Константин Симонов – поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель,
шестикратный лауреат Государственной (Сталинской) премии
(1915–1979)
Константин Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Сандугач
Устный журнал
«К.М. Симонов – писатель, поэт, журналист, общественный деятель, человек»
Цель урока: через организацию читательской, проектной и учебно-исследовательской деятельности развить у обучающихся интерес к личности и творчеству К.М.Симонова.
Основная задача – дать учащимся представление о жизненном и творческом пути поэта, пробудить интерес к изучению истории литературы, творчества поэта, стимулировать стремление учащихся к повышению читательской компетенции; умение строить письменное высказывание о прочитанном произведении; овладение приемами работы с литературоведческими источниками информации.
Воспитательной целью урока является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта-юбиляра.
Обучающей целью урока является создание условий для развития и поддержания интереса к творчеству К.М.Симонова, для формирования культуры грамотного читателя, владеющего навыками поиска нужной информации, навыками работы с книгой.
Оборудование: выставка книг, стенд, газеты, плакаты с высказываниями писателей и критиков о Симонове, презентация, магнитофон с записью песни «Жди меня».
Вступление.
Симонов – юбиляр 2015 года. В российской Федерации прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения К.М.Симонова.
Внимание к личности и творчеству поэта неслучайно. Советский поэт и общественный деятель Константин Симонов родился в Петрограде, участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны Симонов сотрудничал с газетой «Боевое знамя». После окончания войны побывал в Японии, США и Китае. Он работал главным редактором журнала «Новый мир», затем — «Литературной газеты», сотрудничал с газетой «Правда». Прославился как автор патриотических стихов, среди которых произведение «Жди меня». Симонов — лауреат шести Сталинских премий.
Наш урок пройдет в форме «Устного журнала». На его страницам вы познакомитесь с биографией писателя, его произведениями. У нас здесь будут звучать самые известные его стихотворения, цитаты из его произведений, воспоминания людей, которые дорожили дружбой и знакомством с этим замечательным человеком.
Страница 1
«Известный русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель»
Константин Михайлович Симонов (1915-1979), известный русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель.
Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде в семье военного. Мать его – Александра Леонидовна – была княжеского рода. Именно она пробудила интерес и любовь к литературе у будущего поэта. Александра Леонидовна много читала, сочиняла стихи. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну, Симонов отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем тактики в военных училищах.
В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.
Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.
В 1934 году Симонов поступил в Литературный институт имени Горького. Начиная с 1936 года, в журналах и газетах стали появляться стихи Симонова. Всю жизнь Константин Михайлович увлекался историей. Две поэмы "Ледовое побоище" и "Суворов" написаны на исторические темы. Незадолго до войны писатель начал лирический цикл "С тобой и без тебя", работу над которым закончил уже в послевоенные годы. Симонов был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халхин-Голе. Константин Михайлович был корреспондентом газеты "Героическая красноармейская".
В годы Великой Отечественной войны около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт. Должность фронтового корреспондента газеты "Красная звезда" открывала немалые возможности для того, кто хотел видеть и знать, а Симонов принадлежал именно к таким людям.
За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений.
После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).
Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.
Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.
Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском. 28 августа 1979 Константин Симонов умер.
На шестом километре дороги, если ехать из Могилева в Бобруйск, шоссе слегка расширяется, в разрезе придорожной полосы елей и кленов проезжий видит площадку и на ней дикий камень. Памятник?.. Остановившись, видишь у камня цветы и хорошо знакомое факсимиле еще недавно жившего человека, а теперь резцом просеченное на валуне –
К о н с т а н т и н С и м о н о в. с тыльной стороны камня – литая доска: «…«Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Эти слова заставляют снять шапку и помолчать, глядя на поле, прилегающее к дороге. Если проезжий не очень спешит, он от кого-нибудь узнает: полоса кустарника из деревьев, линейкой идущей в поле, скрывает остатки рва, который когда-то спешно вырыли – остановить танки. Но немецкие танки тут в 41-м остановил не этот теперь оплывший ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было. Помнил об этом всю свою жизнь. И однажды обмолвился, что хотел бы, прах его был развеян на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. В 1941 году Константину Михайловичу Симонову было 25 лет. За Могилёв, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны.
Оборона Могилева была героической. Город сражался в кольце врагов, когда оставлены были Минск и Смоленск – сражался, зная, что обречен. Слава его заслуженная.
На поле, у которого стоит теперь этот камень, Симонов приезжал не единожды после войны. В большой последней своей работе «Шел солдат…» он прямо говорит об этом памятном для нас месте: «Одному этот мирный сейчас пейзаж ничего не говорит, а для других – это поле боя… Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли 39 немецких танков…». Менее суток были корреспонденты Павел Трошкин и Константин Симонов в расположении полка Семена Федоровича Кутепова, командира 388- го стрелкового полка 172 дивизии. Помещая портрет полковника в дневниках, Симонов пишет: «В моей памяти Кутепов – человек, который, останься он жив там, под Могилевом, был бы способен на очень многое».
Кутепов и все, кто был с ним рядом, остаться в живых не могли. Корреспонденты «Известий» почувствовали это уже в тот день, когда уезжали с линии обороны. Они и сами на своем помятом пикапе чудом проскочили линию окружения Могилева. Несомненно, Симонов часто думал об этом дне. Отвечая на вопрос: «Что для него, журналиста, было самым тяжелым в войну?» – он сказал: «Уезжать от людей в критической для них ситуации…».
Корреспонденты «Известий» спешили в Москву с бесценной для той поры информацией. 20 июля в газете появился рассказ о сражении под Могилевом. В том же номере «Известий» на третьей странице с пометкой «Действующая армия» напечатан очерк «Горячий день». Это был первый репортаж Симонова с войны. Симонов постоянно помнил о Могилеве и людях, которые его защищали и остались для него образцом мужества. Вот почему он однажды сказал: «Мое поле там…»
Могилев, через который война прошла «туда и обратно», давно залечил свои раны. О войне напоминают только названия улиц. Есть среди них улица полковника Кутепова, есть теперь и улица писателя Симонова. Вблизи большой городской площади улицы скрещиваются.
А на шестом километре шоссе, идущее в Бобруйск. След войны сохранился. Заросший ольхою, шиповником, бузиной и волчьим лыком противотанковый ров упирается в берег Днепра. Тут видишь бетонный дот, траншеи на кручах, окопы, пулеметные гнезда, заросшие бурьяном. И по правую сторону от шоссе – то самое поле, то место, где в сорок первом по немецкой броне хлестали снаряды защитников Могилева.
В память тех, кто остался навечно у этого поля, уже много лет стоит обелиск. И чуть в стороне, в разрезе зеленых посадок, с военного вездехода сняли и поставили камень. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбою тех, которые воевали, – с живыми и мертвыми.
Страница 2
Литературные чтения: «Поэзия подвига»
(литературно-музыкальная композиция)
Моя цель – дать почувствовать
читателю, какой была эта война.
Победа нам досталась дорогой ценой…
Если я не расскажу об этих трудностях,
тогда мне не удастся рассказать о мере
подвига нашего народа.
К.Симонов
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному, мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 – не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)
- Для чего была нужна поэзия на войне? (Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу).
Борис Панкин:
«… Три стихотворения Симонова: «Жди меня…», «Не сердитесь – к лучшему…» и «Майор привез мальчишку на лафете…» - всегда стоят в его сборниках рядом и помечены одним годом – сорок первым. Но только недавно я узнал, что они и написаны были в один день. Узнал и не удивился. Мне и поныне звездными часами в жизни и творчестве Симонова представляются военные годы, а звездною его тропой – стихи той поры».
Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Чтение стих-я «Жди меня»
- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Об этом стихотворении ветеран Великой Отечественной Маршал Советского Союза И. X. Баграмян писал: "В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства... Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально".
чтение стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"
Война и дети – две вещи несовместимые. В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца.
(Чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»)
Вывод: Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.
«Война стала школой жизни и мужества, нравственным критерием человеческих характеров симоновских героев». (И. Вишневская)
Страница 3
История создания стихотворения «Жди меня»
Когда-то у Симонова спросили, какова история создания этого знаменитого стихотворения? Ответ на это был следующим: «У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».
Серова, вдохновившая Симонова на, наверное, самое известное его стихотворение, сама ждать не умела…Поэтому Константин нарисовал для себя то, чего у него не было в реальности, но о чем он мечтал и тосковал. Как он сам говорил, «желтые дожди» в стихотворении – это выражение его тоски.
Создано это стихотворение было в период между 7 и 15 июля 1941г. – после первой поездки на Западный фронт и готовясь к новой – от редакции «Красной Звезды». Он находился на даче у Льва Кассиля и целыми летними днями, под пение птиц, писал стихи. Сам поэт говорит об этих днях так: «Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. ... На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. ... наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. ... И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «...Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...»
Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это было, скорее, личная исповедь, личное заклинание для себя, тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям. Впервые оно было прочитано десяти людям сразу уже на фронте, в Северной армии, поздней осенью. И стихи эти были как лекарство от тоски по женам и любимым девушкам, оставленным дома или в эвакуации. Впервые он читает его в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу — фотокору Григорию Зельме, и для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставя дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 9 декабря 1941 года он читает его в радиоэфире.
На основе отзывов в конце 1941 — начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «На штурм» (печатном органе 44-й армии), и в «Красной звезде», где тогда работал, однако оба издания ему отказали. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе.
Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».
В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью. Кукулин пишет: «„Жди меня“ не только было похоже на заклинание по своему жанру, но и функционировало как таковое в социальной практике. Многократное прочтение этого стихотворения само по себе имело психотехническую функцию. Врач Слава Менделевна Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня».
Страница 4
«Защита читательского формуляра или дневника чтения»
Представление произведения обязательно должно включать в
себя:
•информацию об авторе (имя, отчество, фамилия; кратко о его жизни и творчестве);
•информацию о книге или произведении: название книги или произведения, её жанр;
•краткий рассказ в объеме 2-5предложений
о содержании книги (своего рода аннотация книги) или анализ произведения;
•информация об интересах и потребностях читателя
(с какой целью обратился к книге или произведению, что узнал читатель из книги, как читается книга (особенности языка и стиля);
•возможно выразительное чтение стихотворения или 1-2 фрагментов книги;
•общее впечатление от прочитанной книги или стихотворения, рекомендации другим читателям
Страница 5
Современники о К.М. Симонове:
"Да, мы живём, не забывая..."
…человек, который берется за воспоминания, обычно пишет их потому, что он любил и ценил того, о ком он пишет, и ему хочется сказать об ушедшем добрые, хорошие слова.
К.М. Симонов
«Вспоминать о Симонове – словно вспоминать о далекой любви, в которую поверить до конца потом невозможно. Выражалась она в осторожных, почти робких проявлениях взаимной симпатии, и, конечно, не нее накладывали отпечаток те обстоятельства, при которых происходили наши встречи. Или прощания.
В первой встрече с человеком столь знаменитым всегда есть что-то щекотливое, потому что сравниваешь его с легендой о нем, а это способен выдержать не каждый.
Но для Симонова это не составляло труда. Он, кажется, вообще не подозревал о существовании подобной проблемы.
Он был, если можно так выразиться, в самом естественном своем проявлении благородный человек. Обаяние редко сочетается с высоким положением, у Симонова одно тесно соседствовало с другим», – писал Герман Кант.
«Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов. Поразительным современным», – сказал Михаил Ульяянов.
Юрий Чернов:
«В моем кабинете – портрет Симонова. Он смотрит на стены – белоголовый, пристально-внимательный. И я вспоминаю сорок минут, поведенных у Константина Михайловича.
Как это было мало! И как много!»
Нодар Думбадзе:
«Он многому научил меня, а главное – критическому отношению к собственному творчеству, смелости в творчестве и к дисциплине в труде».
Эдуардас Межелайтис:
«Разного видел я в жизни Константина Симонова. Я слышал, как он читал стихи: одни сурово и гневно, другие интимно, задушевно… Да он любил точность в работе. Реалии всегда строго соответствовали действительности».
А. Каганов вспоминает выступление К.М. Симонова: «По тишине в зале и сосредоточенным лицам слушателей чувствовалось, что доклад захватил аудиторию. Он, действительно был хорош – привлекали полное отсутствие риторики, конкретность, прямота и откровенность разговора, нежелание докладчика обходить сложные вопросы, часто затрагивающиеся и далеко не всегда объективно освещавшиеся зарубежной прессой. Привлекал, вероятно, и сам докладчик – молодой, красивый подполковник с орденами на гимнастерке, свидетельствующими о том, что войну он знает не понаслышке, не издалека».
«Симонов создал героическую сагу советского народа, разгромившего гитлеровских захватчиков, его книги рисовали всю грандиозность борьбы между жизнью и смертью, между прошлым и будущим человечества… Писатель огромного трудолюбия, автор незабываемых книг, человек, влюбленный в жизнь, сердце, бьющееся в ритме нашего драматического времени, сердце непокорное и страдающее, – таким я сохраню его образ», – писал Жоржи Амаду.
Борис Ласкин:
«Из множества примечательных черт характера Константина Симонова я собираюсь рассказать лишь о двух.
Первая – сила нравственного примера.
Движимая внутренней активностью и неименным чувством товарищества, сила эта с годами росла и крепла. Ощущалась она с каждым, кому посчастливилось встречаться и дружить с Симоновым, кому довелось с ним поработать до войны, во время войны и после войны.
Вторая – чувство юмора, любовь к смешному во всевозможных его проявлениях».
А. Симонов, сын писателя:
«… и я сам, даже в последние годы, когда мы стали особенно близки, не был ему во всем единомышленником; в нашей жизни оставались сферы, которых без особой надобности мы оба старались не касаться, чтобы не разрушить очень дорогого мне и, видимо, небезразличного ему душевного единения. А основы этого душевного единения заложил именно он…»
Леонид Иванов считает: «Наверное, в жизни каждого человека случаются неожиданные повороты, которые решительно меняют, казалось бы, уже хорошо устоявшееся, уводят на совершенно другую жизненную дорогу. И очень часто у истоков таких «поворотов» оказывается друг ли, недруг ли, но человек, который сыграл тут главную роль.
В моей жизни тоже не обошлось без нескольких совершенно неожиданных крутых поворотов, в корне изменивших дальнейшую мою судьбу. Главным «виновником» одного из таких моих жизненных поворотов был Константин Михайлович Симонов».
Мустай Карим:
«Константин Михайлович, на мой взгляд, владел бесценным свойством – умением отбрасывать от себя, как ту палку, всё лишнее, суетное, сомнительное, всё то, что несовместимо с его натурой и убеждениями. Его корабль со временем не обрастал ракушками, – скорее, наоборот: чем дальше шел, тем больше он очищался. Через четверть века , после того лета, в декабрьскую полночь, на пустынной площади в Анкаре он мимоходом скажет мне: «Пятьдесят мне минуло… Наступила пора окончательно налаживать отношения с совестью и ни с кем больше не играть в поддавки».
Кирилл Лавров получил поломанную фотографию от Константин Михайлович Симонов, объяснив это так:
– Это вам, в память о «Живых» и мертвых». Не удивляйтесь, что фотография в таком виде, – во время войны я протаскал ее довольно долго в кармане гимнастерки…»
С помятой бумаги смотрело озорное, улыбающееся безусое лицо военного человека в лихо сдвинутой на затылок пилотке, с зажатой в зубах папиросой, со шпалой в петлицах…
Эта фотография стоит у Кирилла Лаврова на письменном столе. «Я смотрю на неё и думаю: насколько была бы беднее моя жизнь, если бы я не встретил этого человека», - вспоминает К. Лавров.
Олег Табаков заметил, что «было много военных старшего поколения, особенно признательных Симонову за то редкое постоянство и упорство, с которым он приоткрывал нерассказанные, неразгаданные страницы войны.
И. Баграмян: «Незабываемые для меня последние встречи с ним, когда мы оба лежали в больнице. Я тяжело болел, и он очень поддерживал меня. К глубочайшему сожалению, его собственные недуги оказались неизлечимыми».
Борис Филиппов:
«Люди будут читать Симонова, открывая в его «я» подобно «аллее Константина», памятные места встреч, будут обращаться к нему, как ходят к роднику напиться».
Виктор Астафьев говорит, что был к Симонову «всю жизнь привязан как читатель, уважал его как гражданина, воина и труженика, такого. Каких, к сожалению, очень мало в нашей литературе».
Когда-то Константин Михайлович Симонов написал:
«Чувствовать себя нужным – самое главное счастье в жизни человека, чувствовать себя ненужным – самое главное несчастье в жизни человека». Просто и очень точно сказано.
Когда он узнал, что избран членом Центральной Ревизионной комиссии ЦК КПСС, он был обрадован, потому что это высокое доверие давало ему возможность многое сделать и многим помочь. Вероятно, это было для него необходимостью. Жизненной необходимостью помогать, выручать, поддерживать, вытягивать, защищать. В этом была еще одна черта, без которой образ Константина Михайловича Симонова был бы неполным.
«Такие люди для меня, – писал Михаил Ульянов, – как бы острова верной земли, где можно перевести дыхание, набраться сил перед следующим плаваньем по бурному морю жизни. Ну, а если потерпишь кораблекрушение, то такие острова примут тебя, спасут, дадут возможность жить. Вот таким верным, надежным островом был Константин Симонов – один тех настоящих людей, в самом точном и высоком понятия, с которыми мне пришлось встречаться. За это я благодарю судьбу. Не за то, что это был знаменитый человек, а за то, что это был настоящий человек».
Страница 6
К.М. Симонов: цитаты
• В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
• Где настоящие друзья -
Там дружба не видна.
• Да, война не такая, какой мы писали её, -
Это горькая штука…
• Дружба настоящая не старится,
За небо ветвями не цепляется, -
Если уж приходит срок, так валится
С грохотом, как дубу полагается.
От ветров при жизни не качается,
Смертью одного из двух кончается.
• Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
• Здоровые рассудки
Живут в телах здоровых.
• Как жаль, что часто память в нас живёт
Не о дорогах, тропах, полустанках,
А о наклейках минеральных вод,
О марках вин и о консервных банках…
• Любовь мы завещаем жёнам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожжённой,
Идти завещано друзьям.
• На час запомнив имена, -
Здесь память долгой не бывает, -
Мужчины говорят: «Война..» -
И наспех женщин обнимают.
• Нам всем, как хлеб, нужна привычка
Других без плача провожать,
И весело самим прощаться,
И с лёгким сердцем уезжать.
• Навеки врублен в память поколений
Тот год в крови, Тот снег И та страна,
Которой даже мысль была странна -
Что можно перед кем-то – на колени…
• Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспалённых,
А той, что рыдала, – запомнил я Родину.
• Ненужные воспоминания
Придут, когда их не зовут,
Как лишние переиздания
Книг, без которых – проживут!
• Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт.
• Никак не можем примириться с тем,
Что люди умирают не в постели,
Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
Не долечив, не долетев до цели.
• Никто ещё не знает средства
От неожиданных смертей.
Всё тяжелее груз наследства,
Всё уже круг твоих друзей.
• Письма пишут разные:
слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще – бесполезные.
• Сравнятся в славе смертью имена,
И красота, как станция, минует…
• Того, кем путь наш честно прожит,
Согнуть труднее, чем сломать.
Чем, в самом деле, жизнь нас может,
Нас, всё видавших, испугать?
Что впереди раскинется –Всё позади останется.
Страница 7
Творчество К.М. Симонова является многогранным, способствует воспитанию чувств патриотизма и гордости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, её независимость.
Слова К.М. Симонова звучат как реквием , с которыми он в 1975 году обратился к народам Земли: «Люди, которые хотят чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».
Если бы существовал музей «песенной славы» Великой Отечественной войны, то в нем на самом почётном месте лежали бы эти солдатские письма-треугольники, стояла бы солдатская гармонь, и хранились бы священные песенные реликвии, такие, как «Жди меня» и «Землянка». Ведь эти строки действительно стали всенародно любимыми песнями. Стоит зазвучать нехитрой мелодии, как сами собой возникают в памяти слова.
Стихотворения эти были написаны более полувека назад. Вы – люди «из другого поколения».
- Понятны ли вам мысли поэтов или это для вас уже «страницы далёкого прошлого»? Может быть, в ответе вам помогут строки из стихотворения Михаила Матусовского:
Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова? О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?
Вывод: нужно продолжать изучать многогранное творчество истинного патриота нашего Отечества. Также было предложено сделать цикл тематических вечеров, посвящённых незаурядному таланту К. Симонова.
Свидетель и участник грандиозных событий, Константин Симонов почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, «связано с Великой Отечественной войной» и что он «до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем»
В заключение хочу прочитать стихотворение в переводе с абхазского Маргариты Алигер:
Как жил ты на семи ветрах,
Так и остался жить без срока.
И ветру отдали твой прах,
И он понес его далеко.
В огне войны, в густом дыму,
Твой путь вперед был прям и светел,
Так пусть по следу твоему
Всегда несется этот ветер.
Пускай летит он на крылах
Твоей солдатской честной славы,
И пусть он понесет твой прах
На все границы и заставы.
Пусть он ложится, словно пыль,
На обелиски, камни, плиты
Героев воинов.
Не ты ль
Слагал о них за былью быль.
Чтоб не были вовек забыты.
Ты наше море видел в снах,
Тебя, как сына, горы ждали.
Пускай же долетит твой прах
И к нам в Алсны, из дальней дали.
На пике остром и крутом,
Куда лишь ветер долетает,
Стать вечным снегом, вечным льдом,
Который никогда не тает.
Будь выше облаков и туч,
Но пусть однажды в час рассвета
К тебе дойдет, как теплый луч,
Любовь абхазского поэта.
Единственный распорядитель – время,
оно запрещает вход непосвященным
и открывает его тем,
кто умеет читать и слышать.
К. Симонов