IV Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
Тематическое направление
«Уважайте себя и уважайте других».
Тема методической разработки
Бежаева Татьяна Евгеньевна,учитель,
ГКОУ «Перевозская школа-интернат»
Автор: ФИО (полностью),должность,
образовательная организация
(в соответствии с Уставом)
2023г.
1. Пояснительная записка:
1.1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
1.2.Тема воспитательного мероприятия:«Уважайте себя и уважайте других».
1.3.Актуальность и обоснование выбора темы: Последние годы много говорится о кризисе морали и бездуховности. Данный кризис выражается в первую очередь в том, что материальные ценности превышают духовные, что порождает искажение представлений детям о доброте, отзывчивости, милосердии, справедливости, уважении. В обществе наблюдается общий рост социальных напряжений и агрессий, которые отражаются на детей и проявляются в детской агрессии. Таким образом, формирование первоначального представления о моральных чувствах, понятиях доброго и зла, дружбы и уважения представляется весьма актуальным в настоящее время.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: нацелено на воспитание дружелюбия, уважения к друг другу, понимание и коллективность.
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 5, 8 классы ТСУО , 12-16 лет
1.6. Цель: расширение детского знания понятия «уважение».
1.7.Задачи:
- Дидактические: учить ребенка видеть, понять, оценить ощущения и действия других людей, мотивировать и объяснить свои мысли. Развить речевые навыки.
- Развивающие: воспитывает дружеские отношения, быть доброжелательными, уважающие друг друга.
- Воспитательные: умения уважать друг друга, общаться с коллективом.
1.8. Планируемые результаты:
- уважать школу, окружающих людей, первичное общение с учащимися;
- развивать любознательность, интерес к получению знаний у учащихся.
1.9. Форма организации внеклассного мероприятия: беседа.
1.10 Воспитательные методы и приемы: дискуссия, свободный выбор, развивающий диалог, сотрудничество в группах.
1.11 Кадровые и методические ресурсы: мультимедийная презентация, мультфильм по рассказу М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших», выставка рисунков учащихся, на доске слова – «Добро», «Уважение», «Милосердие», «Сострадание».
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы: проектор, экран, ноутбук.
2. Основная часть:
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия: Сценарий для мероприятия составлен в соответствии с возрастными особенностями и задачами воспитательной работы со школьными учащимися. При подготовке мероприятия учащиеся проявляли активность, инициативу и активность. Учитывая особенности возраста учащихся, мероприятие включало в себя игры и физкультуру, материал, который пригоден для ознакомления.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент | Прозвенел звонок весёлый. Классный час начать готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя Настраиваются |
2. Выяснение темы и цели занятия | - Дорогие ребята, вы каждый день в зеркало смотритесь? - Может быть, на Земле есть еще один такой человек, как ты? - Каждый из нас единственный, каждый из нас неповторимый. И люди по-разному относятся. - От чего зависит это? Да, наши отношения с другими людьми зависят от качеств, которые обладает тот, кто воспитал его или еще воспитывает. - В классе мы с вами поговорим о одном весьма достойном качестве - о уважении, научимся понимать, Как важно уважения к себе, так и уважения к другим. - Прочтите тему классного часа. (На доске «Уважайте себя и уважайте других». ) | Да Нет Ответы детей Читают тему классного часа |
3. Беседа по теме занятия | - Значение непонятных слов для нас, мы находим в толковом словарике (уважение). - В толковом словаре Ожегова дается такое определение: «Уважение- это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств». -Давайте подберем синонимы для слова уважения. И синонимы это. Признание, взаимное уважение, уважение - Уважение и доброе отношение к окружающим – признак воспитания, культуры людей. Думаешь, надо стремиться к уважению? -За что люди могут уважать? - Могу ли я себя уважать? Почему же? - Кто и что ты уважаешь? Вывод: проявление уважения, доброго отношения к себе, окружающим является признаком воспитания, культуры людей. | Ищут значение слов в толковом словаре Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению. Обязательно Высказывают своё мнение |
4. Беседа по просмотренному мультфильму | Давайте посмотрим мультфильм по рассказу М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших». И после просмотра обсудим его. - Зачем Ослик, наконец, решил помогать лошади? - Что бы ты сделал? - Что значит, по Вашему мнению, «любить себя»? А мне кажется, что уважать себя означает, чтобы ты ведешь себя таким образом, чтобы все остальные брали с тобой хороший пример, чтобы ваши поступки вызывали уважение и не оскорбление. | Смотрят мультфильм Отвечают на вопросы |
5. Физминутка | «Правила уважения» - Сейчас я скажу предложения. Если действие, которое говорится в них, вызывает уважение человека, то нужно вытянуть руки, поднятые вверх огромными пальцами, и сказать "Да", если нет, то взмах рук перед собой на запрещенный жест и сказать "Нет!" - Если вы хотите ответить учителю, поднимите руки. - Вошедший в класс взрослый приветствует стоя. - Если вы хотите что-нибудь спросить, вы можете перевести разговор с взрослыми или сверстниками. - Вы можете бегать, шумить, кричать лишь на игровой площадке. - Все отвечают за себя в школе, поэтому не нужно друг другу помогать. - В библиотеке разговаривать громко. - Не нужно аккуратно одеваться. - Не опаздывать никуда, никогда. - Человек уважает свои родители, старшие, братья и сестры, природу, себя и законы, традиции своего государства. | Выполняют физминутку |
6. Игра «Человек с планеты земля» | -Давайте назовем, какие характерные качества должны быть у человека, живущего на Земле, и какие они должны быть воспитаны у человека? (Учитель называет качества, а ученики выбирают хорошие) - замечать достоинства других - замечать недостатки других - уважать окружающих - быть правдивым - быть ленивым - не осуждать чужое мнение - зазнаваться - уважать чужое дело - грубить старшим - грубить ребятам - не причинять вред окружающим - говорить вежливые слова - приветливо улыбаться - помогать другим - насмехаться | Выбирают хорошие качества человека |
7. Рассказы детей | - Вы прекрасно показали, каким должен быть человек с Земли. - Расскажи, за что ты себя уважаешь. - Хорошо ли уважать себя? - И будут ли окружающие уважать тебя, если ты не будет уважать их? -Вы говорили о себе уважении, то есть о самолюбии, а сейчас скажите однокласснику, за что ты его уважаешь. -Хорошо ли было тебе говорить о ваших друзьях? - Было ли приятно слушать о себе приятное? - А приятно ли тебе общаться с людьми, которые считают себя лучшими другими? - Как такого человека называют? "- Да, человек, имеющий слишком высокое мнение, называется высокомерным." Трудно общаться с ним, потому что он любит, уважает лишь себя, лишь свое мнение о всем и всем. У него нет друзей, потому что дружба основана на взаимном уважении. - Поэтому запомните и дружелюбно произнесите эти строки: - Помогай другим – помогаешь себе, - Защищай других – защищаешь себя! - Унижая кого-то - унижаешь себя, уважая кого-то - уважаешь себя! - "Относитесь к другим так, как они хотят, чтобы ты относился к ним". | Рассказывают о том, за что они уважают себя Ответы на вопросы Рассказывают о том, за что они уважают своего одноклассника. Отвечают на вопросы Нет Высокомерный Повторяют слова за учителем |
8. Итог | - Если люди имеют такие качества, то войны и ссоры исчезнут на Земле. Люди не страдают и не ненавидят друг другу. Для чего люди, живущие на одной планетах, ненавидят друг друга, воюют и спорят? Всем людям хочется быть счастливым, дети, спокойный труд, веселый отдых, друзья. Мы все за одно, мы живем на одной планете Мы команда одного судна. Очень нужно любить мир и любить так, как есть. Надо раскрывать ему его душу, слиться с ней, делать что-то тут и теперь, которое сделает мир хотя бы чуть лучше. Тогда станет только твоей вся планета, вы поймёте её секреты и поймете себя самого. - Каждый из нас сегодня узнал что-нибудь хорошее о себе. Мы поняли, что если я люблю и уважаю себя, значит, другие относятся к вам с любовью и уважением. Когда человек любит себя, уважает себя, он хочет стать еще сильнее и лучше. И еще мы узнали, что все мы единственные и неповторимые. | Слушают учителя |
9.Рефлексия | - Теперь на экране будет табличка, первый столбик - предложения, второй - слова, благодаря которым можно продолжать фразу, оцените работу на уроке. | Оценивают свою деятельность |
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа с данной методикой учит выполнять групповые задания, формулировать вопросы, оценивать свои способности и навыки.