СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное собеседование по русскому языку. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья  поможет при подготовке задания 1 -2 устного собеседования.

Просмотр содержимого документа
«Устное собеседование по русскому языку. 9 класс.»

Итоговое собеседование по русскому языку.

Номер задания в итоговом собеседовании — 1.

Вид работы — чтение текста вслух.

Текст

Ученикам предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогают обучающимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Объём текста

170 – 200 слов.

Цель задания

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником итогового собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Задание также проверяет умение обучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).

Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому обучающимся при чтении необходимо правильно его просклонять (например, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).

Критерии оценивания чтения вслух

  1. Интонация (Ч1):

  • 1 балл – интонация соответствует пунктуационному оформлению текста;

  • 0 баллов – интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

2. Темп чтения (Ч2):

  • 1 балл – темп чтения соответствует коммуникативной задаче;

  • 0 баллов – темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

3. Искажения слов (Ч3 ):

  • 1 балл – искажений слов нет:

  • 0 баллов – допущено одно искажение слова или более.

Максимальное количество баллов – 3

Критерии оценивания грамотности речи (оцениваются задания 1 - 4)

  1. Соблюдение орфоэпических норм (Р1):

  • 2 балла – орфоэпических ошибок нет;

  • 1 балл – допущены одна-две орфоэпические ошибки;

  • 0 баллов – допущены три орфоэпические ошибки или более.

2. Соблюдение грамматических норм (Р2):

  • 2 балла – грамматических ошибок нет;

  • 1 балл – допущены одна-две грамматические ошибки;

  • 0 баллов – допущены три грамматические ошибки или более.

3. Соблюдение речевых норм (Р3):

  • 2 балла – речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки;

  • 1 балл – допущены три-четыре речевые ошибки;

  • 0 баллов – допущены пять речевых ошибок или более.

4. Богатство речи (Р4):

  • 1 балл – речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций;

  • 0 баллов – речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций.

5. Соблюдение фактологической точности (Р5):

  • 1 балл – фактические ошибки отсутствуют;

  • 0 баллов – допущена одна фактическая ошибка или более 0.

Максимальное количество баллов– 8.

Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1

  1. Неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения.

  2. Искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус).

3. Наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.

Порядок процедуры чтения текста вслух

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.

  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). Время — до 2-х минут.

  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика о готовности читать вслух.

  4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

Важно! Во время чтения никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за чтение сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух

  1. Прочитайте текст про себя.

  2. При чтении особое внимание обратите на:

  • имена, фамилии, отчества людей;

  • географические названия;

  • незнакомые слова;

  • сложные слова;

  • термины и понятия;

  • ударения, поставленные в самом тексте;

  • формы числительных.

2. Во время чтения запоминайте или подчёркивайте (если разрешает комиссия) главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.

Чек-лист 2. Как читать текст?

  1. Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.

  2. Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.

  3. Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.

  4. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.

  5. Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения.

На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

6. Между абзацами делайте более длительные паузы.

7. Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).

8. Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо.

9. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию.

10. Обращайте внимание на слова, в которых в тексте поставлены ударения, и правильно их произносите.

Памятка 1. Как склонять числительные?

  • При склонении сложных числительных изменяются оба корня.

Он участвовал в 200 (двухстах) соревнованиях.

Полезный приём: чтобы быстро проверить второй корень, мысленно подставьте слово НОТЫ и в числительном употребите такое же окончание (двух нотАХ - двухстАХ, двум нотАМ - двумстАМ).

  • Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.

Учёный издал более 100 (ста) научных работ.

  • В составных количественных числительных при склонении изменяется каждое слово.

Он принял участие в 275 (двухстах семидесяти пяти) экспедициях.

  • В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

В 1980 (тысяча девятьсот восьмидесятом) году он завоевал золотую медаль на олимпиаде в Москве.

Памятка 2. Какие ключевые слова запоминать (подчёркивать)?

Ключевые слова — это главные слова в предложении (тексте), в которых заключена его суть.

  • Грамматическая основа или один из главных членов.

  • Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия.

  • Даты, числа.

  • Собственные наименования.

  • Термины.

Памятка 3. Интонация

  • В повествовательном предложении к концу голос понижается.

  • В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается.

  • В восклицательных предложениях к концу голос повышается.


Самый сложный вид задания на ИС – пересказ.

Номер задания в итоговом собеседовании — 2.

Вид работы — подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Текст

Ученикам предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогают обучающимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Объём текста

170 – 200 слов.

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания

  1. Сохранение при пересказе микротем текста (П1):

  • 2 балла – все основные микротемы исходного текста сохранены;

  • 1 балл – упущена или добавлена одна микротема;

  • 0 баллов – упущены или добавлены две и более микротемы.

2. Работа с высказыванием (П2):

  • 1 балл – приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично;

  • 0 баллов – приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа .

3. Способы цитирования (П3 ):

  • 1 балл – ошибок в цитировании нет;

  • 0 баллов – допущена одна ошибка в цитировании или более

Максимальное количество баллов - 4.

Важное изменение в критериях оценивания 2024 года: «. В связи с часто возникающими техническими трудностями СНЯТО примечание при оценивании подробного пересказа с включением приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл».

Критерии оценивания грамотности речи (оцениваются задания 1 - 4)

  1. Соблюдение орфоэпических норм (Р1):

  • 2 балла – орфоэпических ошибок нет;

  • 1 балл – допущены одна-две орфоэпические ошибки;

  • 0 баллов – допущены три орфоэпические ошибки или более.

2. Соблюдение грамматических норм (Р2):

  • 2 балла – грамматических ошибок нет;

  • 1 балл – допущены одна-две грамматические ошибки;

  • 0 баллов – допущены три грамматические ошибки или более.

3. Соблюдение речевых норм (Р3):

  • 2 балла – речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки;

  • 1 балл – допущены три-четыре речевые ошибки;

  • 0 баллов – допущены пять речевых ошибок или более.

4. Богатство речи (Р4):

  • 1 балл – речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций;

  • 0 баллов – речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций.

5. Соблюдение фактологической точности (Р5):

  • 1 балл – фактические ошибки отсутствуют;

  • 0 баллов – допущена одна фактическая ошибка или более 0.

Максимальное количество баллов – 8.

Типичные ошибки обучающихся при выполнении задания 2

  1. Фактические ошибки при пересказе.

  2. Сжатый пересказ вместо подробного.

  3. Пропуски важных микротем текста.

  4. Неумение логично включать высказывание в пересказ.

  5. Неумение использовать способы цитирования в речи

Порядок процедуры пересказа

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.

  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). В это время ученик готовится не только к чтению, но и к пересказу: запоминает основные мысли, ключевые слова. Время — до 2-х минут.

  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика о готовности читать вслух.

  4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

  5. Учитель-собеседник переключает ученика на подготовку к пересказу.

  6. Ученик готовится к пересказу: делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ. Время — до 2-х минут.

  7. Учитель-собеседник забирает у ученика текст. Цитатой пользоваться можно.

  8. Ученик пересказывает текст. Время — до 3-х минут.

Важно! Во время пересказа никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за пересказ сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист. Подготовка к пересказу

  1. При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.

  2. Запомните главные мысли, обратите внимание на ключевые слова или подчеркните их (если в вашей школе это разрешено).

  3. При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, ключевые слова. (См. памятку 1).

  4. Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. (См. памятку 2). Держите это в голове при пересказе.

  5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.

  6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.

  7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. (См. памятку 3).

  8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.

Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?

  1. Во время подготовки к чтению вы уже мысленно отметили или подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только учитель-собеседник засёк время, начинайте выписывать их на бланк.

  2. Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй их записывать. Так вам не придётся искать слова глазами и тратить на это время.

  3. Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.

  4. Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит).

  5. Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов. (Например, 1993 вместо 1993 год).

  6. Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.

  7. Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом.

  8. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.

  9. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.

  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.

  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)

  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов).

Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):

  • ФИО говорил: «Цитата».

Варианты посложнее:

  • Недаром ФИО утверждал: «Цитата».

  • Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».

  • «Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.

  • Сам ФИО (героя текста) говорил следующее: «Цитата».

2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений).

Клише

  • ФИО говорил, что…

  • ФИО утверждал, что…

Важно!

При косвенном цитировании личные местоимения 1 лица следует заменять на 3 лицо или на существительное.

Сравните:

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил: «Я не мог не ценить в нём высокие нравственные качества».

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.

3. Цитирование при помощи вводных слов.

Клише

  • По словам ФИО, цитата.

  • Как говорил ФИО, цитата.

Важно!

В этом случае также следует заменять местоимения 1 лица на 3-е лицо.

Сравните:

Константин Алексеевич Коровин говорил: «Мои картины — это я, моё пение жизни, моя радость».

По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.

Советы

Совет 1

Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок.

Совет 2

Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце. Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).


При написании статьи использованы документы с сайта ФИПИ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!