СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Увлекательные диктанты по русскому языку для начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательные тексты для диктантов по русскому языку для начальных классов. Дети не только вспоминают правила написания слов, но и получают интересные сведения об окружающем мире

Просмотр содержимого документа
«Увлекательные диктанты по русскому языку для начальных классов»

Увлекательные диктанты


Каждому учителю хочется, чтобы школьникам было интересно писать диктанты, что бы этот процесс проходил с удовольствием, радостью и даже весельем. Видов диктантов много, но традиционные диктанты по русскому языку пишутся редко, поэтому, когда приходит пора контрольного диктанта, в глазах учеников возникает страх.


Чтобы тренировки под диктовку стали продуктивными и не вызывали страх у учащихся, можно использовать, например, диктанты сюрпризы.

Диктант сюрприз состоит из двух частей.


Первая часть — это традиционный диктант с необходимым количеством слов и слов для справок, которые рекомендуется заранее выписать на доске. В этой части много слов на выбранную орфограмму, а слов с другими орфограммами — минимальное количество.

Вторая часть — сюрприз для учащихся. Это текст, в котором содержится неожиданная концовка или познавательные сведения. Эту часть можно просто прочитать как сюрприз, а можно написать выборочно (преследуя определенные дидактические цели).


Иногда у такого диктанта есть «завлекающее» название, которое полностью раскрывается именно во второй части.


Например, диктант на закрепление правописания парных глухих и звонких

согласных в корне слова во II классе.

Почему арбуз — ягода?


    • еду на юг России, вижу бахчу, на ней — грядки, на грядках — арбузы. Это не сад. Почему арбуз — ягода?


По сути дела, арбуз — это тыквина.

  • дыня, и огурец тоже тыквины.

Кто назвал арбуз ягодой, ошибся?


(36 слов)


  • л о в а д л я с п р а в о к: на ней, почему, тоже.


Продолжение сюрприз:



Это не ошибка. Дело в том, что тыквина — это разновидность ягоды! Ведь что такое ягода? Ботаники называют ягодой плод с большим количеством семян и сочной мякотью, покрытый плотной кожистой оболочкой. Узнаете портрет арбуза?


  • значит, и дыня — ягода. И огурец, и кабачок, и тыква, представьте себе, тоже ягоды!


  • диктанте 9 слов на орфограмму «Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова». Это четвертая часть от всех слов! Некоторые слова повторяются. Узнавание знакомых слов на орфограмму закрепляет успешное написание тренировочного диктанта.


Еще пример: диктант сюрприз, в котором содержатся интересные факты (например, на повторение тем II класса).


Перед диктантом целесообразно заинтересовать учеников с помощью вопросов: «Что такое нефть? Как ее используют люди? Как и где ее добывают? Как она там оказалась?»


Нефть

Нефть приносит огромную пользу людям.


  • старину нефтью мазали корзины и корабельные днища. В Китае и Египте лечили нефтью. Сегодня без нефти не поедут машины, не поплывут корабли, не полетят самолеты. Как появилась нефть? (34 слова)



Продолжение сюрприз:



Ученые считают, что она образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов. Отмирая, животные и растения скапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тонн песка и ила. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы, а остатки растений и животных превратились в темную жидкость. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек. Нефть, добываемая из скважин, практически нигде не используется. Ее необходимо переработать.


  • р и м е ч а н и е д л я у ч и т е л я. Следует проговорить безударные падежные окончания собственных имен.


Здесь повторяются темы:


Правописание безударных гласных в корне.


Правописание сочетаний ча ща, жи ши. Мягкий знак как обозначение мягкости согласных звуков.


Разделительный мягкий знак.


Словарные слова.


Правописание имен собственных. Правописание приставок. Правописание предлогов. Правописание глаголов с частицей не. Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями.


Приведем пример еще одного диктанта, в котором есть интересные факты о животных (на повторение тем III класса). До диктанта можно задать такие вопросы: «Знаете ли вы животных, которые ядовиты в дикой природе, а в неволе яд у них пропадает? Кто такой древолаз? Кто видел и может описать древолазов?» Можно приготовить и показать фотографию пятнистых древолазов.


* * *


Есть в природе ядовитые птицы и лягушки, но они не приносят вреда в неволе.


Юг Америки населяют лягушки — пятнистые древолазы. Ядом этих лягушек дикие племена Южной Америки смазывали наконечники стрел. Яда от одной такой лягушки хватит для смазки пяти десятков стрел. В неволе у этих лягушек яда почти нет. Почему? (50 слов)


Сл о в а д л я с п р а в о к: в природе, в неволе, почти.


Продолжение сюрприз:



Ученые предположили, что источник яда находится не в их организме. Действительно, яд эти животные черпают из пищи. Древолазы поедают маленьких, но очень ядовитых жучков.


При контакте человека с этим ядом кожа немеет, человек ощущает несильное покалывание.


Пр и м е ч а н и е д л я у ч и т е л я. Здесь повторяются темы:


Правописание безударных гласных в корне. Правописание парных согласных в корне. Словарные слова.


Правописание имен собственных. Правописание приставок. Правописание глаголов с частицей не.


Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!