СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Успешность ребёнка - счастье родителей"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка

Просмотр содержимого документа
«"Успешность ребёнка - счастье родителей"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И.Исаевой»





ПРОЕКТ: «Успешность ребенка-счастье родителей»



Срок реализации: 01.09.2019г. - 29.05.2020г.











Учитель-логопед: Гизатуллина А.Р.





Нефтеюганск



Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.

Актуальность проекта 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, 
что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский 



Наиболее актуальный вопрос сейчас в сфере работы образовательного учреждения связан с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и образовательное учреждении, являющихся партнерами в общем деле. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и образовательном учреждении, сделать родителей полноценными участниками образовательного процесса.

С появлением стандартов меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия, но проблема заключается в том, что отсутствуют методические разработки по взаимодействию педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС НОО. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. 
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. 
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную мнимость на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм. 
Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы начального общего образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся;
• необходимостью участия родителей в коррекционном логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:
Учитель-логопед, дети младшего школьного возраста, их родители.

Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с семьей, согласовать образовательное воздействие на ребенка;

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;

  • создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к образованию и воспитанию.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический). 
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать образовательное воздействие на ребенка;

  • начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”;

  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем-логопедом и родителями.


Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку “Домашний логопед”: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей. 
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.

2 этап – основной (практический).
Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития обучающихся через организацию и проведение родительского клуба;

  • пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

Полученные во время занятий с учителем-логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение занятий-практикумов, мастер-классов, консультаций, “круглых столов”, проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов) и других форм работы родительского клуба (ежемесячно);

  • проведение индивидуальных консультаций (по запросу);

  • создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам);

  • презентация копилки для родителей “Домашний логопед” (ежемесячно, практический материал по темам);

  • ведение “Дневника успеха” (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 2).



3 этап – заключительный (контрольно-диагностический). 
Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации родительского клуба. Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов города .

Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготови-тельный этап

до 20 сентября

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов


Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам “Дыхательная гимнастика”, “Артикуляционные упражнения”, “Мелкая моторика” и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего занятия логопеда

Анкета для родителей

Копилка “Домашний логопед”


Учитель-Логопед


2. Основной этап

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль



Апрель

Май

Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно”.
Мастер-класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата”.
Занятие-практикум
“Пальчиками играем- речь развиваем”

Консультация “Речевое дыхание-основа правильной речи”

Мастер-класс
“Научитесь слышать звуки”

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Заседание «Круглого стола» “Родители о своих детях”


Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол “круглого стола”, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей


Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-Логопед


Ежеме-сячно

Презентация логопедической копилки “Домашний логопед”

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Учитель-Логопед

Ежеме-сячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-Логопед

Ежеме-сячно

Ведение “Дневника успеха”

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

“Дневник успеха”

родители

Май

Апрель май

Мониторинг (анкетирование)работы логопеда с родителями

Мониторинг детей


Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей


Анкета для родителей

Логопедическая диагностика


Родители

Учитель-логопед


3.Заключи-тельный этап



Презентация проекта “Успешный ребенок- счастье родителей”



 

Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”.

2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Домашний логопед”.

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для образовательного учреждения

  • положительная динамика речевого развития;

  • успешная социальная адаптация в образовательном учреждении;

  • индивидуальный подход к каждому ребенку

  • положительная оценка деятельности образовательного учреждения;

  • готовность и желание помогать школе;

  • использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях

  • положительный психологический климат между учителем-логопедом и учителями;

  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

  • удовлетворенность собственной деятельностью;

  • благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

  • преемственность в работе учителя и родителей




Список литературы:

  • Бабина Е.С. Партнерство образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

  • Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи детей. Логопед 2005 N 5.

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

  • Миронова С.А. Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях. М. 2007.

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

  • Хватцев М.С. Логопедия. Работа с младшими школьниками. М. 1996.

 











Приложение 1

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________


Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, образовательное учреждение.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на логопедических занятиях? ________











Приложение 2

ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
2019 – 2020 учебный год.

Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Комментарии:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!