Технологическая карта урока |
Класс | 5 |
Тема урока | Условия, необходимые для жизни организмов |
Тип урока. | Открытие новых знаний |
Цель урока | Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Проверить материал предыдущего урока. |
Задачи урока | Образовательные: -формировать знания о биосфере и её границах на Земле ; развивать умения объяснять существенные признаки понятия «биосфера»; совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками информации;развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы; Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь литосферы, атмосферы и биосферы. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Ресурсы урока | Для учителя- Учебник, ПК, проектор Для учащихся: Учебник. Тетрадь,дневник |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1) Организационный момент. ( 1 мин) Актуализация знаний (9 мин.) | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя | | | Самоконтроль готовности к уроку (Р) |
Предлагает повторить пройденный материал и сформулировать тему и цели урока. | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока | Ответы на вопросы учителя Просмотр фрагмента. | Повторение Формулирование темы и цели урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р) |
2) Открытие новых знаний ( 20 мин) | 1. Предлагает прочитать «Понятие о биосфере» и ответить на вопросы - Что называется биосферой? -Какие оболочки заселяют живые организмы? Подводит к выводу: -Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли. | 1.Работают с текстом учебника, готовят ответы на вопросы, принимают участие в диалоге с учителем | Записать в тетради новые понятия - Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли. Условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды | | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
2. «Жизнь на Земле». 1)Какие условия необходимы для существования живых организмов? Ответ (условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды) 2)Каковы нижняя и верхняя границы биосферы. Ответ(В земной коре на глубине 5 км, верхняя- на уровне озонового слоя 20-25км) 3) Кто разработал учение о биосфере? В.И.Вернадский. Бережное отношение к природе. Как вы это понимаете? Экологические проблемы. | 2.Просматривают иллюстрации в учебнике, готовят ответы на вопросы принимают участие в диалоге с учителем |
3) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) ( 1 мин) | Слушает и выполняет | Слушают и выполняют | | Играют | |
4) Закрепление нового материала (7 мин) | Организует работу в тетради | Работают в группе, анализируют и выбирают необходимые сведения. | Выполнить задание в тетради. Самопроверка | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в группе. | Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р)Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
5) Подведение итогов (3мин) | Подводит итоги урока. Задает вопросы для беседы: Что называют биосферой? Кто автор учения о биосфере? Какие условия необходимы для существования живых организмов? Как нужно относиться к природе? Как вы думаете, достигли вы поставленной цели? | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Конкретизируют цели урока. | | Использование приобретенных знаний и умений. | Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
6) Домашнее задание (2 мин) | Домашнее задание. § 2 учебника, вопросы | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике | | | Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |
7) Рефлексия (2 мин) | -Продолжите фразу на листочке, выбрав свой ответ : 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | | | Оценка достигнутых результатов (Р) |