СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Моя планета" (Тема: Экологическая чистота планеты - забота всех поколений человечества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология нашей планеты в последнее время заставляет задумываться всех людей, живущих на Земле. Люди начали понимать,каковыми могут быть последствия загрязнения окружающей нас с вами среды, если не будут выработаны решения проблем, связанных с сохранением планеты. 

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Моя планета" (Тема: Экологическая чистота планеты - забота всех поколений человечества"»

Департамент образования города Москвы

Северный Административный округ

ГБОУ ШКОЛА №1794



Автор Больжатова Нелла Михайловна, учитель физики

Наименование: методическая разработка внеклассного мероприятия экологической направленности « Устный журнал «Моя планета».

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ выпуск №1 « МОЯ ПЛАНЕТА»

ТЕМА: Экологическая чистота нашей планеты – забота всех

поколений человечества.

ЦЕЛИ:

- ознакомить учащихся с экологическими проблемами планеты ЗЕМЛЯ

- предложить возможные варианты решения существующих проблем

ЗАДАЧИ:

- обозначить и изучить существующие экологические проблемы нашей планеты;

- изучить литературу с использованием интернет-ресурсов, касающуюся указанной тематики;

- наметить план действий к выпуску устного журнала;

- воспитать в процессе подготовки устного журнала позитивное отношение к сохранению планеты «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ!»;

- привлечь внимание обучающегося поколения к проблемам Земли как к планете;

- способствовать осознанию ответственности за состояние окружающего нас мира;

- расширению кругозора учащихся через межпредметные связи (физика, биология, химия)

ПЛАН подготовки устного журнала:

1.Выбрать инициативную группу из учащихся 7 – 11кл и одного учителя – руководителя группы. В дальнейшем они могут в том же составе готовить другие выпуски устных журналов.

2.Придумать названия страниц журнала (не более 4-6 стр.) Каждая страница освещает одну проблему.

3.За каждой страницей закрепить 2-3 учащихся для подбора материала. Страницы могут иметь свои рубрики и так как это устный журнал, то и небольшие творческие заставки. По времени одна страница может занимать до 5-7 мин. Каждая страница может также иметь своего ведущего, но у всего журнала может быть и один ведущий.

4.Назначить редакционную коллегию для составления страниц журнала по времени и содержанию (2-3ученика).

5. После проведения журнала обязательно сделать анализ по содержанию проведенного мероприятия. Для этого заранее составить вопросы, ответы на которых помогут детям выработать бережное отношение к окружающему их миру.

5.После проведения журнала выпустить стенгазету « А у нас… Устный журнал был просто класс!»

Устный журнал можно

- использовать как форму урока

- провести как классный час

- провести как внеклассное мероприятие

Страницы журнала могут быть названы так:

1.Атомные электростанции – оценим за и против.

2.Мы не сможем жить без атмосферы. Но какой?

3.Пластик, пластмасса – мусор. Что с ним делать?

4. Электромагнитное воздействие на человека.

5.Знаете ли вы, что ... ( краткая научно – популярная информация: статистика, достижения, идеи на практике)

6.Кроссворд на заданную тему.

7.Прогнозы ученых.

8.Передовая наука на благо человека.

9.Влияние экологической чистоты на растительный и животный мир планеты.

Формы работы: групповая, индивидуальная, практическая.

Оборудование:

Научная - популярная литература, интернет – ресурсы, оформленные стенды, плакаты, интерактивная доска, микрофон.

Используемые технологии обучения:

- развивающее (через вовлечение учащихся в различные виды деятельности)

- проблемное (через постановку познавательных задач и поисковые методы их решения)

- активное

Примерный сценарий проведения устного журнала

«Моя планета»

(для 7 – 9 классов)

Страница 1. Ведущий(ие) страницы: Добрый день, уважаемые слушатели нашего устного журнала. Я ( фамилия, имя ведущего) и я представляю первую страницу журнала. Мы решили назвать ее «Атомные электростанции: за и против». Сначала дадим определение атомной электростанции. Что это такое? Это ядерная установка, использующая для производства электрической энергии ядерный реактор и содержащая комплекс необходимых сооружений и оборудования.

Они бывают следующих типов: с реакторами на тепловых нейтронах и с реакторами на быстрых нейтронах. Реакторы на тепловых нейтронах подразделяются еще и на кипящие, газоохлаждаемые, графито-водные, тяжеловодные, водо-водяные и др. Атомные электростанции могут вырабатывать как электрическую, так и тепловую. В России работают такие электростанции, как Белоярская, Нововоронежская, Кольская, Ленинградская, Билибинская, Курская, Смоленская, Калининская, Балаковская, Ростовская. Вот список стран, вырабатывающих наибольшее количество электроэнергии с помощью атомных электростанций. Возглавляет список США, затем идут Франция, Япония, Россия, Корея и Германия. Теперь давайте рассмотрим преимущества и недостатки таких станций.

Главное преимущество – это очень небольшое количество используемого топлива. Например, протекание ядерной реакции для чистого урана происходит при его критической массе 50 кг. А применяя замедлители и отражатели, эту массу можно уменьшить до 250 г. Для сравнения, Троицкая ГРЭС мощностью 2000 МегаВатт сжигает за сутки два железнодорожных состава угля. Также преимуществом АЭС является ее относительная экологическая чистота – нет вредных выбросов и АЭС не потребляют кислорода. Опять же для сравнения, на тепловых электростанциях суммарные годовые выбросы вредных веществ составляют примерно от 13 000 тонн до 165 000 тонн. А для окисления топлива ТЭСы потребляют до 8 миллионов тонн кислорода в год. В выбросах ТЭС входят сернистый газ, оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды, альдегиды, зола. При этом активность этих выбросов в несколько раз выше, чем для АЭС. Но все же существует один фактор, в котором АЭС уступают ТЭС: это тепловое загрязнение, оно вызвано большими расходами воды для охлаждения конденсаторов турбин. Часть этого тепла отводится на нужды отопления и горячего водоснабжения городов, а часть на использование в энергобиологических комплексах ( например, рыбоводсво, выращивание устриц, обогрев теплиц и пр.) Серьезной проблемой для АЭС является их ликвидация после выработки ресурса, по оценкам специалистов она может составить до 20% от стоимости их строительства.

Теперь поговорим о радиоактивных отходах. Что это такое? Это отходы, содержащие радиоактивные изотопы химических элементов и не имеющие практической ценности. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии», радиоактивные отходы - это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Также по российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен.

К сожалению, в мире проектируются и эксплуатируются реакторы, не имеющие важных систем безопасности.

Главным недостатком АЭС являются тяжелые последствия аварий, для исключения которых АЭС оборудуются сложнейшими системами безопасности.

Любая работающая АЭС оказывает влияние на окружающую среду по следующим направлениям:

- газообразные(в том числе и радиоактивные) выбросы в атмосферу;

- выбросы большого количества тепла;

- распространение вокруг АЭС жидких радиоактивных отходов;

- создание городов – спутников АЭС или атомоградов.

Ребята, нам есть о чем подумать, если хотим сохранить планету Земля!

Страница 2. Ведущий(ие) страницы: Здравствуйте, уважаемые слушатели! Наша страничка называется «Мы не сможем жить без атмосферы. Но какой?». Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Она состоит из воздуха и простирается на сотни тысяч километров от Земли вглубь космоса. Атмосфера Земли возникла в результате двух процессов: испарения вещества космических тел при их падении на Землю и выделении газов при вулканических извержениях. С выделением океанов и появлением биосферы атмосфера изменялась за счет газообмена с водой, растениями, животными и продуктами их разложения в почвах и болотах. В настоящее время атмосфера состоит в основном из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения). Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды и углекислого газа. В КОНЦЕ 2016 ГОДА ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАЗВАЛА ВОЗДУХ ПЛАНЕТЫ СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

В ЧЕМ ПРИЧИНА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ЧТО ИМЕННО ЗАГРЯЗНЯЕТ АТМОСФЕРУ ЗЕМЛИ?

Все источники загрязнения воздуха можно разделить на две большие группы: естественные и созданные человеком. Самим страшным словом «загрязнение» называют любые изменения состава воздуха, которые оказывают воздействие на состояние природы, животного мира и на человека. Пожалуй, надо понять, что воздух загрязнялся всегда, с момента формирования планеты такой, какая она есть. Он сам по себе неоднороден и включает в себя различные газы и частицы, что обусловлено его экологической задачей – смесь веществ в воздухе защищает планету от холода Космоса и излучения Солнца. При этом существует и система самоочистки воздуха – перемешивание слоев за счет атмосферных явлений, оседание тяжелых частиц на поверхности, естественная мойка воздуха осадками. И до появления человека система работала достаточно слаженно. Однако свой след на планете мы оставляем каждый день, что и стало причиной сложившейся ситуации и заявления Всемирной организации здравоохранения. Но обо всем по порядку. Естественные загрязнители. Первая по количеству загрязняющих воздух частиц – пыль, появившаяся из-за постоянного воздействия ветра на почву или ветровая эрозия. Этот процесс особенно распространен в степях и пустынях, где ветром фактически выдувает частицы почвы и уносит их в атмосферу, затем пылинки оседают обратно на поверхность земли. Согласно расчетам ученых, каждый год такой круговорот проходят от 4,6 млрд тонн пыли.

В основные источники загрязнения воздуха естественного происхождения попадают вулканы. Они ежегодно добавляют в воздух от 4 млн тонн пепла и газов, которые затем также оседают в почве на расстоянии до 1000 км.

Следующее место в списке природных загрязнителей воздуха занимают растения. Помимо того, что зеленые жители планеты постоянно производят кислород, однако кроме этого они также создают молекулярный азот, сероводород, сульфаты и метан. Кроме того, растения поставляют в воздух огромное количество пыльцы, облака которой могут подниматься до 12 тысяч километров.

Естественные источники загрязнения атмосферного воздуха включают в себя также и лесные пожары, испарение солей с поверхности морей и океанов, а также космическую пыль.

Источники искусственного загрязнения воздуха . Деятельность человека каждый день создает огромное количество разнообразных отходов, которыми мы щедро делимся с атмосферой. Сегодня в крупных промышленных городах можно наблюдать по-своему красивые, но в то же время ужасные явления – воздух с оттенками всех цветов радуги, оранжевые дожди или просто химические туманы. Источники загрязнения воздуха в городе тесно связаны с его жизнью: автотранспорт, электростанции, заводы и фабрики.

Стационарными источниками загрязнения воздуха называются все элементы промышленности, находящиеся на определенной территории и постоянно или регулярно выбрасывающие в атмосферу свои отходы. Для нашего государства наиболее актуальны из таких загрязнителей электростанции, в основном, тепловые, котельные, предприятия черной и цветной металлургии и т.д. Стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха сейчас находятся в любом крупном и развитом городе, так как обеспечить полноценную жизнедеятельность без них пока невозможно.

Также отдельно нужно упомянуть такие источники загрязнения атмосферы и воздуха, как автомобильный транспорт. Сегодня плотность трафика в крупных городах настолько высока, что транспортные артерии уже не справляются с потоком. Кроме этого, функционирует городской автотранспорт, а так как электромобили еще не распространились широко, а значит, городской воздух каждый день пополняется выхлопными газами. Содержание углекислого газа растет с середины 19 - го века. В связи с резким увеличением числа автомобилей остро встала проблема борьбы с загрязнениями атмосферы выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания. В настоящее время 40—60% загрязнений атмосферы вызвано автомобилями. Автотранспорт является главным источником загрязнения воздуха. Прогрессирующее загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей и отходящими газами промышленных предприятий приводит к резкому увеличению концентрации озона в атмосфере крупных городов и индустриальных центров. В число основных загрязнений выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания входят окись и двуокись углерода, окислы азота, двуокись серы и твердые аэрозоли — сажа.  Фотохимические процессы в атмосфере уже не в состоянии перерабатывать загрязняющие вещества и восстанавливать баланс в природе. Накопление в воздухе углекислого газа, поступающего с выхлопными газами автомобилей, дымовыми газами тепловых станций и горно-металлургических предприятий, а также от факелов нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других заводов, может привести к глобальной катастрофе на нашей планете. Увеличение количества диоксида углерода вызывает парниковый эффект, обусловленный изменением прозрачности атмосферы, уменьшением рассеяния и отражения солнечного света и приводящий к более высокому нагреву внутренних слоев атмосферы. Поэтому мы должны решать и самую важную задачу - снижение отрицательного воздействия выхлопных газов автомобилей на окружающую среду. Имеется несколько путей решения этой проблемы. Наиболее перспективным из них является создание электромобилей. Для снижения загрязненности воздушной среды выхлопными газами, содержащими свинец, предложено в глушитель автомобиля помещать пористые полипропиленовые волокна или ткань на их основе. Существенную роль будет играть разработка новых методов преобразования энергии. Тепловые электростанции оборудуются высокими трубами для рассеивания выбросов в более высокие слои атмосферы, золоуловителями для улавливания золы из продуктов горения, фильтрами и адсорберами для сорбции некоторых газов и т. п. Например, оксиды серы.  Последствия техногенного влияния на окружающую среду настолько серьезны, что привели к заметному ухудшению экологического состояния атмосферы, гидросферы и литосферы. Основные источники загрязнений атмосферы - промышленность, транспорт, тепловые электростанции. Наибольшая доля загрязнений атмосферного воздуха приходится на оксиды углерода, серы и азота, углеводороды и промышленную пыль.

Страница 3. Ведущий(ие): Добрый день, уважаемые слушатели! Мы представляем страничку «Пластик, пластмасса – мусор. Что с ним делать?» Если Вы хоть иногда уделяете внимание проблемам экологии, то наверняка знаете, какой ущерб наносит нашей планете пластик. Удобство, оригинальность, красочность и легкость пластика зарубежные производители «распробовали» чуть ли не полвека назад. Технология эта получила распространения в Азии и в Европейских странах. Государство и органы местного самоуправления делают все возможное, чтобы решить проблему мусора на улицах. Пластик и пластмасса – изобретения, важность которых трудно переоценить в свете технического прогресса. Этот универсальный материал обладает поразительными физическими свойствами, среди которых: высокая прочность, малый вес и химическая устойчивость. Кроме твердых пластмасс, бывают также мягкие, такие как поролон, который чрезвычайно гибок, и полистирол, обладающий высокими теплоизоляционными свойствами. Рост потребления увеличивает рост объемов отходов из пластика, и как следствие происходит токсичное загрязнение рек, морей и океанов земли. Это все вместе другими источниками загрязнения ведет к глобальному экологическому коллапсу. И если не предпринимать срочных мер, то в ближайшее время может оказаться на краю гибели большое количество млекопитающих планеты (рыб, птиц).

Чем мусор может навредить планете Земля? 1.Пластик, в отличие от всех природных материалов, может разлагаться миллионы лет, выделяя при этом в атмосферу различные вредные вещества.

2. При сжигании (а именно так поступают с пластмассовыми отходами на большинстве свалок, чтобы освободить место для новых отходов) образуются:

а) тяжёлые металлы, которые разрушают озоновый слой планеты;

б) ядовитый дым, образующийся в результате сгорания пластмассы, попадает в лёгкие человека и животных, проживающих в непосредственной близости от свалки, и наносит непоправимый вред здоровью;

в) продукты разложения пластика поднимаются в атмосферу и впоследствии выпадают обратно на Землю в виде кислотных дождей.

3. Любой мусор (не обязательно пластмассовый, однако более 60% мусора, производимого человечеством, содержит пластик) занимает очень много места, которое можно было бы использовать в сельскохозяйственных целях.

4. Рекультивировать землю, на которой хотя бы в течение нескольких лет была свалка отходов жизнедеятельности человека, практически невозможно — в почве за этот срок накапливается огромное количество веществ, препятствующих росту растений.

Как становится ясно из вышесказанного, в последние десятилетия вопрос с мусором встал ребром — либо человечество побеждает мусор, либо мусор уничтожает человечество. Решением проблемы мусорного загрязнения планеты вплотную занимаются правительства всех развитых государств, и в следующем разделе мы рассмотрим меры, принимаемые государством для избавления от мусора. В настоящее время существует достаточно широкий спектр способов борьбы с мусорным загрязнением планеты. Рассмотрим некоторые из них поподробнее.



1. Сегодня в каждом крупном городе (и во многих не очень крупных городах) работают мусороперерабатывающие заводы, которые принимают на переработку очень широкий спектр отходов — от стеклянных до пластмассовых. Экономический эффект деятельности таких заводов неоспорим — 70-80% отходов, поступивших на завод, получают вторую (а то и третью, четвёртую, пятую и далее по списку) жизнь, при этом такие заводы спасают и экологическую обстановку в регионе.



2. В руководстве многих муниципалитетов работают профильные группы по благоустройству города, которые в числе прочего набирают на работу людей, убирающих улицы города и загородных территорий от мусора, спасая таким образом землю от попадания в неё продуктов разложения стеклянного, пластмассового мусора и мусора прочих видов.

Нет никакого сомнения, что государственные мероприятия по решению проблемы мусорного загрязнения очень важны, однако полагаться только на государство в этом вопросе не стоит — люди сами должны делать всё возможное, чтобы в один прекрасный день полностью избавиться от мусора.

Сферы деятельности государства чрезвычайно разнообразны и многогранны, а поэтому в одиночку государственные службы никогда не справятся с проблемой мусора. Ниже приведены простые и нехитрые рекомендации, выполнение которых позволит резко уменьшить количество мусора на нашей планете.



1. Никогда не стоит верить рекламе, которая окружает нас буквально везде и настойчиво предлагает купить тот или иной продукт. Нужно запомнить один простой принцип: вещь можно выбросить только тогда, когда она окончательно сломалась или совершенно перестала быть необходимой. Приобретать новый продукт только из-за того, что он чуть-чуть совершеннее старого, не нужно — так можно сберечь и собственный бюджет, и нашу планету.



2. Вещи, которые в один момент стали ненужными, можно подарить или продать кому-то, кому они нужны (практически все вещи, которые выбрасываются по причине ненадобности, находятся в рабочем состоянии и могли бы послужить ещё многим людям). Такой нехитрый шаг одновременно помогает и пополнить бюджет, и продлить жизнь нашей планеты.



3. Всегда, когда срок годности продукции истёк или она окончательно перестала выполнять свои функции, сдавать её на переработку. Современные товары на 60-80% производятся из материалов, пригодных для переработки, а значит, сдача их в специализированные центры абсолютно оправданна.



Проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется таковой ещё очень долго — до тех пор, пока человечество не изобретёт революционно новых методов утилизации стеклянного, пластмассового и прочих видов мусора, которые позволят навсегда покончить с мусорным загрязнением нашей планеты. Пока же эти методы не изобретены, нам не стоит забывать о важности переработки мусора и следовать всем нехитрым инструкциям, которые позволят хотя бы чуть-чуть, но уменьшить количество мусора на Земле.



Страница 4. Ведущий(ие): А я свою страничку назвала «Электромагнитное воздействие на человека». Множество болезней возникают именно из-за воздействия электромагнитного излучения. ЭМП ( электромагнитное поле) - настоящая невидимая опасность для нас. Мы привыкли к благам цивилизации и вряд ли теперь откажемся от компьютеров, мобильных телефонов, микроволновых печей и всего, что можно включить в розетку. Между тем, все эти приборы создают негативные для здоровья человека электромагнитные поля (ЭМП), которые мы не можем увидеть, а потому не обращаем на них внимания. По статистике, более 50% болезней можно избежать, если воздействие электромагнитного излучения свести к минимуму! Вдумайтесь только! Уменьшение электромагнитного излучения вокруг вас изменит вашу жизнь к лучшему!

Возможно, из электроприборов вы пользуетесь только холодильником и никогда не включаете стиральную машину, фен, роутер и телевизор. Но ваши соседи непременно используют эти и другие удобства, распространяя и увеличивая воздействие электромагнитного излучения. Не забывайте, что вокруг наших домов так же присутствуют трамвайные и троллейбусные сети, линий электропередач и трансформаторных будок, которые тоже являются источниками электромагнитных полей.

Как влияют электромагнитные поля на человека?

Электромагнитное поле оказывает отрицательное влияние на организм человека. Большое число исследований, проведенных в России, показали, что именно нервная система наиболее чувствительна к воздействию ЭМП. Под воздействием электромагнитных полей снижается иммунитет. Может происходить изменение белкового обмена, наблюдается определенное изменение состава крови.

Что является источниками электромагнитных полей? К факторам электромагнитной природы, потенциально опасным для здоровья человека, относят постоянные электрические и магнитные поля, переменные электромагнитные поля в диапазоне частот от 1 Гц до 300 ГГц, в котором особо выделяют ЭМП частоты 50 Гц (ЭМП ПЧ).

Как уменьшить электромагнитное воздействие?

Для защиты населения в Российской Федерации существует санитарно-гигиеническое нормирование электромагнитных полей, основанное на многолетних исследованиях и определения их воздействия на организм человека.

Вокруг источников электромагнитного поля должна быть санитарно-защитная зона, при необходимости должны выполняться мероприятия по снижению напряженности электрического поля в жилых зданиях и в местах возможного продолжительного пребывания людей путем применения защитных экранов. Размер этой зоны определяется законодательно в зависимости от типа источника. В пределах санитарно-защитной зоны запрещается: размещать жилые и общественные здания и сооружения; дачные и садово-огородные участки; устраивать площадки для стоянки и остановки всех видов транспорта; размещать предприятия по обслуживанию автомобилей.

Электромагнитные поля в квартире.

В наших домах и квартирах практически нет бытовых приборов, вокруг которых не образовывалось бы магнитное поле. Наиболее опасны в этом смысле микроволновая печь и электрическая плита. Далее можно назвать: телевизор, светильник с люминесцентной лампой, пылесос, полы с подогревом, миксер, стиральная машина, утюг, кофеварка. Зоны риска некоторых бытовых приборов:

Холодильник – 1,2-1,5 м;

Телевизор – 1,1-1,2 м;

Электрическая духовка – 0,4 м;

Электрический обогреватель – 0,3 м;

Утюг – 0,23 м;

Отказываться от бытовых приборов, конечно, не надо, просто нужно правильно их размещать и начинать с самого начала – проверить исправность проводки. При планировке интерьера необходимо учесть, что магнитные поля не гасятся и свободно проникают в квартиру не только сквозь внутриквартирные перегородки, но и сквозь несущие стены.

По этому, прежде чем установить кровать или диван у стены, стоит проверить, нет ли за этой стеной источников электромагнитных полей.



Ребята! Мы сегодня узнали много интересного и познавательного, касающегося такой актуальной темы, как охрана окружающей среды и сохранение нашей планеты как единого, целого и, главное, живого организма среди планет Солнечной системы. Наша планета не только красивая, но еще и хрупкая. В будущем нам есть, о чем подумать и есть где применить свои знания, опыт и энергию. Давайте сохраним планету!



Использованная литература ( в т.ч.интернет-сайты):



1.https://testeco.ru/

2. https://pwo.su/priroda/

3.http://www.mirprognozov.ru

4.Зродников В.М. Быстрые реакторы в энергообеспечении устойчивого развития России.

5.Сидоренко В.А. Перспективы ядерной энергетики и ее безопасность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!