СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Утренняя гимнастика в жизни ребенка. Комплекс упражнений» и «Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс: Повышение компетентности родителей по выполнению комплекса упражнений утренней и зрительной гимнастики в жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Утренняя гимнастика в жизни ребенка. Комплекс упражнений» и «Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста»»

Оргпроект мастер-класса

Тема: «Утренняя гимнастика в жизни ребенка. Комплекс упражнений» и

«Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста»


Дата проведения: 11 февраля 2023 год

Место проведения: МАОУ «Гимназия №9»

Участники: родители, педагоги, дети

Ответственные:

инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша» Верзилина Татьяна Валерьевна

инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 24 «Колосок» Щербакова Галина Геньевна

Цель мастер-класса: Повышение компетентности родителей по выполнению комплекса упражнений утренней и зрительной гимнастики в жизни ребенка.

Задачи:

  1. Участники получат представление о важности выполнения родителей с детьми комплекса утренней гимнастики под музыку и счет.

  2. Потренируются в выполнении утренней гимнастики для бодрости и восстановления работоспособности родителей с детьми, выполнять ряд упражнений и игр для укрепления зрительных мышц.

  3. Поделится с участниками памятками о значимости утренней гимнастики и зрительной гимнастики.

Оборудование и материалы: ноутбук, коврики, магнитики, памятки.

Предполагаемый результат: участники получили представление о важности утренней гимнастики в жизни ребенка через выполнения комплекса упражнений под музыку и под счет.



Содержание мастер-класса

  1. Теоретическая часть

Утренняя гимнастика в жизни ребенка

Вопросы аудитории. Какие виды физической культуры вам знакомы?

Видов физической культуры очень много: (распечатать)

  • Утренняя гимнастика

  • Физкультминутки

  • Физкультурные занятия

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Спортивные секции – виды спорта которые нравятся ребенку.

Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Движение – это естественное состояние ребенка.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности.

В ребенке может укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.

В современном обществе все чаще рождаются дети со слабым здоровьем и с отклонениями в развитии.

Этому способствует множество факторов:

- невысокий уровень медицины в России,

- нехватка финансирования,

- плохая экология,

- высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей),

- роста,

- детская заболеваемость,

- эмоциональные напряжения,

- информационные перегрузки,

- плохие экологические условия,

- малоподвижный образ жизни,

- не рациональное и не правильное питание

Всё это оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм ребенка, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

Вопрос аудитории: Давайте порассуждаем, каким образом может повлиять УГ на один из факторов, например на правильное питание, травматизм, правильное питание, информационные перегрузки

И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Поэтому стоит острая проблема в поддержании здорового образа жизни детей.


Основой для оптимального состояния ребенка на весь день является утренняя зарядка. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст.


Здоровый человек – это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.


Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня, в том числе дома и в выходные дни. Главное, чтоб ребенок занимался с удовольствием.

Утренняя гимнастика – это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Она создает жизнерадостное настроение. Воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика направлена на оздоровление:

- способствует укреплению костно- мышечного аппарата,

- развитию сердечно-сосудистой,

- дыхательной,

- нервной систем и других функций организма,

- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

- способствовать формированию правильной осанки,

- хорошей походки,

- предупреждать возникновение плоскостопия.


10 причин, почему нужно делать утреннюю гимнастику

«Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений», – этими словами, произнесенными Николаем Гордеевым под музыкальное сопровождение Валентина Родина, начиналась знаменитая советская утренняя зарядка по радио. Ею занимались взрослые и дети, под нее чистили зубы, завтракали, собирались на работу и в школу. Аргументы «за» или почему нужно делать зарядку по утрам Г. Лэндри, фитнес-тренер и автор высокоинтенсивных программ для снижения веса, утверждает, что одним из важных элементов при занятиях спортом является утренняя гимнастика. Регулярное выполнение зарядки способствует, по его мнению, похудению и улучшению общего состояния организма. Он выделяет 10 причин, почему нужно делать утреннюю зарядку:

1. Более 90% людей делающих зарядку утром улучшают свои результаты в спорте.

2. Утренние занятия способствуют «скачку» метаболизма, в результате чего организм сжигает за день больше калорий.

3. Делая зарядку, человек получает заряд бодрости и энергии.

4. Многие люди говорят, что упражнения по утрам помогают им регулировать аппетит в течение дня.

5. Утренняя зарядка способствует пробуждению организма. Со временем циркадный ритм подстраивается под такой режим, и человек чувствует себя лучше.

6. Занимаясь упражнениями, мы становимся более дисциплинированными.

7. Исследованиями подтверждено, что физическая активность стимулирует умственную деятельность.

8. Делая 10-минутную зарядку с утра, можно поддерживать тело в форме.

9. В результате занятий физиологические процессы в организме будут работать лучше, что приведет к общему улучшению самочувствия.

10. Просто попробуйте сделать зарядку с утра, и вы убедитесь, как это здорово.

Построение утренней гимнастики

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник.

Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом. Подбор упражнений осуществляется с использованием общеразвивающих упражнений (ОРУ подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные мышцы (рук и плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы, строевые и основные упражнения. Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно сосудистой и дыхательной систем.

После прыжки и более интенсивный бег.

В конце ходьба с различными положениями рук. Стихи ритмичные о значимости утренней гимнастики. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание.

Упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на предметах, из разных И.П. (стоя, сидя, лежа). С использованием разных массажных дорожек, простейших тренажеров, танцевальных движений.

Комплекс повторяется 2 недели и до месяца.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики

Остановимся на отдельных важных аспектах, которые следует узнать прежде, чем приступить к упражнениям.

1. Не стоит делать зарядку сразу после пробуждения. Встаньте, выпейте стакан воды, умойтесь, сделайте растяжку, а уже после принимайтесь за выполнение зарядки.

2. Организм с утра еще не готов к сильным нагрузкам. Выполняемые упражнения должны быть плавными и не содержать резких движений. Во время занятий старайтесь дышать ровно и спокойно.

3. К силовым нагрузкам также лучше не прибегать. Оптимально с утра заняться аэробными и упражнениями с собственным весом.

4. Выполнять каждое упражнение нужно 8-10 раз.

Старайтесь делать зарядку ежедневно.


Давайте вместе проведем мини-тренировку


Комплекс утренней гимнастики

  1. 1. Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.

  2. Стоя, подняться на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох.

  3. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Потянуть плечи вверх-вниз (здороваемся с ушками).

  4. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Поднимаем плечи попеременно.

  5. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Круговые движения плечами вперед, назад.

  6. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Руки в стороны, руки вверх, руки в стороны, и.п.

  7. Стоя, ноги врозь, руки в стороны. Мах руками вперед-назад (прогибаем спину).

  8. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.

  9. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.

  10. Стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы в замок. Поворот туловища влево – вдох; исходное положение – выдох; наклон назад, руки за голову – вдох; исходное положение – выдох. То же в другую сторону. Темп средний.

  11. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклон к правой ноге, и.п. Наклон к левой ноге, и.п.

  12. Стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс. Присед, руки вперед, и.п. Присед, руки на колени, и.п.

  13. Сед на полу, ноги прямые, руки за спиной. Наклон туловища вперед, руками достать носочки ног. И. п.

  14. Сед, ноги прямые, руки за спиной. Согнуть ноги в коленях, поставить на носочки. И. п.

  15. Стоя на четвереньках (кошечка). Выгнуть спину вверх, прогнуть спину.

  16. Стоя на четвереньках. Мах правой ногой назад, и.п. Мах левой ногой назад, и. п.

  17. Стоя на четвереньках. Мах правой ногой назад, левую руку вперед. За тем, мах левой ногой назад, правую руку вперед. (Смотреть прямо, спина прямая).

  18. Прыжки: руки произвольно, чередуя левую и правую ноги вперед-назад. За тем прыжки ноги вместе-ноги в врозь, руки в стороны.

  19. Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Вдох, руки вверх, выдох-руки вниз.


После и во время утренней гимнастики выполняются

дыхательные упражнения


Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе («с-с-с»; «ш-ш-ш»).

 Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность. Лучше всего утреннюю гимнастику выполнять вместе с детьми. Давать возможность детям самим демонстрировать выполнение упражнения - это развивает самостоятельность и интерес к физкультуре.



Теперь Вы вспомнили о важности утренней гимнастики, но не менее актуально в наше время и роль гимнастики для глаз.


Тема: «Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста»

Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Детский организм находится в процессе роста. Орган зрения продолжает формироваться до 14 лет. Нарушение зрения является частой причиной появления различных заболеваний глаз. Чтобы этого не допустить, следует уделять внимание режиму зрительной нагрузки. Нежелательно смотреть телевизор детям 3-4 лет. В крайнем случае, включить мультфильмы или другие познавательные программы можно на 15 минут не более. Детям постарше разрешается смотреть телевизор около получаса и только сидя. Лежать на кровати за просмотром любимого мультика крайне нежелательно.

Но ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребенка за компьютером, у телевизора, в планшетах и телефонах. Поэтому зрение получает огромную нагрузку. Именно в этот период ребенок подвержен различным заболеваниям глаз. Сохранить зрение, научить дошкольника рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Основная цель зрительной гимнастики – тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Зрительная гимнастика используется:

 для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

 для укрепления мышц глаз;

 для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Выполняя с дошкольниками простые упражнения гимнастики для глаз в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Поэтому гимнастика для глаз проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения вовремя зрительно-нагружающих занятий. Это является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Эту гимнастику ребёнок может выполнять дома вместе с родителями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. Малыши в раннем возрасте ещё не могут различить, где правая, а где левая сторона и вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: поэтому мы должны использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — если надеть пальчиковую куклу.

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. «Кискины глазки». Попросите ребенка представить себя котенком. Ребенок широко открывает глаза, а затем зажмуривается. После этого смотрит вверх, вниз, в сторону.

  1. «Качели». Предлагаем ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).

  2. «Карусель». Круговые движения глазками по часовой стрелке, за тем против часовой.

Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Упражнение «Елка»:

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты. (Выполняют движения глазами снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Выполняются движения глазами слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Глаза вверх.)

А внизу - берлога мишки. (Глаза вниз.)

Зиму спит там косолапый.

И сосет в берлоге лапу. (Прикрывают глаза.)


Ещё один действенный способ заинтересовать ребенка - это фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные дети готовы всё повторять за вами. Например: «Часики тикают тик-так» (глаза в левую сторону повернуть. Затем в правую).

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – «Ладошки», то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение «Филин» – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в «далеко» – «близко», когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в «Листья», когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз.

Для глазной гимнастики также подойдут обычные (подготовленные заранее) геометрические фигуры ― круг, квадрат, треугольник. Ребенку следует показывать, на какие углы смотреть. Если это квадрат или треугольник, то он вместе с вами, глазками должен обвести контуры геометрических фигур. Если это круг ― сделать круговые движения глазками в одну сторону, затем в обратную. Далее можно посмотреть на кончик носа, потом прямо на стену. Делать упражнения для глаз нужно по 2-3 раза. Следите, чтобы ребенок держал корпус прямо, не сутулил и не прогибал спину.

Регулярная детская гимнастика для глаз способствует улучшению и сохранению зрения, а также в профилактических целях избежать близорукости, дальнозоркости и других заболеваний глаз.

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


Примеры этих упражнений помогут вашему ребенку сохранить зрение и поддерживать его в отличном состоянии на протяжении долгого времени!



  1. Практическая часть


Время

Деятельность педагога

Деятельность участников мастер-класса

Результат

15 минут






15 минут





10 минут

1.Рассказать участникам о значимости и важности утренней и зрительной гимнастики в жизни ребенка.

2.Предложено участникам выполнить комплекс упражнений под музыку и под счет.


3.Предложено участникам выполнить упражнения на укрепление зрительных мышц.


1.Участники слушали теоретическую часть.




2.Участники выполнили комплекс утренней гимнастики на ковриках под счет и под музыку.

3.Участники выполнили зрительную гимнастику через игровые задания «Норки», «Елка», «Близко-далеко», «Филин».

- получены практические советы, памятки.

- беседа «вопросы-ответы».


- участники выполнили двигательные упражнения.




- участники выполнили зрительные упражнения.



Список используемых источников:



  1. Ермакова З.И. На зарядку, малыши!-2-е изд., перераб.-Мн., «Нар. асвета», 1981.

  2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников-М: «Издательский центр «Академия», 2000.









ПАМЯТКА

Правила утренней зарядки.

  1. Утреннюю зарядку надо делать на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.

  2. Очень важно правильно дышать при выполнении упражнений.

  3. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

  4. Физическая нагрузка возрастает постепенно и снижается к концу утренней гимнастики, продолжительность должна составлять 5 мин.

  5. На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

  6. Физические упражнения с музыкальным сопровождением благотворнее влияют на организм, вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции.




Зарядка должна быть:

Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

 Разнообразной. Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений («самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).

Регулярной. Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.

Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка

Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!