Итоговое собеседование. Русский язык Вариант 468-1/7
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих четыре задания. Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2 минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2 минут.
Часть 2 состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение об одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15–16 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Во время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки в контрольных измерительных материалах. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1 Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст об основателе книгопечатания в России
Ива́не Фёдорове (1520–1583). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
В XV веке во многих странах книги печатали при помощи специальных станков, поэтому процесс издания литературы был намного быстрее, чем в России, где книги переписывали монахи в монастырях. Царь Иван Грозный решил, что нельзя отставать от других, и своим указом велел развивать книгопечатание в России. Первым работником типографии стал Иван Фёдоров.
О раннем этапе жизни Ивана Фёдорова ничего не известно. Сохранилась информация о том, что он преподавал грамоту, занимал должность дья́ кона в церкви, ведь Иван Фёдоров закончил Кра́ ковский университет.
Первой русской датированной печатной книгой был «Апо́стол». В ней были указаны печатник – Иван Фёдоров – и дата, когда работа была закончена, – 1 марта 1564 года. «Апостол», книга религиозного содержания, является подлинным шеде́вром книгопечатания: чёткий красивый шрифт, фигурные заглавные буквы, изысканные гравю́ры-заставки. Благодаря стараниям российского первопечатника Ивана Фёдорова эта книга полностью соответствовала старинным русским церковным традициям.
Однако книгопечатание встретили в штыки переписчики книг: большие тиражи печатных книг лишали их заработка. Иван Фёдоров был вынужден уехать из Москвы. С собой он забрал печатные шрифты и доски с гравю́рами. Печатник жил в разных странах, пытался наладить печатное дело. Умер российский первопечатник на чужбине. За свою жизнь он издал более 12 книг. На его надгробии написано: «Печатник книг, доселе невиданных». (194 слова)
---------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ивана Фёдорова: «Я должен передать для всех Божественное слово печатным образом». Подумайте, где лучше использовать слова Ивана Фёдорова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. В картинной галерее (на основе описания фотографии)
Тема 2. Чему меня научили люди старшего поколения (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Как люди должны относиться к природе? (рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
--------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 2. Чему меня научили люди старшего поколения
Расскажите о том, чему Вас научили люди старшего поколения. Не забудьте рассказать:
- общение с какими людьми старшего поколения оказалось для Вас важным;
- чем интересно Вам общение с этими людьми;
-чему они Вас научили;
- как их советы пригодились Вам.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
--------------------------------------------------------------------------------------
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 3. Как люди должны относиться к природе?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы.
-Все ли люди бережно относятся к природе?
-Почему нужно заботиться о природе?
- К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
- Как можно воспитать бережное отношение к природе?
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
--------------------------------------------------------------------------------
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. В картинной галерее Опишите фотографию.
1) Любите ли Вы ходить в музеи и картинные галереи? Какая экскурсия Вам особенно запомнилась и почему?
2) Какую роль в жизни человека играет искусство?
3) Может ли виртуальная экскурсия заменить настоящую?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 2. Чему меня научили люди старшего поколения Расскажите о том, чему Вас научили люди старшего поколения.
1) Почему важно прислушиваться к советам взрослых людей?
2) Как нужно относиться к пожилым людям?
3) Чему старшее поколение может научиться у молодёжи?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 3. Как люди должны относиться к природе?
1) Готовы ли Вы потратить своё время на заботу об окружающей среде? Почему?
2) Почему важно разумно и экономно относиться к использованию воды и электричества? Что для этого может сделать каждый из нас?
3) Какие экологические проблемы наиболее актуальны в Вашем регионе?