СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал «Великий мастер русской драмы», посвящённый 200-летию со дня рождения А.Н.Островского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках проведения недели гуманитарного цикла. Предназначена для 10 класса по теме "Творчество Островского А.Н".

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «Великий мастер русской драмы», посвящённый 200-летию со дня рождения А.Н.Островского»

Устный журнал «Великий мастер русской драмы», посвящённый 200-летию со дня рождения А.Н.Островского (1823-1886)


Цели: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации; организация индивидуально-поисковой работы; развитие познавательной сферы обучающегося, развитие навыков преобразования информации; развитие интереса к театру через произведения писателя


Оформление кабинета: на доске портрет писателя, дата рождения, цитаты


Оборудование: электронная доска, презентация, кадры из пьес Островского, викторина по пьесе «Бесприданница»

Класс: 10

Подготовка к мероприятию:

Инд. задания по информации «Театр А.Н.Островского»

Ход мероприятия

Слово учителя:

«Вся жизнь – театр, и люди в нём актёры» – эту и другую фразу: «Что наша жизнь? – Игра!» – можно предпослать эпиграфами к жизни и творчеству Александра Николаевича Островского, драматурга на все времена. Театр был его средой обитания, болью и страстью, темой творчества, метафорой жизни вообще. В комедиях и социально-психологических драмах, составивших фундамент национального репертуара, он вывел галерею ярких и узнаваемых российских типов – от корыстолюбивых, своевластных и жестоких купцов, чиновников и помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников и лицемерных карьеристов.

Конечно же, прежде всего драматурга заботил показ на сцене русского человека. «Пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее».


Инд. сообщения:


1.А.Н. Островский уникален уже просто потому, что он сделал почти

невозможное как для русской литературы, так и для русского театра. Он написал почти 50 пьес! 46 из них были поставлены на сцене при жизни драматурга.


2.Но самое главное и удивительное заключается в том, что пьесы

Островского и сейчас, спустя полтора столетия после их создания, не только

читаются, но и ставятся на сценах всех российских театров, экранизируются и не

перестают быть актуальными и интересными.


3. За Островского всю жизнь говорили его герои: семьсот двадцать восемь действующих лиц его пьес – их не усадить, пожалуй, в зале Малого театра,

носящего имя писателя.


4. Когда молодой Островский начал свои первые опыты в литературе, он выбрал один слой общества, социально от него далекий, но зато хорошо известный юноше, самобытный и колоритный, со своим живым образным языком, нравственными законами и старинными обычаями – московское купечество, обитавшее за высокими заборами, зарешеченными окнами, надежными замками и крепкими воротами в особой стране – Замоскворечье.


5.Этот мир, мир купцов и мещан, впервые открыл для литературы Александр Николаевич Островский. Поэтому и стали называть драматурга «Колумбом

Замоскворечья». Первое драматическое произведение- комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся») которая стала главным произведением раннего периода.


6.«Свои люди – сочтемся» – обличительная комедия, сатира на нравы. Однако в начале 1850-х гг. драматург пришел к мысли о необходимости отказаться от критики купечества, от «обличительного направления». По его мнению, взгляд на жизнь, выразившийся в первой комедии, был «молодым и слишком жестким». Теперь же он обосновывает иной подход: русский человек должен радоваться, видя себя на сцене, а не тосковать.


7.1859. Вершиной этого периода творчества Александра Николаевича Островского стала, конечно же, драма «Гроза». Драма, о которой до сих пор спорят литературоведы и театроведы, психологи и культурологи. Драма, которая до сих пор ставится на сценах театров и экранизируется, причём появляются всё новые и новые режиссёрские трактовки.


8.1874-1878.Один из шедевров Островского, психологическая драма «Бесприданница», как и многие его произведения, – «купеческая» пьеса. Ведущее место в ней занимают излюбленные мотивы драматурга (деньги, торговля, купеческий «кураж»), традиционные типажи, встречающиеся практически в каждой его пьесе (купцы, мелкий чиновник, девушка на выданье и ее мать, стремящаяся «продать» дочь подороже, провинциальный актер).


9.«Бесприданница» – прежде всего драма о любви: именно любовь стала основой сюжетной интриги и источником внутренних противоречий героини. Любовь в «Бесприданнице» – символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы.


10.Александр Николаевич Островский говорил: «Жизнь моя принадлежит театру…»

Для этого утверждения у писателя-драматурга были все основания. Своей вершины русский театр XIX века достиг благодаря творчеству А.Н. Островского. Русская сцена перестала нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что появился свой богатый, насыщенный репертуар.


11.Принято считать, что Александр Островский создал: 47 оригинальных пьес; 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами; 22 пьесы он перевел с итальянского, испанского, французского, латинского языков. Ему принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира.




12.Пьесы драматурга не утратили популярности и в наши дни. Актуальность проблем, яркость характеров героев делают произведения драматурга интересными, поучительными, порой комичными для современного зрителя.


Слово учителя:

Он думал о людях, чем дышат они, чем живут.

Пусть зрители будут и чаще в театры идут.

Талантам поможет, научит актёрами стать.

И он это сможет и сможет театр создать.

Вот годы промчались, прошли незаметно века.

Сменилось и время, как воды меняет река.

А пьесы Островского вновь собирают аншлаг –

Луч света способен рассеять сгустившийся мрак


Викторина по драме «Бесприданница»

Имена и названия

1.Назовите город, где происходят события драмы. (Бряхимов)

2. Кто из героев «каждое утро бульвар – то меряет взад и вперед… И для чего это…?

Для моциону… и ни с кем не разговаривает (Кнуров Мокий Парменыч)

3. Как звали жениха Ларисы? (Карандышев Юлий Капитоныч).

4. Кем он должен был стать после свадьбы и где? (мировой судья в Заболотье)

5. Имя ФИО матери Ларисы (Харита Игнатьевна Огудалова)

6.Название парохода, который продаёт Паратов? (Ласточка)

7.Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец (Вожеватов Василий Данилыч)

8.Что обозначает имя Лариса (Чайка)

О себе

1.Кто характеризует себя такими словами: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу… Я искала любви и не нашла…»? (Лариса)

2.Кто говорит о Ларисе: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку»? (Кнуров)

3. «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное.» Кто так себя аттестовал? (Паратов)

4.Кто «простоват на такие дела, смелостью с женщинами нет: воспитание, знаете ли, такое, уж очень нравственное, патриархальное получил»? (Вожеватов)

5. «..и самого кроткого человека можно довести до бешенства…и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет» (Карандышев).

6. «Без хитростей на свете не проживёшь» (Харита Игнатьевна)

Чьи слова?

1.«Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». (Кнуров.)
2. «Экое страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». (X. И. Огудалова.)
3.«Что вы меня слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть! (Лариса.)
4.«Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам, но любовь вашу уступить было бы тяжело». (Паратов.)
5.«Я беру вас, я ваш хозяин». (Карандышев)
6.«За удовольствие платить надо». (Вожеватов.)
Вопросы обо всём

1.Какое приданое ожидает получить Паратов, женившись на богатой девушке? (золотые прииски)

2.Кто таков на самом деле Робинзон? (артист Счастливцев)

3.Почему Вожеватов считает Хариту Игнатьевну Огудалову нерусской? (Уж очень проворна)

4.Человек с большими усами и малыми способностями. О ком говорит Паратов? (о Карандышеве)

5.Паратов объясняет Огудаловой: «Тетенька, у всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой…» Что же любит «другой»? (Свиной хрящик)

6. Почему в «Париже», куда посылает Вожеватов Робинзона, почти никто по-французски не говорит? (это название трактира)

7.Какими словами заканчивается драма? ( Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь,…вы все хорошие люди, я вас всех, всех люблю)

Театральная миниатюра

(Произнести цитаты от имени героев)



1.Лариса. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать.



2.Карандышев. Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.



3.Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…

Вожеватов. Что это вы очень жалостливы стали?

Кнуров. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.

Вожеватов. И хорошего ювелира.

Кнуров. Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой, он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.

 

4.Лариса. Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?

Паратов. Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.

Лариса. И непременно женщине?

Паратов. Уж, разумеется, не мужчине.

«Живая картина»

Изобразить героев на фоне картины



Театр-слова ассоциации

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!