СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устройство токарного станка по дереву 6 кл

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  уроков № 13-14 по технологии 6 класс.

Очень сложно изготовить идеально ровную цилиндрическую деталь с помощью ручных столярных инструментов. Сам процесс занимает много времени и требует приложение физических сил. Но есть способ, который позволяет добиться более высокого качества изготовленного изделия и повысить производительность труда. Как вы, наверное, догадались, для этих целей применяется специальный станок.

Просмотр содержимого документа
«Устройство токарного станка по дереву 6 кл»

Конспект урока № 13-14

ТЕМА: Устройство токарного станка по дереву.

Задачи: 1.Изучить устройство токарного станка для точения древесины. 2.Объяснить назначение и принцип работы станка. 3.Развивать технический кругозор. 4.Воспитывать аккуратность во время работы.

Тип урока: комбинированный

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, станок токарный для точения древесины ТД-120 или СТД-120м; образцы изделий, выполненных на станке.

Оформление доски: тема урока, новые слова (токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник, патрон, планшайба, трезубец), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ по карточке.

1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.

--Как изготовить цилиндрические детали ручным инструментом?

2.Для этого вспомни:

  • Как правильно подготовить заготовку.

  • Какие правила соблюдают при разметке заготовки.

  • Какими инструментами выполняется чистовая отделка изделия.

  • Приемы измерения диаметра цилиндрической детали.

3.Сделай вывод.


2.Тестирование.

1.Какой инструмент необходим для разметки цилиндрической детали?

а) угольник, рейсмус, линейка; в) линейка, угольник, рейсмус, карандаш;

б) линейка, угольник; г) карандаш, линейка.

2.На сколько ширина бруска должна быть больше диаметра изделия?

а) на 5-7 мм; б) на 10 мм; в) на 1-2 мм.

3.Какой инструмент применяется для измерения диаметра?

а) линейка; б) кронциркуль; в) рейсмус; г) угольник.

4.С помощью какого инструмента можно получить из квадрата восьмигранник?

а) с помощью напильника; в) с помощью стамески;

б) с помощью шлифовальной шкурки; г) с помощью рубанка.

5.Чем отличаются разметочный циркуль и кронциркуль?

а) длиной ножек (у кронциркуля они длиннее);

б) остротой ножек;

в) формой ножек (у кронциркуля они в форме дуги).


3.Игра «Крестики-нолики».

Условия игры.

Составить 9 вопросов по ранее изученному материалу. В тетрадях чертят схему

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик. Схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать её можно только в конце игры для проверки правильности выполнения задания.

Вопросы для игры:

  1. Для проведения окружности применяется циркуль? (Да).

  2. Рейсмус применяется для нахождения центра окружности? (Нет).

  3. Для строгания заготовки применяется рубанок? (Да).

  4. Кронциркуль применяется для обработки древесины? (Нет).

  5. Для округления заготовки применяется рашпиль? (Да).

  6. Стусло – это приспособление, применяемое при строгании заготовки? (Нет).

  7. Заготовка должна иметь припуск (запас) на обработку? (Да).

  8. Маршрутная карта содержит эскизы деталей и последовательность операций? (Нет).

  9. Обработку рашпилем и напильником ведут поперек волокон? (Да).


Ответы:

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х





Отвечает один ученик.












Выполняют задания теста.























Отвечают на вопросы.

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Тема сегодняшнего урока «Устройство токарного станка по дереву»


Очень сложно изготовить идеально ровную цилиндрическую деталь с помощью ручных столярных инструментов. Сам процесс занимает много времени и требует приложение физических сил. Но есть способ, который позволяет добиться более высокого качества изготовленного изделия и повысить производительность труда. Как вы, наверное, догадались, для этих целей применяется специальный станок.

План:

  1. История создания токарного станка.

  2. Основные части токарного станка для точения древесины.

  3. Приспособления для крепления заготовки.

  4. Правила безопасности при работе.


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Сообщение ученика на тему «История создания токарного станка».


2.Рассказ учителя «Устройство токарного станка по дереву»

В объеме учебника: § 10 стр.40-44.

Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей ТД-120 и СТД-120М. Станок ТД-120 имеет станину с направляющими. На направляющих станины размещена передняя бабка, в которой установлен шпиндель, соединенный клиноременной передачей с электродвигателем.

На направляющих станины установлен подручник с кареткой и задняя бабка. Задняя бабка состоит из выдвижной втулки (пиноли), винтовой передачи, маховика и центра.

Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах. Передняя бабка служит опорой левому концу заготовки, задняя бабка – правому концу заготовки, подручник с кареткой – режущему инструменту.

Включают и выключают станок кнопками «Пуск» и «Стоп».

На шпиндели станков навинчивают патрон, планшайбу или трезубец, в которых крепят обрабатываемые заготовки. Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом. Планшайбу применяют для точения деталей в виде диска. Трезубец применяют для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки. Поджатие осуществляют вращением маховика задней бабки, который перемещает пиноль с центром при помощи винтовой передачи.

3.Демонстрация работы станка.

Увидев станок в работе, ученики понимают, для чего служат передняя и задняя бабки, подручник станка и электродвигатель.

Закрепленные в патроне и трезубце заготовки точат путем перемещения стамески вдоль оси вращения заготовки. Такое точение называют продольным.

Если необходимо точить заготовку небольшой длины, но большого диаметра, например, для изготовления тарелок, шкатулок, дисков, то её крепят шурупами к планшайбе (Планшайба в переводе с немецкого означает «плоский диск»). Под шурупы на заготовке вначале по планшайбе размечают, а затем прокалывают шилом или просверливают глухие отверстия глубиной, равной длине ввинчиваемой части шурупа. Для разметки положения шурупов заготовку прикладывают к планшайбе и через отверстия на её обратной стороне очерчивают места расположения шурупов на заготовке. Шурупы не должны входить в обрабатываемую часть заготовки, для чего на заготовке очерчивают, а затем стамеской надрезают глубины расположения шурупов. Плоские заготовки на планшайбе обрабатывают перемещением стамески перпендикулярно оси вращения заготовки. Такое точение называют поперечным (торцовым, лобовым), так как заготовку обрабатывают с торца.

Детали конической формы точат при одновременном перемещении стамески вдоль и перпендикулярно оси вращения заготовки. Такое точение называют продольно-поперечным.

Вращательное движение заготовки при точении называют главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным, т.е. движением подачи.

Вначале заготовку обтачивают на малой частоте вращения (710 оборотов в минуту для ТД-120 и 770 для СТД-120М), пока не уменьшится её биение. При небольшой частоте вращения шпинделя обрабатывают также заготовки небольшого диаметра. Окончательно и начисто обработку заготовок проводят на большой частоте вращения (1000 для ТД-120 и 1450 для СТД-120М). Необходимую частоту вращения шпинделя получают, устанавливая ремень ременной передачи на шкивы различных диаметров.


4.Самостоятельная работа.

Ученики читают текст учебника (§ 10 стр. 40-44) и отвечают на вопрос: «Каково назначение основных частей станка?».


5.Проверка записей в тетради.

  • Назначение передней бабки.

Корпус передней бабки располагается на станине. В нем установлен шпиндель, который приводится во вращение электродвигателем. На конец шпинделя навинчивается патрон для закрепления заготовки.

  • Назначение задней бабки.

Служит для закрепления центра, который поддерживает заготовку, если она имеет большую длину.

  • Назначение подручника.

Служит опорой для режущего инструмента. Может перемещаться вдоль и поперек по отношению к станине.


6.Демонстрация способов закрепления заготовки.

Трезубец применяется для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки.

Патрон применяется для закрепления коротких и небольших заготовок.

Планшайба применяется для закрепления небольших по длине заготовок, но имеющих большой диаметр.


7.Рассказ учителя о правилах безопасности во время работы на станке.

В объеме учебника: § 10 стр. 45.

  • Не включать станок без разрешения учителя.

  • Не опираться на части токарного станка.

  • Не класть инструменты и другие предметы на станок.

  • Обо всех неисправностях немедленно сообщить учителю.

Записывают определение в тетрадь



Слушают учителя

V этап: Лабораторная работа











30 мин

Лабораторная работ «Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины».

Цель работы: ознакомить учеников с назначением, устройством, работой токарного станка по обработке древесины.

Оборудование: токарный станок, гаечный ключ, линейка.

Порядок выполнения работы:

  1. Подготовить в тетради таблицу.

    Основные характеристики станка

    Количество скоростей

    Максимальное расстояние между центрами

    Максимальный диаметр заготовки

    Допустимая величина вылета пиноли





  2. Определить расстояние от линии центров до станины.

  3. Определить максимальное расстояние между центрами.

  4. Определить допустимую длину вылета пиноли.

  5. Поднять защитный кожух ременной передачи, установить наименьшую частоту вращения шпинделя. Опустив кожух, включить и выключить станок.

  6. Поднять защитный кожух ременной передачи, установить наибольшую частоту вращения шпинделя. Опустив кожух, включить и выключить станок.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Назовите детали, которые обычно изготавливаются на токарных станках по обработке древесины?

  2. Из каких основных частей состоит токарный станок по обработке древесины?

  3. Перечислите правила безопасности при работе на токарном станке.









Выполняют лабораторную работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные части станка. (К основным частям токарного станка относятся: основание, электродвигатель, станина, ограждение ременной передачи, кнопочная станция, светильник, передняя бабка, задняя бабка, шпиндель, подручник, защитный экран).

  2. Каково назначение передней бабки, задней бабки и подручника? (Задняя бабка служит для закрепления центра, который поддерживает заготовку, если она имеет большую длину. В корпусе передней бабки установлен шпиндель, который приводится во вращение электродвигателем. На конец шпинделя навинчивается патрон для закрепления заготовки. Подручник служит опорой для режущего инструмента).

  3. Для чего служат патрон, трезубец и планшайба станка? (Трезубец применяется для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки. Патрон применяется для закрепления коротких и небольших заготовок. Планшайба применяется для закрепления небольших по длине заготовок, но имеющих большой диаметр).

  4. Какое движение станка называется главным, а какое вспомогательным? (Вращательное движение заготовки – главное движение, а поступательное движение резца – вспомогательное).



VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 10 стр. 40-45.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как устроен токарный станок для точения древесины?


Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!