Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»
п. Переяславка
Устный журнал
« О вреде алкоголя»
Эпиграф: «Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.
Провела: классный руководитель Саблина Е.В.
2016 год
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ».
Цель: обучающиеся получат возможность расширить представление о негативных последствиях алкоголя.
Задачи:
- максимальное информирование детей о вреде алкоголизма;
- осознание воспитанниками ответственности за своё поведение и здоровье;
- воспитание здорового образа жизни.
Провела учитель Саблина Елена Викторовна.
Место проведения: класс информатики .
Категория участников: 7-8 классы.
Использовала технологии:
-ИКТ;
- здоровьесберегающие;
- ситуативные.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- диалогический;
-частично-поисковый.
План мероприятия:
I Ход мероприятия
Игра «Пирамида»
А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Пирамида». Я предлагаю 1 человека, он выходит и приглашает к доске следующего и т.д. Пока не выйдут все учащиеся. Посмотрите, мы с вами .построили пирамиду. И на это ушло очень мало времени. Вот так же быстро алкоголь овладевает организмом человека и разрушает его.
Вступительное слово учителя.
Одной из самых распространённых болезней нашего времени считают алкоголизм. Алкоголь особенно опасен в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым и к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается.
II
1-я страница: «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Слайд№1 Алкоголь и история его распространения.
Чистый спирт начали получать арабы в 5-6 вв и назвали его «алкоголь» , что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году.
Слайд №2 Существует мнение, что пьянство на Руси- старинная традиция русского народа. Так ли это?
Русский историк знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
«Вино входит, ум выходит» - эту старую пословицу нужно помнить каждому человеку. Издревле на Руси при всём честном народе давали зарок не пить. Эта мощная психологическая процедура сопровождалась целованием креста и осознанием греховности пьянства.
2-я страница «ЛИТЕРАТУРНАЯ».
Почему же люди пьют? Дело в том , что алкоголь способен изменить душевное состояние человека – успокаивает, расслабляет, но вслед за этим опьяневший человек как бы теряет контроль над собой. И надо уметь сказать нет, чтобы не оказаться в роли следующего героя. Человек утрачивает сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал бы в трезвом виде.
Послушайте стих
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
А теперь ребята покажут вам сценку на басню С. Михалкова «Непьющий воробей».
Автор. Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале-
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной налили воробью
А он твердит своё:
Воробей. «Не пью! Не пью! Не пью!»
Сова. «Не поддержать друзей? Уж я на что больная,
Автор: Вопит сова-
Сова: А всё же пью до дна я!»
Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!
Автор: Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил пол бокала.
«Нет! Нет!- ему кричат.- Не выйдет ! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну, налить ему еще вина!
Наш скромный трезвенник недолго продержался-
Все разошлись, а он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет
Но воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему кричат и шепчут в след.
Сова: «Ах, как он пьёт!», «Ах, как он разложился!»
«Вы слышали? На днях опять напился!»
«Вы знаете? Бросает он семью!
Автор: Напрасно воробей кричит: «Не пью! Не пью».
- Скажите, что случилось с воробьём?
- Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?
Так же происходит и в жизни.
А сейчас ребята внимательно послушайте вопрос.
Как бы вы ответили оказавшись на месте воробья? Почему?
На доске варианты ответов. Выбери один из вариантов и встань возле него.
А) спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления;
Б) спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты;
В) спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители;
Г) спасибо, с удовольствием попробую.
Есть ещё много вариантов ответа. Но самые правильные те, в которых есть слово НЕТ.
3-я страница: «СТРАНИЦА ЗДОРОВЬЯ».
Алкоголь-яд для любой живой клетки. Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей органов. Быстро сгорая, он отнимает у них воду и кислород. Деятельность клеток затрудняется. Ребята при подготовке устного журнала провели большую подготовительную работу, они подготовили сообщения о вреде алкоголя на организм человека и сейчас нам их представят.
Слайд №3. Мы знаем, что у человека есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок, печень, почки, органы чувств – каждый выполняет свою работу, но алкоголь может нарушить слаженность этой работы и вызвать такие болезни как:
Слайд №4. Алкоголь отрицательно влияет на кровь. В крови содержаться красные и белые кровяные тельца. Алкоголь воздействует на эти элементы крови, снижая их возможности: белые кровяные тельца не могут бороться с микробами, а красные- разносить кислород. Нарушается работа всего организма.
Слайд №5. Проникнув в организм, он спешит в «цех» нервной системы. К нервной системе относится головной мозг и нервы. Мозг управляет нашим поведением , настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования. Поэтому человек «тупеет», ухудшается память, дети не могут выучить даже небольшое стихотворение, не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в простых примерах делают грубейшие ошибки.
Слайд №6. Алкоголь поражает и такой жизненно важный орган- сердце. Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту, на протяжении всей жизни: оно перекачивает кровь, заставляя её доходить до самых отдалённых уголков нашего организма. Оно нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться , и наступит смерть.
Слайд №7. Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь , являются лёгкие. Они тоже работают всю жизнь, не останавливаясь. Алкоголь повреждает ткань лёгких, делая её уязвимой для микробов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА.
4-Я СТРАНИЦА « ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ».
Следует помнить, что даже небольшие дозы алкоголя ясно мыслить и принимать решения.
СИТУАЦИЯ 1. Однажды зимой, когда температура воздуха была больше 15 градусов мороза, мужчина, выпив водки, шел по дороге , запнувшись упал, больше родные его не видели.
СИТУАЦИЯ 2. В жаркий летний день, выпив вина, ребята оживились. Один паренёк, до того развеселился, что проявив свою удаль, полез на росшую рядом берёзу. И вот он уже на самой верхушке. Внезапно его руки ослабели и он упал на землю.
К чему же привело употребление алкоголя и вызванные им необдуманные поступки. Вот сколько несчастий может принести алкоголь.
А сейчас мы с вами попробуем выяснить причины: почему молодые люди начинают употреблять алкоголь. Одна молодёжная организация провела опрос среди подростков 14-16 лет употребляющих алкогольные напитки, объяснить своё пристрастие. На слайде обозначены наиболее типичные варианты ответов. Как вы думаете, какие ответы оказались наиболее популярными. Сейчас вы все вместе подумаете и назовете их, а потом сравним.
А) Предлагают друзья.
Б) От скуки, нечем заняться.
В) Чтобы поднять настроение.
Г) Так принято отмечать различные события.
Д) Чтобы успокоится, снять напряжение.
5-я страница «ИГРОВАЯ»
«Я – ИГРА»
Вопросы написаны на карточках, имеющих форму буквы «Я». Игроки поочерёдно бросают кубик. Берут карточку, на которую выпал кубик и , прочитав вопрос , дают ответ.
Примерные вопросы для игры.
- Опасаются ли твои родители (воспитатели), что ты начнёшь употреблять алкоголь?
- Ты рассказываешь своим родителям (воспитателям) о том, что делаешь в свободное время?
- В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь?
- Кто-нибудь уже предлагал тебе алкоголь?
- Ты в комнате, где распивают спиртные напитки. Ты тоже будешь пить вместе со всеми?
- Как ты думаешь, по каким причинам люди начинают употреблять алкоголь?
- Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь?
- Представь себе, что твой лучший друг употребляет алкоголь? Что ты сделаешь?
- Назвал бы ты алкоголь наркотиком?
- Есть ли у тебя заветное желание?
- Как ты понимаешь слово «зависимость»?
6-я страница «Фольклорная»
Доскажи пословицу. Объясни смысл.
- Река начинается с ручейка, а пьянство - … (с рюмочки).
- Пьяница чище метлы дом … (подметает).
- Пьяный храбрится, а проспится – свиньи … (боится).
- У пьяного везде ступени, ему и море … (по колени).
-
7-я страница «ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ».
Л. Толстой : «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство».
Слайд №8.
А.С. Пушкин подчеркивал «Человек пьющий ни на что не годен».
Слайд №9
В.М. Достоевский говорил : «Водка скотинит человека».
Слайд №10
Плутарх: «Пьяница не родит ничего родного».
Слайд№11
В.М. Бехтерев: «Бедность и преступление, нервные и психические болезни, вырождение потомства – вот что делает алкоголь».
Слайд№12
III
9-я страница «ЖИЗНЬ- ЭТО СЧАСТЬЕ, БЕРЕГИ ЭТУ ЖИЗНЬ»,
Выставка рисунков.
Итог. Рефлексия. Что вы для себя взяли? Какие сделали выводы из увиденного и услышанного?
Алкоголь опасен для нашего здоровья. Скажем алкоголю «НЕТ!».
Сердце класса.
Вырежьте из красного картона большое сердце.
Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть своё сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите своё имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».
Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чьё имя он вытянул по жребию, и запишет её фломастером на «сердце класса»
Отказаться от алкоголя сравнительно просто.
8 способов сказать «НЕТ»
Способ первый – уверенно говорить – «Нет, спасибо».
Способ второй – сообщаешь, почему ты отказываешься, отшучиваешься или извиняешься.
Способ третий – «испорченная пластинка», или говоришь «НЕТ» столько раз, сколько нужно.
Способ четвёртый- просто уходишь.
Способ пятый – меняешь тему.
Способ шестой – избегаешь ситуации: т.е. мест, где употребляют. Если должен пройти мимо – выбираешь другую дорогу.
Способ седьмой – «холодный приём», ты просто игнорируешь вопрос или предложение выпить.
Способ восьмой – «я не один» - ты ищешь другую компанию, где не употребляют.
9