СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устранение методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия жизни, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов требуют использования эффективных технологий формирования функциональной грамотности на уроках. Одной из таких технологий является деловая игра.

Просмотр содержимого документа
«Устранение методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности.»









Доклад



«Устранение методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности.»








Иванова Н.Д.учитель

технологии

МКОУ ИСОШ №2












Прибрежный 2024г.






На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.

В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени.

Технология не является одним из ведущих предметов цикла естествознания в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания технологии показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их зоркость в будущее, навыки обслуживания. Анализ устного собеседования с выпускниками, показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить семейную экономику, соблюдать этические нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбли­вать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: го­ворить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа вы­разить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».

В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель – формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.

В чём смысл функциональной грамотности? Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отноше­ния с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.

Поэтому сейчас одной из задач учителя технологии, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

- поиск информации;

- понимание прочитанного (смысловое чтение);

- работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении;

- применение информации для решения своих задач.

Учитель технологии должен вырабатывать у учащихся умение понимать, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию и уметь выстроить плановую структуру выполняемой работы Работа в группах на развитие те­матических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках класс­ного урока полемик на определенную тему с возможностью от­стаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языко­вых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании.

В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни.

Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются учителями технологии.

Современные образовательные технологии:


  1. Технология проблемного обучения

  2. Технология критического мышления

  3. Технология проблемно-диалогического обучения

  4. ИК-технологии:

  • мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация)

  • интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор)

  • сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная)


  1. Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские,

творческие, прикладные)

  1. Исследовательская деятельность


Какие из перечисленных технологий я использую в своей работе?

На уроках технологии, анализируя тексты редактора, часто использую технологию проблемно-диалогического обучения. Пытаясь понять проблемы, поставленные ими, ребята включаются в диалог с учителем и друг с другом. Важно тщательно продумать серию вопросов, нацеленных на то, чтобы шаг за шагом ученики постигали сложность и своеобразие изделия. Вопросы не должны быть подсказывающими, намекающими на однозначные ответы, а глубокие, требующие личностного осмысления проблем, образов.

Технология развития критического мышления.

Не менее важно умение самих обучающихся задавать вопросы себе и товарищам, ведь общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Практика показывает, что у современных школьников с этим большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Здесь можно воспользоваться приёмом «Ромашка Блума», основанном на работе с текстом. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса.

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести какую-то информацию: «Что? Когда? Где? Как?» Вопрос начать со слова «Назови..»

2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то..». Эти вопросы уточняют то, что он только что сказал.

3. Творческие вопросы. В них предположение, прогноз: «Что изменилось бы..», «Что будет, если..»

4. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить..?», «Что можно сделать из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать..?», «Как бы вы поступили на месте..?»

5. Оценочные вопросы направлены на оценку тех или иных фактов, явлений: «Как вы относитесь к?».

Вопросы формулируют сами ученики, причём простые вопросы репродуктивного характера легко придумать, а остальные труднее.

Например, такие:

  • Где применяется…?

  • Найдите сходство и различия … ?

  • Что подчёркивает линия…. ?

6.Уточняющие вопросы:

  • Если я вас правильно поняла, то при описании… . Докажите эту мысль, используя… .

  • Что значит выражение «притачать»?

Творческие вопросы:

  • Если у вас нет денег, но есть новый шарф, как вы думаете, что можно предпринять?

  • Предположите, как связана находчивость с судьбой ?

Практические вопросы:

  • Где в обычной жизни вы могли бы сталкиваться с подобной ситуацией?

  • Что нужно делать, чтобы безбедно жить?

  • Испытывали ли вы такие чувства, как…?

Оценочные вопросы:

  • Какие средства помогают выжить в сложившейся жизненной ситуации?

  • Как вы думаете, что мы хотели сказать выражением «Экономика должна быть экономной»

  • «Ромашка вопросов» - один из эффективных приёмов технологии критического мышления, который учит детей анализировать информацию, выражать своё отношение к ней, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Таким образом, он позволяет развивать функциональную грамотность на уроках технологии.

Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность.

Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам

технологии, пишут доклады, рефераты и т.п. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа.

Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, мною был проведен урок, построен на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении.

Сетевые технологии, т.е. поиск информации в Интернете и работа с ней, часто используются учителем и обучающимися для написания рефератов, докладов, сочинений, подготовки устных выступлений, сообщений и т.п.

Все эти умения и навыки пригодятся ребятам в жизни.

Таким образом, на уроках технологии учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!