СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Лирика Пастернака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по лирике Б.Пастернака  в форме устного журнала

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Лирика Пастернака"»

Лирика Бориса Пастернака

Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Звучит муз этюд, читаются слова (Звучит «Этюд» Скрябина)

Эпиграф

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил

А.Ахматова


Учитель: тема нашего урока «Лирика Бориса Пастернака », проведем мы его в форме устного журнала. Вместе с вами мы будем перелистывать страницы жизни и творчества Бориса Леонидовича Пастернака. талантливого поэта ХХ века, лауреата Нобелевской премии

Запись темы урока

В процессе урока вы должны будете заполнить таблицу


Название стихотворения

Жанр

Тема


Средства выразительности

«Зимняя ночь»




« Февраль…»




« Золотая осень»




« Любить иных, тяжелый крест»




« О, знал бы я, что так бывает»





1 страница

« Пастернака пишем сами» Визитка поэта

Учитель: Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».

(Звучит «Этюд» Скрябина, учащиеся работают, затем зачитывают написанное).

Талантливый, активный, неповторимый, стремительный, необыкновенный

Учитель: У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак – атмосферу музыки, живописи, философии, и , конечно же, поэзии.

Презентация

Ученик: ПАСТЕРНАК Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в Москве. Родился в семье художника и пианистки. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила будущее поэта. В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира

. Мы сегодня прочитаем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.





III. Работа с классом.

2 страница- « Пастернак и музыка»

–Знакомство с лирикой Пастернака мы начнем со стихотворения «Зимняя ночь». Многие стихотворения Пастернака положены на музыку . Прослушайте его и ответьте на вопросы

( Вопросы на экране)

Вопросы:

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? ( В стихотворении повторяется слово свеча горела).

  2. С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).

  3. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Нет, Пастернак родился в февраля , когда Мело, мело по всей земле, Во все пределы… – Он хочет сказать, что жизнь полна бурь и ненастий).

  4. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Я думаю есть. В народе говорят «Сгорел как свечка», значит судьба и свеча взаимосвязаны)

Звучит романс-видео (через интернет) «Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча).

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946



– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?

3 страница – « Пастернак и живопись»

- Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой и живописью

Заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.

Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.

(Ребята получили опережающее задание и мы их сейчас послушаем)

Презентация

Групповая работа

- Стихотворение «Февраль…Достать чернил и плакать» часто открывает сборники лирики Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней лирики поэта.

Чтение наизусть стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать»,

Вопросы на экране

- Соотнесение стихотворение Б.Пастернака и картину А.Саврасова «Грачи прилетели» .

- Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).

- С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность? (Стихотворение наполнено символами: весна, дождь, ветер, что означает новую, бурную, возможно, мятежную жизнь. Стихотворение полно звуков – грохочущая, благовест, клик колес, ливень, грачи, крики. Которые передают активный жизненный процесс)

- Сходны ли впечатления от картины художника си впечатлениями, вызванными строками Пастернака? ( Поэт передаёт чувство радости, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы Картина Саврасова передает чувство восторга. Весна, которую вещают грачи несет новые впечатления и надежды. Они символизируют начало новой жизни,).

«Грачи прилетели» — это картина Алексея Кондратьевича Саврасова, на которой изображён ранний весенний день. Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы

В центре композиции — берёзовый склон, который ведёт к небольшой деревне с церковью. Небо занимает большую часть полотна, оно пронизано светом и воздухом, что придаёт сцене ощущение свободы и простора.

Грачи, прилетевшие после зимы и начинающие строить гнёзда на голых ветвях берёз, являются центральными фигурами картины. Они символизируют начало новой жизни, весеннее обновление природы и, по широте своего звучания, — обновление самой России.

Саврасов использует свет, цвет и композицию, чтобы передать не только внешний вид природы, но и её внутреннее состояние, её душу. Это делает его работу не просто изображением ландшафта, но и поэтическим отражением русской души

Учитель: займемся исследовательской работой

Наша задача - исследовать еще одно стихотворение «Золотая осень». – Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),

  2. музыканты (найти звуковые образы),        

  3. исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).

Учащийся читает стихотворение.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Ответы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),

  2. музыканты (найти звуковые образы),        

  3. исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).



  1. страница - «Тема любви в лирике вечна »

Тема любви в лирике вечна.

Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест».

(выступление уч-ся)

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

« Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

« Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

« То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест».

(выступление уч-ся)

- Кому адресовано это стихотворение?

-Какие чувства оно вызывает?

. . . . .

V.Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.

- Какое бы слово вы записали рядом из словом «судьба»

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают.
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931

«…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».

Музыка

- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Но и уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….



VI. Итоги урока. Домашнее задание. 5 страница нашего журнала пуста. Назовите ее сами и проведите исследование стихотворений











Скачать

© 2024, 37 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!