СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия реализации методики применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных средств информационнокоммуникационных технологий как средства наглядности является важным инструментом для обучения математике в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Условия реализации методики применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе»

Условия реализации методики применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе

Опишем особенности развития детей младшего школьного возраста. Отметим, что границами данного возраста являются 7-10 лет.

Л.И. Божович пишет, что личностное развитие младших школьников характеризуется тем, что данный возраст признается сенситивным для процесса усвоения моральных и нравственных норм. На данном этапе развития дети психологически готовы понимать нравственные нормы и правила, готовы соответствовать им и соблюдать их.

Л.А. Венгер пишет, что в начальной школе актуальной является работа педагогов по формированию нравственных качеств личности, которая заключается в воспитании привычек поведения, составляющих фундаментальные качества личности, повышении общего уровня культуры.

М.В. Ермолаева, педагог в первую очередь должен убедиться, что все дети понимают смысл требований и правил, которые им предъявляются, и лишь потом контролировать их соблюдение.

Б.С. Волков подчеркивает, что в младшем школьном возрасте человек впервые начинает активно применять образы, созданные воображением, в творческих работах. В это время процесс воображения характеризуется повышенной активностью.

М.И. Моро пишет, что «обучение по программе начального общего образования оказывает существенное влияние на мыслительные рабочие процессы ребенка, школьников. В результате этого происходит некоторое изменение процесса приобретения и оперирования новыми, усвоенными знаниями.

Главные характеризующие черты мышления в возрасте 7 - 8 лет выражены в следующем: - Более редкое применение практических видов работы. При этом, ребенок находит правильное решение путем абстрагирования понятий, представления, например, при осуществлении простых математических действий;

- Для школьников характерно суждения по аналогии, так как результат в процессе умозаключений практически не используется детьми. В данном случае эффективным методом доказательства является конкретный пример, что активно используется педагогами в процессе обучения;

- Чаще всего суждения детей опираются на личный опыт или наглядный пример. Именно поэтому мышление ребенка характеризуется конкретностью выводов. В данном возрасте ребенка интересуют литературные произведения, имеющие насыщенный сюжет, а какое-либо объяснение сводится к частному».

М.А. Бантова подчеркивает, что «в процессе обучения у школьников происходит изменение мыслительного процесса. Обусловлено это потоком новой информации, усвоением знаний и оптимальной системой образования.

При обучении первоклассники осуществляют знакомство с числами, буквами, символами и другими важными моментами. При осуществлении образовательного процесса мышление детей характеризуется абстрагированием понятий, совершением действий с образами и особенной конкретизацией каких-либо действий в понятных и простых, наглядных примерах. В результате этого дети стремятся рассуждать и сравнивать, совершенствуется мышление и осуществление выводов».

А.М. Пышкало пишет, что «в данном возрасте мышление характеризуется конкретизацией без выявления скрытого и необходимого смысла.

Основные трудности, которые могут возникнуть в период обучения, выражены в следующем:

- Решение математических или других задач без определения всех ее условий и логической связи всех данных. Ребенок лишь определяет точную информацию, не используя дополнительные, но необходимые для получения ответа, данные;

- Для детей в возрасте младшего школьного периода характерно мышление, которое называется «короткое замыкание». При этом, ребенок не осуществляет анализ задачи в целом, а использует для проведения операций основные данные, пропуская второстепенную, но важную, мысль;

- Мыслительный процесс ребенка неразрывно связан с речью, то есть дети могут проговаривать вслух условия задачи, свои мысли и искать вариант решения».

Таким образом, подчеркивает Н.Г. Уткина, «методы и приемы математического обучения должны в полной мере развивать мыслительную деятельность ребенка. Это возможно только тогда, когда в процессе учебы ребенок находит привлекательные стороны. То есть, технологии обучения младших школьников должны затрагивать формирование психических качеств – восприятие, память, внимание, мышление. Только тогда обучение станет успешным. На современном этапе для реализации этих задач основное значение имеют методики. Приведем обзор некоторых из них».

Т.В. Жильцова пишет, что современные средства наглядности в процессе обучения математике в начальной школе дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя как активную, творческую личность, расширить свои представления об окружающем мире. Дети в процессе обучения математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности оживленно общаются с учителем и друг с другом. Во время таких занятий будут развиваться любознательность, самостоятельность и ответственность.

Г.М. Коджаспирова пишет, что «в том случае, если педагогом соблюдаются все правила организации обучения математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности и осуществляется опора на ведущие принципы, то такое обучение раскрывает ряд достоинств, такие как : функциональное, разумное и адекватное распределение учебной нагрузки, эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи ребенка и удовлетворение потребностей учащихся в организованных видах деятельности, которые им наиболее интересны».

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям дети получают возможность играть в дидактически игры, направленные на формирование математических представлений, на компьютере, планшете, в сети Интернет на развивающих сайтах. Нет необходимости говорить о возможностях современного интернета. Л.Н. Галкина подчеркивает, что «педагог имеет возможность в свой конспект вложить яркие, красочные и нужные по тематике картинки, записать весёлую физминутку. Преимущества использования интерактивной доски проявляются в возможности переноса изображений на интерактивную доску и их демонстрация с большим масштабом увеличения. Большой размер экрана делает возможной работу с группой или подгруппой детей».

О.Б. Воронкова подчеркивает, что «использование в работе по обучению математике в начальной школе новых информационных технологий, имеет ряд преимуществ: осуществляется повышение мотивации к занятиям; развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игры; визуализация геометрических понятий и терминов; обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память».

В младшем школьном возрасте у ребенка отмечается изменение типа мышления – это активное развитие абстрактного и логического мышления. Использование информационных технологий в работе педагога в процессе обучения математике в начальной школе в условиях введения ФГОС является перспективным средством дополнительных возможностей развивающей работы с детьми и их родителями. Использование мультимедийных презентаций помогает организовывать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, предотвращает утомление школьников, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!