  1. Танк Т-34. Достоинства: мощная пушка (76-мм), броня с наклоном в 60 градусов, удельная мощность – 18 л.с. на тонну веса, скорость 55км/ч

  2. Ил-2 – штурмовик

  3. «Катюша». Первый залп состоялся 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут в сторону Орши.












НОМИНАЦИЯ «ПОЛКОВОДЦЫ»


  1. Вы генерал Паулюс. В январе 1943 года Гитлер производит Вас в фельдмаршалы. Ваша реакция?

  2. Вы Георгий Константинович Жуков. 1941 год. Идут ожесточённые бои за Ельню. Обстановка требует Вашего присутствия. Неожиданно приходит телеграмма: 9 сентября к 20 часам нужно прибыть в Ставку Верховного Главнокомандующего. Ваша реакция?

  3. Вы герой Сталинграда генерал Василий Иванович Чуйков. 1 мая 1945 года одним из первых вы прорываетесь к центру Берлина. Немецкий начальник генштаба сухопутных войск генерал Кребс под белым флагом отправляется к Вам не переговоры о капитуляции и говорит: «Сегодня Первое мая, большой праздник для наших народов..»

Ваш ответ?


ОТВЕТЫ.

  1. Это было приглашение к самоубийству, т.к по неписанной немецкой традиции фельдмаршалы в плен не сдавались. А Паулюс был накануне разгрома под Сталинградом. Но он не стал стреляться: «Не имею ни малейшего желания стреляться из-за какого-то богемного ефрейтора» и сдался в плен.

  2. Жуков сообщает, что прибудет с опозданием на час. Доделывает дела и вылетает в Ставку.

  3. «МЫ празднуем сегодня великий праздник. Как обстоят дела там у вас, сказать не так легко»






4 Подведение итогов игры.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!