Успешность ученического самоуправления в МОУ «Большепаратской СОШ»
Н.А.Тимофеева,
педагог-организатор
Развитию ученического самоуправления в России придается огромное значение, как ведущему механизму социализации и развития компетенций самоопределения личности, также ученическое самоуправление дает детям, педагогам и родителям право участвовать в управлении и соуправлении образовательным процессом.
В нашей школе огромная роль отводится воспитанию и социализации детей. Современная реальность требует от школы максимальной подготовки ребёнка к взрослой жизни, и система школьного самоуправления становится универсальной технологией решения этой задачи. Школьное самоуправление представляет собой моделирование взрослой ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений, это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Таким образом, возникает обоюдный процесс: с одной стороны, развития образовательной организации, а с другой саморазвития личности в ней.
Самоуправление в школе позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, дает возможность применения знаний, умений, предоставляет возможность моделирования нетривиальных ситуаций, ситуаций выбора, постепенно вырабатывая способность ориентирования. Таким образом, ученическое самоуправление помогает формировать в школьном коллективе и в каждом ребёнке социально-нравственную ориентацию, социальную активность и личностную зрелость.
В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления и является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Совместная деятельность педагогов и учащихся создает условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций и лидерских качеств.
Целью воспитательного процесса является создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и активного развития детско-взрослой общности.
Задачи школьного ученического самоуправления:
• обеспечение возможности участия обучающихся вместе с родителями и педагогами в планировании, организации образовательной траектории школы;
• органичное включение в образовательную деятельность социальных инициатив участников образовательного процесса, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом потребностей и интересов;
• социализация и адаптация детей в обществе через создание условий правовой защищенности каждого участника образовательного процесса;
• формирование гражданской идентичности, ценностного отношения к себе и окружающим.
Ожидаемые результаты при решении перечисленных задач:
• осознанная гражданская позиция воспитанников, личная заинтересованность каждого в развитии школы, участие в соуправлении;
• занятость во внеурочное время социально значимой деятельностью;
• улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
• социальная и творческая активность.
Это возможно, когда взрослые участники образовательного процесса готовы к сотрудничеству с детьми -это совместная социально значимая деятельность педагогов, учеников и родителей.
Ученическое самоуправление не может быть организовано без участия семьи, огромная роль в организации процесса отводится родительской общественности. В семье формируется гражданская и социальная ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество. Нормы социальной жизни ребенок усваивает в семье, поэтому родители и школа совместно вступают в процесс воспитания.
Школьники, как и взрослые, имеют возможность реализовать свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации.
Самоуправление считается представительной ветвью школьной власти, когда ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой. В свою очередь, выбранные представители органов самоуправления, защищая интересы своих избирателей, имеют право влиять на решение всех школьных вопросов, затрагивающих интересы учеников, педагогов и родителей в том числе законодательно.
Практика работы нашей школы показывает, что детей нужно учить управлять, тем более, самостоятельно управлять, потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление. Правильно организованное школьное самоуправление – это не «управление самими собой», и не дополнительный административный ресурс в организации дежурств и мероприятий, это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Таким образом, школьное самоуправление / соуправление необходимо организовывать, учитывая различные факторы, начиная от контингента учреждения и заканчивая спецификой школьных традиций. И, конечно, организацию школьного самоуправления не сможет осуществить только педагог-организатор и завуч по ВР, это серьёзный обучающий процесс, в который должен быть вовлечен весь педагогический коллектив.
Структура ученического самоуправления школы начинается с.
классного уровеня или уровень приобретения социальных знаний. Школьники принимают участие в работе актива класса, самостоятельно определяются лидеры – старосты, всем участникам предлагаются на выбор сферы деятельности (организаторская, исполнительская, спортивная, трудовая, творческая), разрабатывается план классных дел. Затем активные представители классов входят в состав актива школьного самоуправления.
Во втором уровне другие задачи - это пробуждение ответственности личности ребенка за себя, за дело, которое ему поручено. Развивается умение формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в классах.
На втором, школьном уровне решаются задачи:
• планирования, организация и последующей анализ школьных мероприятий;
• формирования и работы с активом школы;
• внедрения инициатив ученического коллектива;
• оценки результативности деятельности классного ученического самоуправления;
• развития интереса к совместной деятельности на благо школы, села, республики.
Главным законодательным органом является Совет школьного ученического самоуправления, который состоит из активных членов. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с педагогом-организатором и завучем по ВР.
Уровень школьного самоуправления образовательной организации, где активисты получают возможность влиять на разработку содержания учебных инициатив, принятие и реализацию локальных нормативно-правовых актов школы, представлять и отстаивать права и интересы коллектива обучающихся, удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Задачи, решаемые на уровне самоуправления в образовательной организации, – в принципе те же, что и на уровне общешкольного самоуправления, но на порядок выше:
• разработка и внедрение инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов, направленных на развитие учебно-воспитательного процесса;
• оценка результативности социально значимых проектов школы;
• совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в том, что школьники действительно могут реализовать свои инициативы, могут принять участие в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предопределяет ситуацию, когда дети не только обладают определёнными правами, но и несут определённую ответственность за свои решения и работу.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Ученическое самоуправление постепенно захватывает и вовлекает всех обучающихся в управление делами класса и школы. При условии работы в коллективе формируется чувство товарищеской взаимопомощи и организаторские качества личности, а соответственно, подросток учиться правильно организовывать своею жизнь, стремиться к самовоспитанию и саморазвитию.
Содержание работы органов ученического самоуправления, характерных для организации внеурочных занятий в школе через разнообразные виды деятельностей:
• познавательная деятельность – предметные недели, «Встречи с интересными людьми», интеллектуальные игры, диспуты, конференции старшеклассников, круглые столы, разработка проектов, акций и их реализация;
• экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, дежурство на постах по этажам;
• спортивная деятельность – организация спартакиад, конкурсов, соревнований, участие в школьных олимпиадах разного уровня;
• художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи, благоустройство школьных помещений на праздники «Украсим школу своими руками» и т.д.;
• шефская деятельность – помощь старшим, забота о младших с помощью акций «Делай добро», «Помоги другу» и др.;
• информационная деятельность – информация о жизни классов, школы;
• профилактическая деятельность – классные часы, школа нравственности, школа безопасности, школа социализации и профориентации, школа лидера, организация дежурства по школе, контроль за соблюдением Устава школы;
• экскурсионно-исследовательская деятельность – проектно-исследовательская деятельность, организация интерактивных выставок и экскурсий;
• патриотическая деятельность – встречи с ветеранами, участие в инициативе «Бессмертный полк».
Самоуправление в образовательной организации – необходимый компонент содержания воспитания личности. С его помощью создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.
Смысл ученического самоуправления заключается в обучении подростков основам отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своим поведением, своей жизнью в коллективе, а коллективная деятельность обучающихся является средством самореализации. Взаимодействие с общественными группами и органами власти в процессе реализации коллективных дел воспитывает социальную активность молодого поколения.
Через модель ученического самоуправления реализуется право учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта социального партнерства. Самоуправление создает благоприятные социальные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность, стимулирующую социальную активность и творчество.
Организация самоуправления в нашей школе - это признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию всех участников образовательного процесса, ориентацию на их интересы, а также уважение прав и свобод.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство «Смысл», издательство ЭКСМО, 2004.
2. Положение о команде ученического самоуправления «Лидер» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1996uv.mskobr.ru/files/polozhenie_o_shus_gbou_shkola_19961.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
3. Федеральный Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 14.01.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 14.01.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 14.01.2016).
7. Федеральный Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
8. Положение о команде ученического самоуправления «Лидер» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1996uv.mskobr.ru/files/polozhenie_o_shus_gbou_shkola_19961.pdf (дата обращения: 14.01.2016).