Условия адаптации детей с ОВЗ и РАС в среднем звене школы в современных условиях инклюзивного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающихся с целью успешного включения и социальной адаптации таких детей в среде сверстников. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.
Обязательным условием реализации АООП НОО является создание специальной образовательной среды, систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самих обучающихся. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;
развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования включена Программа коррекционной работы, направленная на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров.[2]
Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью. [1]
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для осуществления образовательной инклюзии. Используется стратегия последовательного включения в среду сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:
Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.
«Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.
Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, уже полученные учебные навыки).
Взаимодействие специалистов системы комплексного сопровождения обучающихся с РАС: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, оказывающих специализированную помощь детям является психолого-педагогический консилиум. Консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов организации, реализующий стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Реализуется индивидуальная программа сопровождения, включающая режим, конкретные задачи на определенный период, порядок и содержание мероприятий:
Таблица 1
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Необходимый специалист | Показатели достижений |
Развитие зрительной ориентировки в пространстве | Различение лево-право, верх-низ, над-под-за- перед-на | 2 раза в неделю индивидуально после уроков - развивающие игры, работа с картинками и телом | Педагог- психолог | Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве |
Развитие познавательных процессов | Развитие концентрации внимания, памяти. | 2 раза в неделю | Учитель- дефектолог | Умение удерживать внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10 |
Коррекция нарушений чтения и письма | Отработка применения орфограмм, понимание смысла прочитанного | 2 раза в неделю | Учитель-логопед | Отсутствие ошибок на письме, понимает содержание прочитанного текста |
Освоение правил поведения в школе | Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками | Сопровождение на уроках | Тьютор, социальный педагог | Придерживается правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками |
Направления деятельности специалистов сопровождения:
Основные направления коррекционной работы психолога:
помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
коррекция дезадаптивного поведения;
формирование навыков социального взаимодействия;
формирование коммуникативных навыков;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
формирование «модели психического» (понимания эмоций и их причин, понимания механизмов получения информации);
эмоционально-личностное развитие и другие направления.
Направления работы учителя-дефектолога:
формирование стереотипа учебного поведения;
формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
формирование дефицитарных учебных навыков;
развитие познавательной деятельности;
коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Направления работы учителя-логопеда:
формирование фонематических процессов;
формирование навыка осмысленного чтения, отработка навыков письма на материале предметной области - русский язык.
Направления работы социального педагога:
осуществление взаимодействия с семьей ребенка;
консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе;
определение потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе;
установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов;
развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций,
помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба»;
поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании.
Направления работы тьютора:
помощь в организации поведения ребенка на уроке:
направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь;
предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;
помощь в выполнении последовательности необходимых действий;
оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;
участие в работе по коррекции нежелательного поведения.[6]
Правила работы тьютора:
Не давать оценочных суждений,
Не демонстрировать своего превосходства в общении
Не упрекать тьюторанта за невыполненные задания
Не навязывать свое понимание вопросов.[4]
Методы, которые должны использоваться в коррекционной работе с учащимися с РАС:
методика ТЕАССН - методика обучения детей чтению, речи, понимания эмоций, навыкам самообслуживания, социальным отношениям;
АВА - прикладной поведенческий анализ;
песочная терапия;
арт-терапия;
игровые методы:
сенсорная интеграция и стимуляция (предметотерапия);
тренинги социальных навыков.
Наибольшие результаты, достигаются при применении нескольких методов одновременно.
Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра используются принципы прикладного поведенческого анализа - ABA, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий: изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.
Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе (не больше 20 человек), изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.
Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.
Методы коррекции дезадаптивного поведения:
В работу по коррекции нарушений поведения включаются несколько аспектов [3]:
предотвращение дезадаптивного поведения;
обучение новому поведению (альтернативному поведению);
подкрепление адаптивного поведения;
уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;
обеспечение безопасности (по мере необходимости).
Использование предупреждающих методов основано на адаптации окружающей среды в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся с РАС. Такая адаптация особенно широко используется в методике TEACCH.
Адаптация окружающей среды включает:
выбор и особую организацию рабочего места для ребенка с РАС в классе;
создание комфортной сенсорной среды (у детей сенсорная гиперчувствительность к громким звукам);
использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета для создания давления, в котором ребенок испытывает особую потребность);
проведение части урока не на стуле - это помогает снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения;
особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению детей с РАС, включает увеличение коротких перерывов в течение урока;
создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки сенсорной информации и предотвращения сенсорной перегрузки у ребенка;
использование визуальной поддержки: подсказок, иллюстрирующих правила поведения в классе и заданий на уроке.
Использование методики сенсорной интеграции [5]
Используются успокаивающие стратегии:
быстрая коррекция («здесь и сейчас») - дать сжимать и разжимать эспандер или мячик:
долгосрочные рутинные регулярные успокаивающие действия:
Используются побуждающие стратегии:
быстрая коррекция направлена на то, чтобы взбодрить ребенка, для этого можно похлопать в ладоши, активно потоптаться на месте, попрыгать, сделать активные движения вверх-вниз:
долгосрочные стратегии:
Школа обеспечена специалистами, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования, специального коррекционного образования: логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог, тьютор. Ведется систематическая работа по повышению квалификации педагогических кадров в области инклюзивного образования: специалисты постоянно проходят курсы повышения квалификации по вопросам реализации инклюзивного образования и введения ФГОС ОВЗ, курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования», а также курсы по направлению специальная коррекционная педагогика и психология.
Просматривается положительная динамика оказания комплексной помощи детям с РАС:
у учащихся с РАС наблюдается увеличение познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей; положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС: повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности, что говорит о результативности комплексной помощи детям с РАС;
по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на хорошем уровне.
Выводы: в нашей школе создается эффективное инклюзивное пространство с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, ведется работа в совершенствовании специальных образовательных условий для детей с РАС.
Рекомендации: для создания специальных условий обучения и воспитания детей с РАС необходимо учитывать их индивидуальные образовательные потребности.
Список литературы
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.
Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы. М.: ПУ «Первое сентября», 2014.
Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.
Солодова Е.А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения. Краснодар, 2016.
Черкасская Е.Н. Детский аутизм, или как помочь «особому» ребенку. М.: ПУ «Первое сентября», 2017.
Шалаева Н.А. Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.