Беляева Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щелкина»
г.Белогорска Республики Крым
Условия эффективности семейного воспитания
1. Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка
2. Правила для реализации эффективного семейного воспитания.
Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка Основными общими условиями эффективности воспитания детей являются: субъектно-личностные условия; социокультурные условия; социально-методические; организационно-управленческие. При рассмотрении семьи, как части воспитательной системы, эти условия можно применить и к семейному воспитанию. Семья служит источником и звеном для передачи ребенку социально – исторического опыта и взаимоотношений между людьми. Семья - важный институт воспитания и социализации ребенка. Отказ от семейного воспитания наносит ущерб развитию личности ребенка. Сила и действенность воспитания в семье не сопоставимы даже с квалифицированным воспитанием в любом воспитательном учреждении. Домашнее воспитание уникально своей первичностью, значением близких людей в жизни ребенка, обусловленным биологической и психологической зависимостью от них. Семейное воспитание должно строиться на родительской любви к детям и привязанность, доверие, нежность детей к родителям.
Эффективность воспитания в семье также обусловлено постоянством и длительностью воспитательных воздействий старших членов семьи в процессе жизнедеятельности семьи, их регулярностью. Воспитательному процессу в семье также способствует включение детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность. Семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа: по возрасту, полу, по профессии. Такая особенность микрогруппы позволяет ребенку ярче проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.
Факторы, которые характеризуют жизнедеятельность семьи и влияют на развитие ребенка, подразделяются на:
социально-культурный,
социально-экономический,
технико-гигиенический,
демографический.
Социально–культурный фактор один из самых важных в воспитательной деятельности семьи. Он определяется отношением родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Эффективность воспитания зависит от того, насколько родители осознают ответственность за воспитание своих детей, как относятся к своей социальной обязанности полноценного члена общества. Отношения между членами семьи формируют микроклимат семьи, который оказывает влияние на эмоциональное состояние всех ее членов, через него воспринимается окружающий мир и личное место в нем. В зависимости от отношения со стороны взрослых ребенок воспринимает этот мир притягательным или отталкивающим, вызывающим доверие или недоверие. Доверие к миру - основа положительного самоощущения ребенка. Благоприятные внутрисемейные взаимоотношения в семье стимулируют чувства и действия направленные друг на друга. Благополучие ребенка в семье транслируется на другие сферы взаимоотношений ребенка. Конфликты в семье лежат в основе дефектов развития и воспитания. Социально-экономический фактор зависит от имущественных характеристик семьи и степени занятости родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Содержание детей, обеспечение их полноценного развития обусловлено общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве. Для семей с низким уровнем дохода проблематична организация отдыха, культурно-спортивного досуга и качественного здравоохранения, а также образования и воспитания детей. Технико-гигиенический фактор влияет на процесс семейного воспитания с точки зрения места и условий проживания, оснащенности жилья необходимой техникой. Демографический фактор, то есть когда структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.
Правила для реализации эффективного семейного воспитания
Сформулируем основные правила для реализации эффективного воспитательного процесса в семье. Правила отношения к ребенку:
Проявлять любовь к ребенку через похвалу, ласку и нежность, зарождая в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы.
Относиться к ребенку как к равному.
Уважать ребенка и признавать его как личность.
Проявлять сочувствие и переживать совместно детские беды и радости, налаживать дружеские и доверительные отношения с ребенком.
Воспринимать детство не как преддверие жизни, а как полный глубоких и ярких переживаний отрезок жизни.
Верить в возможности ребенка и лучшие качества маленькой личности, в случайность и временность неверного поведения.
Поддерживать радостную и оживленную атмосферу в семье.
Не стремиться подчинить ребенка воле родителей.
Соблюдать справедливость и меру в поощрениях и наказаниях детей.
Правила, способствующие развитию детей:
Создание для ребенка возможностей, соответствующих и опережающих его уровень развития.
Оказание помощи ребенку в познании, самовыражении, самоопределении.
Готовность отвечать на любые вопросы ребенка.
Не бояться предоставлять ребенку свободу выбора.
Отказаться от стандартов в отношении ребенка.
Поощрять творческое начало в любой работе.
Правила для создания благоприятной эмоциональной атмосферы вокруг ребенка:
Присутствие любви, взаимопонимания, сотрудничества в отношениях между родителями.
Зрелое отношение родителей к воспитанию детей.
Гуманно-личностный подход к ребенку: любить, понимать, сострадать, помогать.
Любовь и доброта, участие и сотрудничество во взаимодействии с детьми.
Формирование в семье культа матери и авторитета отца.
Внимание к физическим психологическим особенностям своих детей.
Использовать собственный пример для воздействия на ребенка.
Семейное воспитание должно носить гуманный характер, для этого следует придерживаться следующих правил:
Не применять по отношению к детям насилия, ни при каких обстоятельствах.
Не срывать свое плохое настроение на ребенке.
Не применять физическое наказание ребенка.
Не лгать ребенку.
Не запугивать ребенка.
Исключить нотации из общения с ребенком.
Не осуждать ребенка, а исключительно его поступки.
Ограничивать ребенка как можно меньше в его действиях.
Не бояться активности ребенка, не сдерживать его инициативы.
Не превозносить дитя и не потакать ему.
Исключить фразы: «Я тебя не люблю, я тебя брошу и т.д.».
Не втягивать ребенка в семейные конфликты.
Не смеяться над неудачами ребенка.
Не нарушать обещаний, данных ребенку.