СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал « Листая памяти страницы »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, посвященное Дню Победы.Включены видеоматериалы  с интервью жительницы блокадного Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал « Листая памяти страницы »»

Устный журнал

« Листая памяти страницы »

Цель мероприятия:

Расширить представление студентов о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений, поэтической литературы и рассказов участников блокадного Ленинграда. Формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Целевая группа: студенты 1- 4 курсов (15-19 лет)

Необходимое оборудование: подготовленная экспозиция, выставка книг, информационные стенды, компьютер и проектор.

Используемые источники: фото и видеоматериал, предоставленные семьями участников; стихотворения поэтов в Ленинграде, архивная видео подборка о блокаде Ленинграда.



Эпиграф на экране:

Он не дрогнул в бою, бастион над Невою.

Он в едином строю был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог –
Всё он вынес и всё превозмог.  

В. Суслов

1 страница «Первый блокадный день» (слайд 3)

Ведущий 1:

Великая Отечественная война началась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда, по мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Он приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать.

Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Город держался 900 дней и ночей.

Ведущий 2:

В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

Ведущий 3:

В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

Страница 2 «Так все начиналось» (слайд 4)

Чтец 1: (под звук метронома)

Свет лучины, тихо угасающий

Как надежда, тает в темноте
Стук сердец, от голода страдающих,
Замедляется в подвальной мерзлоте…

Бледных лиц холодное молчание


Истощенных тонких детских рук
Не видать в ночи. Души кричание…
Вот и все… Последний лучик стих…

Тишина… Ни стона, ни дыхания


Нет и сил пошевелить рукой…
Нет ни страха, ни сердец терзание.
В глубине души настал покой.

Вдруг сирены вой пронзил безмолвие!


Вспышки взрывов, быстро пробежав
Освещали, словно сотни молний!
Сквозь оконца узкие подвал…

И опять ни стона, ни дыхания…

И слеза по детскому лицу
Замерзала, вызывав воспоминание,
Как когда-то бегал по крыльцу…


И в минуту полного отчаяния.

Вспомни о минувших временах,
Вспомни ты о тех, кто сквозь страдания
Не сдавался ни в тылу ни на фронтах!

Вспомни о героях ты отечества!
Вспомни ты о тех, кто умирал…
Чтобы войн не знало человечество,
Что воздухом свободы ты дышал…

(просмотр видеоролика №1)

Страница 3 «Нечеловеческие условия…» (слайд 5)

Ведущий 1

Резко увеличилась смертность населения. Главной причиной была дистрофия, т. е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов.

(просмотр фотографий на информационном стенде с комментированием)

Ведущий 2

За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».

Ведущий 3

Но ив этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Создавались отряды для сбора умерших и их захоронения. Ленинградцы доказали всему миру, что победа зависит не только от армии, но и от простого народа. Несмотря на то, что ленинградцы были отрезаны от страны, они знали, что о них помнят, им на помощь обязательно придут. Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

(просмотр видео фильма)

Ведущий 1

В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, который соединил город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных.

Ведущий 2

Все меньше и меньше остается в живых участников тех страшных событий. Рядом с нами проживает Валентина Александровна Мищенко, которую застала война в городе на Ниве, когда ей исполнилось только 14 лет. О событиях тех дней она рассказал в книге «Помнить вечно…»

(просмотр видео фильма «Из воспоминаний»)

Война никогда не уйдет из ее памяти, потому что нельзя забыть страшные дни блокады и потерю близких людей. Такое забвению не подлежит.

(просмотр экспозиции «Былое не забыть», на которой представлены документы В. А. Мищенко)

Страница 4 «Труженицы тыла» (слайд 6)

Ведущий 3.

После эвакуации ленинградцы работали в тылу, помогая армии. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков.

 Чтец 2.

Да, были, как века, мгновения.

Об этом тяжко вспоминать.-

Хватило б только сил, терпения,-

Чуть слышно повторяла мать.

Когда заря еще дремала

и крепко спали петухи,

она ослабшая, вставала

на ошалелые гудки.

Ей было 27 неполных

Внося сибирскую метель в избу,

она валилась, помню,

едва раздевшись, на постель.

Уставши за день несказанно,

Она шептала, как вчера:

- Успеть бы отдохнуть мне за ночь,-

и затихла до утра.

Мне только после ясно стало:

им, женщина, таким, как мать,

упорным,

сердце приказало

в тылу Отечество спасать.

 

Ведущий 1

Женщинам приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные  граждане нашей страны-школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Об одной такой женщине, Федоткиной Лидии Николаевне, мы хотели бы рассказать. Во время войны она работала с 8 часов утра и до 8 часов вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали 800  граммов на семью. Все время чувствовали себя голодными.

Она вспоминает о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда в основном была из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.

За доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Лидия Николаевна была награждена медалью.

(просмотр экспозиции)



Ведущий 2



Советский тыл был прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил

Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома фашистов и завоевания великой победы.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война- ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества -германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и добились победы.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталось ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников.

Ведущий 3

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, а так же всех тех, кто ценой своей жизни приблизил великую победу минутой молчания. Вечная память героям!


(звук метронома)

  • Литература:

  • Адамович А.М. Блокадная книга.-5-е изд., испр., доп./ А.М.Адамович, Д.А.Гранин.-Л.: Лениздат, 1989.-526с.: ил., портр.

  • Адамович А.М. Блокадная книга/ А.М.Адамович, Д.А.Гранин.—Санкт-Петербург: Лениздат, 2013.-541 [1]c.: [16]л. ил.

  • Алексеева Т. 900 дней и ночей ленинградских книгочеев: [О деятельности Музея-библиотеки "Книги блокадного города", организованного в 1996 году]/ Т.Алексеева// БИБЛИОТЕКА.-2000.-№11.-С.72-73.-(Наследие).

  • Арасланова Л.З. Дети блокадного Ленинграда на вятской земле: 70-летию прорыва блокады посвящается/ Лилия Арасланова// Библиотечное дело.-Санкт-Петербург., 2013.-№3.-С.33-34.-(История).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!