СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия адаптации детей с ОВЗ и РАС в среднем звене школы в современных условиях инклюзивного образования.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающихся с целью успешного включения и социальной адаптации таких детей в среде сверстников. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Условия адаптации детей с ОВЗ и РАС в среднем звене школы в современных условиях инклюзивного образования.»

Условия адаптации детей с ОВЗ и РАС в среднем звене школы в современных условиях инклюзивного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающихся с целью успешного включения и социальной адаптации таких детей в среде сверстников. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

Обязательным условием реализации АООП НОО является создание специальной образовательной среды, систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самих обучающихся. Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

  • эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;

  • развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования включена Программа коррекционной работы, направленная на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров.[2]

Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью. [1]

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для осуществления образовательной инклюзии. Используется стратегия последовательного включения в среду сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:

  • Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.

  • «Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.

  • Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, уже полученные учебные навыки).

  • Взаимодействие специалистов системы комплексного сопровождения обучающихся с РАС: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, оказывающих специализированную помощь детям является психолого-педагогический консилиум. Консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов организации, реализующий стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

  • Реализуется индивидуальная программа сопровождения, включающая режим, конкретные задачи на определенный период, порядок и содержание мероприятий:





Таблица 1


Основное
направление
деятельности

Конкретные задачи
на период

Режим и формы
работы

Необходимый
специалист

Показатели
достижений

Развитие зрительной ориентировки
в пространстве

Различение лево-право,
верх-низ, над-под-за-
перед-на

2 раза в неделю
индивидуально
после уроков -
развивающие игры,
работа с картинками и телом

Педагог-
психолог

Правильная ориентировка
на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Развитие познавательных процессов

Развитие концентрации
внимания, памяти.

2 раза в неделю

Учитель-
дефектолог

Умение удерживать
внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10

Коррекция нарушений чтения и
письма

Отработка применения орфограмм, понимание смысла прочитанного

2 раза в неделю

Учитель-логопед

Отсутствие ошибок на
письме,
понимает содержание
прочитанного текста

Освоение правил
поведения в школе

Разработка памяток по
поведению в школе,
развитие умения у
ребенка пользоваться
памятками

Сопровождение на уроках

Тьютор, социальный педагог

Придерживается правил
поведения в школе,
действует в соответствии с
требованиями учителя
наравне с одноклассниками



Направления деятельности специалистов сопровождения:

Основные направления коррекционной работы психолога:

  • помощь в адаптации к условиям обучения в школе;

  • коррекция дезадаптивного поведения;

  • формирование навыков социального взаимодействия;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

  • формирование «модели психического» (понимания эмоций и их причин, понимания механизмов получения информации);

  • эмоционально-личностное развитие и другие направления.

Направления работы учителя-дефектолога:

  • формирование стереотипа учебного поведения;

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);

  • формирование дефицитарных учебных навыков;

  • развитие познавательной деятельности;

  • коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Направления работы учителя-логопеда:

  • формирование фонематических процессов;

  • формирование навыка осмысленного чтения, отработка навыков письма на материале предметной области - русский язык.

Направления работы социального педагога:

  • осуществление взаимодействия с семьей ребенка;

  • консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе;

  • определение потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе;

  • установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов;

  • развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций,

  • помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба»;

  • поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании.

Направления работы тьютора:

  • помощь в организации поведения ребенка на уроке:

  • направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь;

  • предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;

  • помощь в выполнении последовательности необходимых действий;

  • оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;

  • участие в работе по коррекции нежелательного поведения.[6]



Правила работы тьютора:

Не давать оценочных суждений,

Не демонстрировать своего превосходства в общении

Не упрекать тьюторанта за невыполненные задания

Не навязывать свое понимание вопросов.[4]

Методы, которые должны использоваться в коррекционной работе с учащимися с РАС:

  • методика ТЕАССН - методика обучения детей чтению, речи, понимания эмоций, навыкам самообслуживания, социальным отношениям;

  • АВА - прикладной поведенческий анализ;

  • песочная терапия;

  • арт-терапия;

  • игровые методы:

  • сенсорная интеграция и стимуляция (предметотерапия);

  • тренинги социальных навыков.

Наибольшие результаты, достигаются при применении нескольких методов одновременно.

Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра используются принципы прикладного поведенческого анализа - ABA, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий: изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.

Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе (не больше 20 человек), изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.

Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.

Методы коррекции дезадаптивного поведения:

В работу по коррекции нарушений поведения включаются несколько аспектов [3]:

  • предотвращение дезадаптивного поведения;

  • обучение новому поведению (альтернативному поведению);

  • подкрепление адаптивного поведения;

  • уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;

  • обеспечение безопасности (по мере необходимости).

Использование предупреждающих методов основано на адаптации окружающей среды в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся с РАС. Такая адаптация особенно широко используется в методике TEACCH.

Адаптация окружающей среды включает:

  • выбор и особую организацию рабочего места для ребенка с РАС в классе;

  • создание комфортной сенсорной среды (у детей сенсорная гиперчувствительность к громким звукам);

  • использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета для создания давления, в котором ребенок испытывает особую потребность);

  • проведение части урока не на стуле - это помогает снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения;

  • особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению детей с РАС, включает увеличение коротких перерывов в течение урока;

  • создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки сенсорной информации и предотвращения сенсорной перегрузки у ребенка;

  • использование визуальной поддержки: подсказок, иллюстрирующих правила поведения в классе и заданий на уроке.

Использование методики сенсорной интеграции [5]

Используются успокаивающие стратегии:

  • быстрая коррекция («здесь и сейчас») - дать сжимать и разжимать эспандер или мячик:

  • долгосрочные рутинные регулярные успокаивающие действия:

Используются побуждающие стратегии:

быстрая коррекция направлена на то, чтобы взбодрить ребенка, для этого можно похлопать в ладоши, активно потоптаться на месте, попрыгать, сделать активные движения вверх-вниз:

долгосрочные стратегии:

Школа обеспечена специалистами, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования, специального коррекционного образования: логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог, тьютор. Ведется систематическая работа по повышению квалификации педагогических кадров в области инклюзивного образования: специалисты постоянно проходят курсы повышения квалификации по вопросам реализации инклюзивного образования и введения ФГОС ОВЗ, курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования», а также курсы по направлению специальная коррекционная педагогика и психология.

Просматривается положительная динамика оказания комплексной помощи детям с РАС:

  • у учащихся с РАС наблюдается увеличение познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей; положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС: повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности, что говорит о результативности комплексной помощи детям с РАС;

  • по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на хорошем уровне.

Выводы: в нашей школе создается эффективное инклюзивное пространство с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, ведется работа в совершенствовании специальных образовательных условий для детей с РАС.

Рекомендации: для создания специальных условий обучения и воспитания детей с РАС необходимо учитывать их индивидуальные образовательные потребности.

















Список литературы

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.

  2. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы. М.: ПУ «Первое сентября», 2014.

  3. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.

  4. Солодова Е.А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения. Краснодар, 2016.

  5. Черкасская Е.Н. Детский аутизм, или как помочь «особому» ребенку. М.: ПУ «Первое сентября», 2017.

  6. Шалаева Н.А. Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!