СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия формирования произносительной речи в норме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общепризнанно, что речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми, поэтому родителям и педагогам важно знать условия формирования произносительной речи в норме.

Просмотр содержимого документа
«Условия формирования произносительной речи в норме»

Условия формирования произносительной речи в норме

Общепризнанно, что речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми, поэтому родителям и педагогам важно знать условия формирования произносительной речи в норме.

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата.

Речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких, как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Это означает, что приобретение речи требует огромных, и при этом полимодальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга. В настоящее время установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию и важнейшим условием формирования произносительной речи в норме является отсутствие дефектов (сохранность) центральной нервной системы.

В речи особое место занимает артикуляционная деятельность. Она невозможна без необходимого тонуса мышц и объема движений артикуляционного аппарата, которые иннервируются со стороны черепно-мозговых нервов. Необходимо также участие более высокого по иерархии артикуляционного праксиса, управляющего речевыми мышцами. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Эти компоненты не даются наследственно, а формируются в процессе развития ребенка от самого момента рождения.

Для того, чтобы появились первые речевые действия, необходим определенный когнитивный (познавательный) багаж, приобретаемый при включении коры мозга. Для формирования произносительной речи в норме необходимо «общение» ребенка со взрослыми от самого рождения. Именно на первом году закладываются основы психической деятельности и идет подготовка к овладению речью. Уже с момента рождения у ребенка имеется потребность слышать речь. Более того, она появляется даже в утробе матери. Переход от молчания к речи осуществляется не мгновенно. Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление на 3—4-м месяце жизни гуления, а затем в 8-10 месяцев - лепета. Лепет чрезвычайно важен, т. к. подготавливает речевой аппарат к последующим действиям. С этого времени лепет приобретает «мелодию», интонационное разнообразие и т. д. Это очень важное условие формирования произносительной речи, так как отсутствие гуления, а затем лепета говорит о нарушении нормы.

Качество и активность лепета во многом связано с тем как ребенок вскармливается, а именно, совершаются ли в актах вскармливания полноценные сосательные движения, в нужном ли объеме. Детям-искусственникам часто не хватает таких вот действий, губы и язык не набирают достаточной силы, а главное — подвижности и дифференцированности (способности действовать разными частями отдельно).

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. На этом этапе моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью. Поэтому своевременное моторное развитие также является условием формирования речи.

В 1,5—2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит не просто быстро, а стремительно: мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, усвоения, и как важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. В это время особенно важна полноценная речевая среда. Если первые слова появляются у ребенка вовремя и далее соматическое состояние и условия жизни являются нормальными, идет бурное овладение способностью говорить.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. При условии своевременного формирования фонематического слуха у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи. 

В работе над формированием произносительной стороны речи лежит последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Большое внимание следует уделить развитию речевого дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения.

Итак, для формирования произносительной стороны речи ребенку необходимо овладеть фонетической нормой родного языка и правильным балансом резонирования, что, безусловно, требует не только наличия адекватной речевой среды, сохранного физического слуха, нормального интеллекта, соответствующего развития фонематической компетенции, но и полноценного состояния (анатомически и функционально) органов речевого аппарата.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!