СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успенско – Макарьевский мужской монастырь

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые друзья предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательской работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Успенско – Макарьевский мужской монастырь»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Губернаторский многопрофильный лицей-интернат

для одаренных детей Оренбуржья

Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр


Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ имени В.И. Вернадского

Номинация «Религия вчера и сегодня»


Успенско – Макарьевский мужской монастырь


Подготовил:

Фомин Данил Алексеевич, учащийся 11 «в» класса

ГБУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный

лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья».

Адрес: 460000 город Оренбург, улица Советская, 18

Контактный телефон: 77-25-73.

Домашний адрес: 460524, п. Соловьёвка, ул. Новая Стройка, 35.

Научный руководитель:

Мишучков Андрей Александрович, педагог дополнительного образования ГАУ ДО «ООДЮМЦ», к.ф.н., доцент






Оренбург – 2017





Содержание


Введение…………………………………..............................................3

  1. Исторические предпосылки основания мужского

Успенско-Макарьевского монастыря………………………………...7

  1. Основание и устройство Успенско-Макарьевского монастыря …...8

  2. Игумены и подвижники. Историко-культурная

деятельность монастыря в 1895 – 1917 гг.………………………….10

  1. Подвиг веры. Разрушение монастырей в советское время………...11

Заключение…………………………………………………………….11

Список использованных источников литературы………………….12


























Введение

«Я ищу святынь, я люблю их, моё сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу без святынь…» Ф. М. Достоевский

Родина и всё, что связано с ней, её природа, её история – это моя святыня. Моя малая родина – это посёлок Зауральный, а в XIX веке это был хутор Авдеев. Здесь выросло и проживает уже не одно поколение Фоминых. Несколько лет назад интерес к истории родного края привёл меня в краеведческий кружок «Мужество». В сентябре 2013 г. учитель истории прочитала статью о том, что группа сотрудников отдела по канонизации святых Оренбургской епархии под руководством иеромонаха Валентина (Коробова) совершила поездку по Оренбургскому району в п. Зауральный. Именно здесь в конце XIX века был основан мужской Успенско–Макарьевский монастырь[20] (Приложение 1). Эта статья произвела на меня очень сильное впечатление. Захотелось провести настоящее расследование и найти место святой обители нашего посёлка. Стало интересно, как сами сельчане относятся к проблеме возрождения памяти о монастыре и какой информацией по истории святой обители они располагают. Была составлена анкета и проведён социологический опрос среди жителей посёлка (Приложение 2). Результаты по первому вопросу «Знаете ли Вы, что в п. Зауральном в XIX веке был мужской монастырь?» были удручающими. Как оказалось, в настоящее время о монастыре жителям села практически ничего не известно.

Проблема: Уничтожены все постройки монастыря и стёрта историческая память о главной святыне посёлка.

Цель работы: воссоздание истории Успенско-Макарьевского монастыря.

Задачи: 1. Исследовать исторические предпосылки основания второклассного общежительного Успенско-Макарьевского монастыря Оренбургской епархии. 2. Изучить историю основания и устройство монастыря по архивным материалам. 3. Раскрыть историко-культурное значение деятельности монастыря в Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX вв. 4. Проследить судьбу монастырской обители после октябрьского переворота 1917 г. Популяризовать историю монастыря, через проведение социологического опроса и публикаций в сети Интернет. Возрождение духовной истории Успенско-Макарьевского монастыря очень значимо именно сегодня, так как в 2015 г. исполняется 120 лет со дня его основания! Всё это выражает актуальность выбранной темы и содержание работы.

Обзор литературы. Владимир Баклыков в книге «Святые оренбургские места» [17] даёт краткое описание и точное количество всех монастырей Оренбургской епархии, но не везде указывает дату основания и место возникновения. Книга Протоиерея Г. Е. Горлова и О. Ю. Бобровой: «Духовная нива Оренбуржья» пролила свет на историю основания Успенско-Макарьевского монастыря. В своей «Настольной книге церковно-священнослужителя» С.В. Булгаков помещает точную информацию о монастырях Оренбургской епархии (см. более подробно в Приложении 3). Полноценных научных исследований по истории монастыря в процессе поисковой работы тоже не обнаружено. Таким образом, в основном пришлось опираться на архивные материалы (ГАОО) и воспоминания старожилов.

Методы и этапы исследования: 1. Опрос и проведение анкетирования жителей п. Зауральный, сбор информации; (август – ноябрь 2014 г.) 2. Анализ и обобщение исторических сведений о монастыре на основе архивных материалов в ГАОО (ноябрь – декабрь 2014 г.) 3.Систематизация научной и публицистической литературы в рамках темы (январь-май 2016 г.).

Характеристика района исследования. Монастырь находился в 15 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргалки, в районе п. Зауральный.

Новизна и результат: На основании найденных архивных данных впервые собран и систематически изложен исторический материал в форме учебно-исследовательской работы по истории Успенско-Макарьевского монастыря.

Практическая значимость: Полученный исторический материал в ходе исследования может быть использован на занятиях истории и краеведения; классных часах, посвященных краеведению; в кружковой работе; в музеях Оренбургской области. Размещен информационный стенд в школьном музее.

Вклад автора работы фиксируется тетрадью архивных записей, папкой первичной документации, в которой собрана полная информация.

Роль монастырей на Руси невозможно переоценить. И главная их заслуга в том, что они были крупнейшими центрами образованности. Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. Я узнал, что монастыри располагали жилыми помещениями, имели работников в лице послушников и монахов, вели собственное хозяйство, занимались торговлей и промыслами. Основными формами монастырской социальной деятельности являлись: создание и обеспечение «богоугодных учреждений» (богаделен, больниц, школ). В рамках работы был получен уникальный опыт всестороннего исследования памятника культуры, произошло овладение научной историко-архивной, архитектурной, публицистической лексикой, выработана собственная позиция в изложении исторических событий. После встречи с краеведами-исследователями и учёными-историками г. Оренбурга: О. Ю. Бобровой, С. Е. Сорокиной, М. Н. Ефименко, Мишучковым А. А., выяснилось, что в настоящее время вопросы истории монастырей Оренбургской епархии мало освещены в современных научных исследованиях.

Гипотеза: Успенско-Макарьевский монастырь оказал благотворное влияние на развитие православной культуры в нашем крае, и стал проводником в жизнь новых святых обителей Оренбургской епархии.

Обзор литературы:

В книгах Н.Е. Стремского: «Мученики и исповедники Оренбургской епархии 20 века» мне удалось проследить судьбу Варнавы (Василия Калашникова-иеромонаха Успенско-Макарьевского монастыря и основателя скита Николая Чудотворца. Любопытно, что материалы справочного характера по монастырям Оренбургской епархии встречаются в разного рода изданиях. Например, в своей «Настольной книге церковно-священнослужителя» С.В. Булгаков помещает более точную информацию о том, что в начале XX века количество монастырей в нашем крае увеличилось мужских обителей стало 3, женских – 8. так как процесс возникновения все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Во время своих поисков я обнаружил, что уже длительное время судьбу разрушенных монастырей, церквей изучает иеромонах Валентин Коробов он написал интересную статью о разрушенных монастырях «По местам былых обителей» Мне посчастливилось встретиться с ним. Отец Валентин рассказал очень много интересных фактов о монастыре. Когда почти была закончена моя исследовательская работа, вышла в свет книга «Оренбуржье православное: история и современность» составитель и редактор Плаксин С. Е., это издание охватывает историю многих, но не всех церквей и монастырей Оренбургской епархии. Преимущество этого труда состоит в том, что впервые была сделана попытка систематизации истории святых обителей, собраны редкие документы и фотоматериалы дореволюционного периода и нашего времени. Никаких новых сведений об Успенско-Макарьевком монастыре здесь не содержалось, весь материал был взят из книги «Духовная нива Оренбуржья». Поэтому для пополнения информации были использованы электронные ресурсы и материалы научных конференций. В сборник «Религиозное многообразие Уральского региона» представлены материалы Всероссийской научно практической конференции (28 марта 2014 г., Оренбург). Книга объединяет научные статьи, освящающие историю становления и развития в крае православия, ход монастырского строительства, миссионерской деятельности. Именно благодаря этим статьям удалось обнаружить основные предпосылки строительства монастырей в Оренбургской епархии. В архивных источниках, были установлены подробности, связанные с открытием монастыря, найдена опись имущества и восстановлен послужной список игуменов и монахов с послушниками.


1. Исторические предпосылки основания мужского

Успенско-Макарьевского монастыря

Оренбургский край до учреждения самостоятельной епархии был подчинен по своим отдельным частям разным епархиальным центрам. 19 декабря 1799 г. вышел указ Священного Синода об образовании новых епархий, в т. ч. Оренбургской. Епархии определено было именоваться по губернии – Оренбургской, а епископу – Оренбургским и Уфимским. Местом пребывания архиерея была определена Уфа. Епархия несколько раз, в зависимости от изменения географических границ губернии, области и названия областного центра, меняла свое название. С 1799 г. это епархия Оренбургская и Уфимская, с 1859 г. – Оренбургская и Уральская, с 1908 г. – Оренбургская и Тургайская, (Приложение 6) затем, около 1920 г., – Оренбургская, после 1939 г. – Чкаловская, с июля 1945 г. – Чкаловская и Бузулукская, с 1957 г. – Оренбургская и Бузулукская, с 2011 г. – Оренбургская епархия в составе Оренбургской митрополии. По переписи 1897 г. на её территории проживали 2 706 512 человек, православные и единоверцы – 1 275546 человек. К 1915 г. православное население епархии выросло до 1 680 209 человек, количество приходов – до 798, т. е. каждый приход в среднем насчитывал 2106 человек [15] А. И. Конюченко в своей статье «Основные этапы и черты динамики монастырского строительства на Урале (дореволюционный период)» очень ясно указывает, что «монастыри на Урале зоны фронтира XV–XVII веков были, преимущественно, мужскими, поскольку в «зоне колонизационного освоения» мужское население преобладало на женским. То, что на своих мужских плечах вытягивали монахи – росчисти под пашни, сельскохозяйственные и строительные работы, оборонительные действия, – было не под силу женскому иночеству. С 1840 по 1913 гг. число мужских монастырей в России увеличилось на 103, женских – на 355. Такая же тенденция и ситуация в начале ХХ в. наблюдалась и в уральских епархиях. Стремительное увеличение числа женских иноческих обителей и их насельниц на Урале можно объяснить следующим. Произошло изменение демографической структуры населения региона по половому признаку, женскому полу была присуща повышенная по сравнению с мужским социальная ранимость. В результате монастыри стали притягивать к себе выпавших из среды привычных социальных связей, отношений взаимной зависимости вдов, старых дев, сирот, инвалидов и других женщин, не сумевших отыскать индивидуальную нишу в рамках мирской жизни». [15] И действительно если проанализировать данные по монастырям, то можно прийти к следующему выводу, что во всей епархии в 1895 г. не было (кроме Богодуховского в г. Оренбурге) ни одного мужского монастыря. В связи с этим, действительно, назрела огромная необходимость основания именно мужской обители. В отчёте секретаря Оренбургской духовной консистории за 1914 г. обер-прокурору Святейшего Синода сообщалось, что в епархии имеются уже 13 монастырей – 5 мужских и 8 женских, т. е. в конце XIX в. происходит бурный рост обителей (Приложение 5). Таким образом, рассмотрев все исторические предпосылки, можно сделать следующие выводы о необходимости основания в конце XIX в. именно мужского монастыря в Оренбургской епархии. 1. Рост численности населения Оренбургского края, усиливал потребность, в строительстве новых церквей и монастырей, особенно сельских жителей в духовной монашеской жизни. 2. В конце XIX в. на территории епархии существовал только один мужской монастырь. 3. Мощная духовно-нравственная сила Григория и Александра Мещеряковых, отца и сына, сделали возможным закладку святой обители.

2. Основание и устройство Успенско-Макарьевского монастыря

С благословения владыки Макария (см. в доп. пр.) в Оренбурге в 1895 г. начал свою деятельность мужской общежительный Успенско-Макарьевский монастырь. В феврале 1893 г. «Преосвященнейшему Макарию», епископу Оренбургскому и Уфимскому, поступило прошение от оренбургского купца Александра Григорьевича Мещерякова разрешить исполнить волю отца и на принадлежащем ему участке основать мужскую общину (Приложение 6). «Александр Григорьевич пожелал устроить обитель на определенных условиях: 1. Чтобы на первых порах она именовалась мужской Успенской общиной. 2. Один из приделов трехпрестольного храма в обители посвятить памяти преподобного Макария (в честь Преосвященного Макария, епископа Оренбургского и Уральского, – как главного покровителя устраиваемой обители).» [2] Дело по открытию монастыря, которое хранится в архиве, включает в себя более двухсот страниц: переписка, разрешительные документы от разных инстанций, различные рапорты, документы по участку, проекты построек и т.д. Всё это «устройство монастыря» на бумаге заняло почти два года и потребовало огромного терпения и духовных усилий от Александра Григорьевича Мещерякова. Итак, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1895 г. был открыт мужской монастырь. 14 августа 1895 г №4 – выходит приглашение поступить в монастырь для вдовых священников и дьяконов. В это же время в Оренбургскую духовную консисторию приходит сообщение с указанием: «Объявить под расписку оренбургскому 2-й гильдии купцу, проживающему в 3-й части Оренбурга по улице Безаковской (Бурзянцева), что указом Синода от 19 января 1895 года за № 3877 открыт на пожертвованной им земле мужской Успенско-Макарьевский монастырь, и он, Мещеряков, утвержден в звании ктитора и пожизненного попечителя сего монастыря» [2]. На первых порах не всё было гладко. Например, настоятель Варлаам в рапорте жаловался, «что живут на подаяние, пища скудная. Нарушения различные: нет отдельной трапезной, монахам приходится обедать вместе с рабочими и др.» [2]. На территории монастыря находилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Макария Египетского, одно-престольная. Кроме того, самые разные хозяйственные постройки. (Приложение 7-8). При обители была устроена школа-приют для мальчиков от 15-ти до 20-ти человек с содержанием их от обители. Монастырь славился кирпичным заводом, выпускал кирпичи с маркой «УМ». В постоянное обеспечение общины шли доходы от участка земли, они составляли 1500 рублей. Вскоре дополнительно Мещеряков пожертвовал на строительство – 20 000 рублей, 4 лошади, 4 верблюда и полный инвентарь для монастырского хозяйства. Также купец Александр Григорьевич в течение первых трех лет сеял для общины три десятины пшеницы, две десятины овса, одну десятину ржи и одну картофеля с овощами и заготавливать в нужном количестве сено для скота. Мещеряков пожертвовал монастырю свой городской дом по улице Безаковской, а в доме по улице Петропавловской (Краснознаменной) устроил часовню, приносившую монастырю 1800 рублей дохода в год. Таким образом, становление Успенско-Макарьевского монастыря шло быстро, благодаря огромной финансовой поддержке А. Г. Мещерякова. Монастырь был основан в 1895 г. и сразу имел большое хозяйство, была построена церковь, открыта школа-приют для мальчиков, это говорит о том, что монастырь играл значительную духовную и образовательную роль в развитии края.

3. Игумены и подвижники святой обители

После официального утверждения монастыря первым настоятелем был иеромонах Никандр (из Богодуховского общежительного монастыря), ушедший с должности игумена по состоянию здоровья. Его сменил иеромонах Варлаам (с 1896 года). В послужных списках конца XIX в. – начала XX вв. удалось прочитать имена монахов и игуменов Успенско-макарьевского монастыря [5;6;8], (Приложение 9). Выяснился очень интересный факт, что отец Варнава (Василий Калашников) в 1898 г. вслед за старшим братом Михаилом, поступает в Успенско–Макарьевский монастырь. По благословлению настоятеля Успенско-Макарьевского монастыря епископа Челябинского Дионисия, викария Оренбургской епархии, он основывает скит Николая Чудотворца в нескольких километрах от г. Троицка в 1910 г. Он был сильным настоятелем, в результате скит в 1913 г. стал процветающим монастырём. (Приложение 10) 10 сентября 1908 г. указом Святейшего Синода Дионисий (Сосновский) епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии, получил в управление Макарьевский монастырь в 1908 г. и стал его настоятелем (Приложение 10). Епископ Дионисий внёс огромный вклад в развитие православной культуры нашего края, он занимал активную позицию по развитию образования и миссионерской деятельности в Оренбургской епархии [19]. В 1909 г. от Макарьевского монастыря был образован скит, в двух верстах от села Большой Покровки, Оренбургского уезда (ныне Свято-Николаевский мужской монастырь). Епископ Дионисий 10.06. 1910 г. осмотрел Николаевский скит, посетил пещеры, отслужил молебен и окропил святой водой постройки [18;21] (см. доп. пр.) Вот, действительно, от чистого истока Успенско-Макарьевского монастыря разлилась река православной веры в Оренбургском крае. Итак, сегодня с уверенностью можно сказать, что Успенско-Макарьевский монастырь стал проводником в жизнь и примером Свято-Николаескому монастырю и скиту Николая Чудотворца, взрастил таких ярких личностей как новомученик архимандрит Варнава и свщм. Дионисий.

4. Подвиг веры

В настоящее время отсутствуют научные исследования по истории Успенско-Макарьевского монастыря в период 20 – 30-х годов XX века. Монастырь пережил гражданскую войну. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. По рассказам старожилов села в 1933 г. монастыря уже не было. Судьбы бывших монахов с достоверной точностью удалось выяснить лишь частично (Приложение 19). Деревянные постройки разобрали, кельи монахов использовали как бараки, там жили крестьяне. Сегодня сохранилось только двухэтажное здание архиерейского дома, практически полностью перестроенное. Сломали фонтан, разрушили церковь, но веру в Бога разрушить не смогли.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что: 1. Найдены и изучены исторические предпосылки возникновения монастыря. 2. Систематизированы документы по истории монастыря за период с 1895 по 1917 гг. 3. Раскрыт большой вклад Успенско-Макарьевского монастыря в развитие православной культуры края на примере деятельности таких личностей, как новомученик Варнава и свщм. Дионисий Измаильский. 4. Остаются неизвестными страницы истории монастыря после октябрьского переворота 1917 г. Благодарим за оказанную помощь в написании работы: Мишучкова А. А., Ефименко М. Н., иеромонаха Валентина (Коробова), священника Антония (Гусева), жителей п. Зауральный.




Список использованных источников и литературы:


Источники:

Опубликованные:

  1. Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Исследование Николая Чернавского. Вып. 1. // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. – Вып. VII. – Оренбург: Тип. Оренбургской духовной консистории, 1900. – С. 245.

Неопубликованные:

  1. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области), Ф. 173, Оп. 3, Д. 4905. Дело об открытии Оренбургского Успенско-Макарьевского монастыря 18 февраля 1893 г.

  2. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3, Д. 5057. Л. 3 – 12.

  3. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3, Д. 5642. Л. 32.

  4. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3 Д. 5912. Л. 3 – 5.

  5. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5912. Л. 35 – 38. Послужные списки. 1902.

  6. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1959,1963 – 1974. Часть 3. Послужные списки до 1915.

  7. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1973. Л. 5 – 12. Часть 3. Историческая справка.

  8. ГАОО, Ф. 173. Оп. 9. Д. 1692. Л. 43 – 49. Послужные списки за 1912 г.

Полевые материалы. Интервью.

  1. Интервью Селивановой А. Е. 1930 г. р. (август 2014 г., п. Зауральный)

  2. Интервью Пугачёвой Л. И. 1953 г. р. (октябрь 2014 г., п. Зауральный)

  3. Интервью Никулиной В. В. 1957 г. р. (ноябрь 2014 г., г. Оренбург)

Литература

  1. Горлов Г. Е., прот. Духовная нива Оренбуржья. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, — Оренбург, 2010. — 272 с. С. 188 – 193.

  2. Конюченко А. И. Оренбургская епархия // Челябинск: Энциклопедия / Сост. В.С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 603–604.

  3. Оренбуржье православное: история и современность/Сост. и ред. С. Е. Плаксин. – Оренбург, Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть», 2014. – 514 с. С. 390 – 392.

  4. Религиозное многообразие Уральского региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 284. С. 13 – 18, С. 53 – 34.

Интернет-ресурсы.

  1. С. В. Булгаков Настольная книга священно-церковнослужителя. Полное издание 1913 года стр. 768. Сайт Догмат и вера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.globalfolio.net/agiograf

  2. Книга «Святые оренбургские места» Личный сайт Владимира Баклыкова. – [Электронный ресурс]. Режим доступа//http://baklykov.info/pro-knigi/pro-mesta-svyatye-orenburgskie.html

  3. Усольцев В.А.«Святые пещеры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://elar.usfeu.ru/bitstream

  4. Центр историко-культурного наследия Челябинска. [Электронный ресурс]. Режим доступа// http://chelhistory.ru/pages-view-38

  5. Оренбургская епархия. [Электронный ресурс]. Режим доступа// http://www.oepress.ru/avgust-2013-g/587-po-mestam-bylykh-obitelej

  6. Сайт «Орендиакония». История Святых пещер. [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://orendiaconia.ru/obiteli






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!