«Условия эффективной подготовки учащихся с нарушением интеллекта к творческим конкурсам и олимпиадам»
В настоящее время проблема социального развития подрастающего поколения становится очень актуальной. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с нарушением интеллекта составляют особую социальную группу населения, характеризующуюся неспособностью самостоятельно реализовывать свои возможности. В связи с этим основной задачей школы является помочь обучающимся с умственной отсталостью раскрыть их потенциал, дать им возможность стать увереннее и сильнее.
Главная проблема ребёнка с умственной отсталостью заключается в нарушении его связи с миром, в отсутствии жизненного опыта. Ребёнок с умственной отсталостью может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Раскрыть свои способности и таланты таким детям может помочь вовлечение их в конкурсы различного уровня, олимпиады, конференции. Очень важно дать возможность ребенку прочувствовать ситуацию успеха, оценить свои силы и возможности.
На начальной ступени обучения ребенок еще не полностью осознает свою значимость, ему приятна похвала, одобрение коллектива. Он только учится вести себя на публике, быть в центре внимания. Задача педагога всегда находиться рядом, оказать поддержку, помочь стать успешным. Одержать победу не столько в конкурсе, сколько над самим собой. Этот начальный этап в подготовке к работе самый важный. Это настрой. Важно, чтобы каждый пробовал свои силы и получал похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз. В обучении детей с умственной отсталостью учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими.
В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации деятельности учащихся с умственной отсталостью.
Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам включает в себя:
базовую школьную подготовку по предмету;
подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору на базе школы);
самоподготовку (чтение литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленную подготовку к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога).
Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется по нескольким направлениям:
1. Психологическая помощь школьникам, участвующим в олимпиадах и конкурсах. Учитель совместно с педагогом-психологом может исследовать психологические особенности личности ученика, его межличностные отношения в процессе подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Диагностика познавательной сферы поможет выявить особенности развития внимания, памяти, мышления, репрезентативную модальность системы восприятия. Другая важная составляющая — это выделение индивидуальных и типологических особенностей личности. Третьей составляющей исследования является круг интересов и мотивов учащихся. Эта информация поможет более эффективно построить процесс подготовки ребенка к участию в конкурсах и олимпиадах. Еще одна сторона подготовки детей, которая решается на данном этапе, — это отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам.
Но очень важна и предсоревновательная подготовка школьников, которая включает методы морально-волевой подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Важнейшая задача учителя в предсоревновательный период состоит в снижении уровня тревожности в стрессовых ситуациях методами саморегуляции. Например, для оказания помощи школьникам можно использовать сюжетно-ролевую умственную подготовку, метод умственной репетиции предстоящего выступления, тренинги, а также различные методы внушения.
Эта работа проводится во внеурочное время в группе школьников, которые готовятся к участию в конкурсах и олимпиадах. Обучающиеся проходят обучение методам релаксации . Школьники овладевают методами релаксации, которые помогают им успешно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и т.п.
2. Социально-психологической помощь при подготовке обучающихся к таким мероприятиям должна основываться на развитии нескольких компонентов:
интеллектуального (развитие памяти, мышления, воображения, внимания);
личностного (стрессоустойчивость, умение планировать, концентрироваться на процессе, умение работать в команде, самостоятельность, уверенность в себе и др.). В реализации этого направления важна тренинговая работа с воспитанниками, направленная:
- на развитие самосознания, широкого и глубокого понимания ими своих способностей и возможностей;
- расширение имеющегося в их распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком своей позиции;
- осознание ребенком своей одаренности, построение им своей системы отношений с миром и самим собой сквозь призму своих особенностей и возможностей (частная задача — восстановление или формирование навыков продуктивной учебной деятельности, режимных моментов жизни);
обучение социально-психологическим навыкам и умениям делового сотрудничества с людьми, понимания смысла действий и реакций партнеров по общению.
3. Работа с родителями ребенка, участвующего в олимпиадах, конкурсах и т.п. Одной из проблем взаимодействия учителя и родителей в рамках подготовки и сопровождения обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах является актуализация контроля за нервно-физической нагрузкой школьника, создаваемой деятельностью и требованиями педагогов и родителей. Важно избегать перегрузок в эмоциональном, психологическом и физическом плане.
Консультативная и просветительская работа с родителями проводится по вопросам:
сохранения других интересов и возрастных потребностей ребенка (помимо учебных);
ориентации взрослых на целостное развитие ребенка, в том числе тех сторон его психики, его личности, в которых он не проявляет себя ярко;
выработки педагогами и родителями стиля эффективного общения со способным ребенком, адекватной оценки его поступков, понимания его поведенческих проявлений.
Очень важно при подготовке к олимпиадам большое внимание уделять навыкам работы с различными материалами, которые основаны на метапредметных связях и расширяют кругозор обучающихся. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлечет их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ.
Большую помощь при подготовке к олимпиадам, всевозможным конкурсам, соревнованиям оказывают такие образовательные платформы, как Учи.ру и Ismart, на которых дети в занимательной форме могут потренироваться в выполнении заданий по разным предметам.
«Условия эффективной подготовки учащихся к творческим конкурсам
и олимпиадам»
Большой популярностью пользуются заочные дистанционные конкурсы, где есть возможность попробовать свои силы. Эти мероприятия позволяют обучающимся с нарушением интеллекта повысить самооценку, т.к. наряду с дипломами за призовые места эти ученики получают сертификат участника.
Таким образом продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволяет эффективно проводить работу по сохранению и дальнейшему раскрытию ученических способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия учителя, родителей и самого ученика.
Участие в конкурсах, олимпиадах - важная составляющая часть жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его способности замечены и оценены по достоинству.
1) Роль внеурочной деятельности (познавательные игры, конкурсы, научные
конференции, олимпиады) в развитии интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.