СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устройство токарно-винторезного станка. Приёмы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устройство и принцип работы на токарно-винторезного станка. Управление и приёмы работы на токарно-винторезном станке.

Просмотр содержимого документа
«Устройство токарно-винторезного станка. Приёмы работы.»

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Владислав Петрович

Предмет: технология

Класс: 6

Учебник (УМК): В.М.Казакевич, Г.А. Молева «Технология. Технический труд»

Тема урок « Устройство ТВС. Приёмы работы на токарно-винторезном станке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Токарный станок, интерактивная доска, компьютер.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

• предметные УУД:

-запоминание новых терминов;

-знать общее устройство токарного станка;

• познавательными УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию о принципе работы токарного станка.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Изучить устройство: станины, передней бабки, задней бабки, суппорта, шпиндельного узла, ременной передачи, пиноли.


1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением преподавателя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, учебника. Выработка алгоритма действий.


2 уровень — совместные действия воспитанников в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с упреподавателем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.


1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением преподавателя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм







Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность преподавателя

Деятельность воспитанников

Формируемые УУД и предметные действия


Орг.момент

Организовать

Самоопределение кадет к деятельности на уроке

Контроль за деятельностью командира группы

Проверяет готовность кадет к уроку.

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний


Систематизи-ровать имеющиеся у воспитанников знания.

Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о усройстве токарного станка.

Предложить ответить на вводные вопросы:


1. Какую роль выполняет станина?

2. Как работает суппорт?

3. За счет каких сил работает ременная передача?

4. Как передается вращение от вала двигателя на заготовку?

Отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание


Мотивационно-целевой этап

Мотивация (встреча с проблемой)


Вызвать эмо-циональный настрой и познаватель-ный интерес к теме;

Беседа

фронтальная


Обращаясь к жизненному опыту, предложить ответить на вопросы:

1. Как можно получить отверстия в металле на токарном станке?

2. Какой из инструментов удобнее всего использовать для получения отверстий и в каких случаях?

Отвечают на вопросы преподавателя, обсуждают.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.

Поисково-исследователь-ский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ. Показ видеоролика

Фронтальная,

1. Предложить учащимся рассмотреть различные конструкции токарных станков и определить в чем их различие.

2. На примере различных изделий укажите какой инструмент необходимо применять для точения различных заготовок.


1. Рассматривают чертежи и читают их.

2. Определяют какие виды работ необходимо выполнить и какими инструментами.






Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из темы урока;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть механизмы, назвать основные детали механизмов.

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практическая работа

Работа в парах при точении заготовок

Предложить выполнить задание :

1. Выполнить точение цилиндрической поверхности, проточить торец заготовки, выточить уступы, проточить канавку. 2.Определить какие резцы необходимо использовать при работе.

Самостоятельно определяют металл и его свойства, для каких целей его целесообразно применять?

Самостоятельно подбирают инструменты и приспособления для работы.

Предметные УУД:

Умение выполнить работу на токарном станке. . Познавательные УУД:

умение сформулировать алгоритм действия, анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа.

В парах, фронтальная

Предложить оценить работу в паре (сосед).

Предлагает оценить факт достижения цели урока

  1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

  2. Оценивают степень достижения цели,

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Подпись преподавателя: Кирьянов В. П.


Руководитель ОД Катаева В.М.






Назначение и устройство токарно- винторезного станка ТВ 

В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для обработки тел вращения (валов, колец, дисков и др.), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.

В токарно-винторезном станке, как в любой другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву и др.), есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления
  

  
Рис. 61. Виды механических передач, применяемых в токарном станке: а — ременная; б — зубчатая; в — реечная 

В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ременная (рис. 61, а), зубчатая (рис. 61, б), реечная (рис. 61, в). Детали передач, которые передают движение, называются ведущими (шкив с диаметром D1 и зубчатое колесо с числом зубьев z1 на рис. 61). Детали, которые воспринимают это движение, называются ведомыми (шкив с диаметром D2 и шестерня с числом зубьев z2 на рис. 61).

Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение и. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой. Для ременной передачи оно может быть вычислено по формуле: u = D1 / D2, а для зубчатой передачи - u = z1 / z2- Например, при числе зубьев ведущего колеса z1 = 40 и при числе зубьев ведомого колеса z2 = 20 получаем: u = 40 / 20 = 2.

На рис. 62 показан общий вид школьного токарно-вин- торезного станка ТВ-6, а на рис. 63 — его кинематическая схема. 


Рис. 62. Токарно-винторезный станок ТВ-6: 1,2- рукоятки переключения скоростей вращения ходового вала и ходового винта; 3 - рукоятка переключения гитарного механизма; 4, 5 — рукоятки переключения скоростей вращения шпинделя; 6 - рукоятка поперечной подачи суппорта; 7 — рукоятка закрепления резцедержателя; 8 - рукоятка перемещения верхних салазок; 9 — рукоятка крепления пиноли; 10 — рукоятка крепления задней бабки; 11 - маховик подачи пиноли; 12, 13 - рукоятки управления механической подачей; 14 — кнопка; 15 — маховик перемещения суппорта; 16 - кнопки включения и отключения электродвигателя 

Основанием станка является станина, установленная на двух тумбах. В левой тумбе находится электродвигатель. На станине крепятся передняя бабка, задняя бабка и суппорт.

В передней бабке размещена коробка скоростей, которая осуществляет изменение частоты вращения ведомого вала. На шпинделе крепится приспособление для крепления заготовки (токарный патрон и др.).

Коробка подач — это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта.

Суппорт предназначен для закрепления и перемещения режущего инструмента или заготовки. Суппорт содержит трое салазок и резцедержатель.

Продольные салазки (каретка) прикреплены к фартуку суппорта и двигаются по направляющим станины механически или вручную с помощью рукоятки 15 (рис. 62). Поперечные салазки перемещаются вручную рукояткой 6. Верхние салазки закреплены на поворотной плите и могут поворачиваться на угол до 40° (для точения конических поверхностей). Перемещаются верхние салазки вручную рукояткой 8. Для отсчета перемещений предусмотрены специальные устройства — лимбы.

Задняя бабка служит для поддержания конца длинных заготовок при помощи центра, а также для закрепления и подачи сверл и зенковок. Она может перемещаться по направляющим станины и закрепляться неподвижно рукояткой 10. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, которую можно перемещать маховиком 11 и фиксировать рукояткой 9.

Точение деталей осуществляется за счет срезания резцом стружки с вращающейся заготовки. Вращательное движение заготовки называют главным. Главное движение обеспечивается за счет передачи движения по цепочке (рис. 63): двигатель — ременная передача — коробка скоростей — шпиндель с патроном и заготовкой.

Поступательное движение резца, которое обеспечивает непрерывность снятия слоя металла, называют движением подачи. Движение подачи обеспечивается цепочкой: двигатель — ременная передача — коробка скоростей — коробка подач - фартук суппорта - суппорт с резцом. 


  
Рис. 63. Кинематическая схема токарно-винторезного станка ТВ-6: 1 - передняя бабка; 2 - суппорт; 3 - задняя бабка; 4 - фартук; 
5 - коробка подач; 6 - электродвигатель; 7 - гитара 

На предприятиях применяются более сложные токарно- винторезные станки. На таких станках закрепление заготовок, резцов, перемещение задней бабки выполняются механическим путем. В массовом производстве, где необходим изготавливать большое количество одинаковых деталей применяют токарные станки-автоматы, которые без участия человека по заданной программе выполняют подачу и закрепление заготовок, смену и закрепление инструмента, токарную обработку на необходимых режимах и др.

Токарные работы на предприятиях выполняют токари. Токарь — одна из наиболее распространенных рабочих профессий по обработке металла. Эта профессия подразделяется на несколько специальностей: токарь, токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь-расточник и др. Токарь должен знать устройство станков, основы черчения, назначение и правила применения различных инструментов и приспособлений, уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами, разбираться в свойствах металлов и сплавов и др. 

Виды и назначение токарных резцов

При обработке древесины, мы применяли специальные стамески. Их удерживают в руках, опирая на подручник. Металлы значительно прочнее древесины, и обрабатывать их таким образом, конечно же, невозможно.

Токарные резцы – применяют для токарной обработки металлов и искусственных материалов. Их изготавливают и сталей и сплавов, которые значительно тверже обрабатываемого материала. Рабочая часть этих резцов имеет клиновидную форму, как и у других режущих инструментов.

Конструкция резцов:

  • Державка – служит для закрепления резца в резцедержателе.

  • Режущая часть - непосредственно участвует в процессе резания.





















Режущая часть имеет переднюю и две задние поверхности, главную и вспомогательную режущие кромки и вершину резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.

По направлению подачи:

  • Правые

  • Левые

По конструкции головки:

  • Прямые

  • Отогнутые

По способу изготовления:

  • Цельные

  • Сборные

  • Составные

По сечению державки:

  • Прямоугольные

  • Круглые

  • Квадратные

По виду обработки:

  • Проходные

  • Отрезные

  • Прорезные

  • Расточные

  • Фасонные

  • Резьбонарезные




Проходные резцы а,б, предназначены в основном для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей заготовок.

Проходной упорный резец (в) – для обработки уступов.

Подрезной резец (г) для обработки торцов заготовок.

Отрезной резец (д) – для отрезания заготовки.

Резьбовые резцы (е) – для нарезания внутренней и наружной резьбы.

Расточные (ж) – для растачивания отверстия.

Фасонные резцы (з) – для обработки фасонных поверхностей.

Техника безопасности.

Опасность при работе на металлорежущих станках чаще всего создают движущиеся части, отлетающая металлическая стружа, неизолированные провода, неисправный инструмент. Поэтому нарушение правил безопасности труда может привести к различным травмам: ушибам, ранениям, поражению электрическим током, ожогам.
Обязательным условием безопасной и производительной работы является правильная организация рабочего места, соблюдение технологической дисциплины и правил техники безопасности.
Техника безопасности перед началом работы

Перед началом работы на токарном станке нужно придерживаться следующих правил техники безопасности:

Спецодежда токаря:

  1. одежда должна быть полностью застёгнута, без свисающих частей. Особое внимание надо уделять рукавам, манжеты которых должны плотно прилегать к конечностям;

  2. обувь должна быть плотно прилегающей, закрытой и на жёсткой подошве;

  3. головной убор должен плотно закрывать волосы и не иметь свисающих концов;

  4. очки должны быть необходимого размера, прозрачные, с бесцветными не повреждёнными линзами.

  5. Готовность станка:

  6. наличие заземления, защитных щитков, ограждений, кожухов;

  7. наличие необходимого инструмента, а также крючков для отвода стружки, трубок и шлангов для подвода охлаждающей жидкости, щитков для отражения брызг эмульсии;

  8. отсутствие чего-либо в патроне, корыте или на станке (стружки, заготовок, эмульсии).

  9. отрегулировать освещение на станке.

  10. Пробный пуск:

  11. удостовериться, что запуск не угрожает ни чьей безопасности;

  12. на холостом ходу проверить работоспособность всех органов управления агрегата, систему смазки и охлаждения.

  13. Постоянный контроль:

  14. каждый пуск станка не должен угрожать чьей-либо безопасности;

  15. не допускать разбрызгивания масла и охлаждающей жидкости;

  16. контролировать нахождения всех рукояток и переключателей в нейтральном положении.

ТБ во время токарных работ

Во время работы на токарном станке нужно соблюдать правила безопасности:

  1. Контролировать надёжное закрепление заготовки, режущего инструмента и нахождение торцевого ключа в специально отведённом месте.

  2. Устанавливать мужчинам заготовки весом больше 16 кг и женщинам более 10 кг разрешается с помощью специальных подъёмных устройств.

  3. Следить за своевременным удалением стружки из зоны резания с помощью стружколомов, специальных крючков, щёток.

  4. Контролировать слив охлаждающей жидкости из корыта станка.

  5. Следить за смазкой центра задней бабки.

  6. Запрещается:

  7. передавать что-либо через работающий станок;

  8. удалять стружку руками или струёй воздуха;

  9. поддерживать и ловить отрезаемую заготовку руками;

  10. останавливать патрон с помощью рук или предметов;

  11. производить уборку работающего станка;

  12. класть какие-либо предметы на станок;

  13. работать в рукавицах или перчатках;

  14. облокачиваться о станок;

  15. измерять вращающуюся деталь;

  16. смазывать детали и центры тряпкой;

  17. отходить от работающего станка.

  18. Необходимо:

  19. пользоваться центрами задней бабки, если длина детали превышает 2 диаметра заготовки или при работе на высоких скоростях;

  20. пользоваться люнетами, если длина детали превышает двенадцатикратный диаметр заготовки или при работе на высоких скоростях;

  21. использовать специальные резцы с заточкой, если производится обработка вязких металлов;

  22. использовать стружкоотводы при резке хрупких металлов;

  23. пользоваться только специальными подкладками под резец соответствующего размера.

Нестандартные ситуации

Если при токарных работах по дереву или металлу появилось электрическое напряжение на металлических частях, ощущается вибрация, исчезла одна фаза, чувствуется запах дыма или возникла какая-нибудь другая опасная или нестандартная ситуация угрожающая выходом из строя оборудования или  угрожающая здоровью людей, необходимо выключить станок и сообщить мастеру.

При возникновении пожара необходимо прекратить работы и приступить к тушению с помощью спецсредств.

В случае исчезновения освещения, необходимо оставаться на рабочем месте до возобновления подачи электричества.

Только строгое соблюдение правил техники безопасности при токарных работах не будет подвергать опасности жизнь и здоровье людей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!