Увлекательные диктанты
Каждому учителю хочется, чтобы школьникам было интересно писать диктанты, что бы этот процесс проходил с удовольствием, радостью и даже весельем. Видов диктантов много, но традиционные диктанты по русскому языку пишутся редко, поэтому, когда приходит пора контрольного диктанта, в глазах учеников возникает страх.
Чтобы тренировки под диктовку стали продуктивными и не вызывали страх у учащихся, можно использовать, например, диктанты сюрпризы.
Диктант сюрприз состоит из двух частей.
Первая часть — это традиционный диктант с необходимым количеством слов и слов для справок, которые рекомендуется заранее выписать на доске. В этой части много слов на выбранную орфограмму, а слов с другими орфограммами — минимальное количество.
Вторая часть — сюрприз для учащихся. Это текст, в котором содержится неожиданная концовка или познавательные сведения. Эту часть можно просто прочитать как сюрприз, а можно написать выборочно (преследуя определенные дидактические цели).
Иногда у такого диктанта есть «завлекающее» название, которое полностью раскрывается именно во второй части.
Например, диктант на закрепление правописания парных глухих и звонких
согласных в корне слова во II классе.
Почему арбуз — ягода?
еду на юг России, вижу бахчу, на ней — грядки, на грядках — арбузы. Это не сад. Почему арбуз — ягода?
По сути дела, арбуз — это тыквина.
Кто назвал арбуз ягодой, ошибся?
(36 слов)
Продолжение сюрприз:
Это не ошибка. Дело в том, что тыквина — это разновидность ягоды! Ведь что такое ягода? Ботаники называют ягодой плод с большим количеством семян и сочной мякотью, покрытый плотной кожистой оболочкой. Узнаете портрет арбуза?
значит, и дыня — ягода. И огурец, и кабачок, и тыква, представьте себе, тоже ягоды!
Еще пример: диктант сюрприз, в котором содержатся интересные факты (например, на повторение тем II класса).
Перед диктантом целесообразно заинтересовать учеников с помощью вопросов: «Что такое нефть? Как ее используют люди? Как и где ее добывают? Как она там оказалась?»
Нефть
Нефть приносит огромную пользу людям.
Продолжение сюрприз:
Ученые считают, что она образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов. Отмирая, животные и растения скапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тонн песка и ила. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы, а остатки растений и животных превратились в темную жидкость. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек. Нефть, добываемая из скважин, практически нигде не используется. Ее необходимо переработать.
Здесь повторяются темы:
Правописание безударных гласных в корне.
Правописание сочетаний ча ща, жи ши. Мягкий знак как обозначение мягкости согласных звуков.
Разделительный мягкий знак.
Словарные слова.
Правописание имен собственных. Правописание приставок. Правописание предлогов. Правописание глаголов с частицей не. Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями.
Приведем пример еще одного диктанта, в котором есть интересные факты о животных (на повторение тем III класса). До диктанта можно задать такие вопросы: «Знаете ли вы животных, которые ядовиты в дикой природе, а в неволе яд у них пропадает? Кто такой древолаз? Кто видел и может описать древолазов?» Можно приготовить и показать фотографию пятнистых древолазов.
* * *
Есть в природе ядовитые птицы и лягушки, но они не приносят вреда в неволе.
Юг Америки населяют лягушки — пятнистые древолазы. Ядом этих лягушек дикие племена Южной Америки смазывали наконечники стрел. Яда от одной такой лягушки хватит для смазки пяти десятков стрел. В неволе у этих лягушек яда почти нет. Почему? (50 слов)
Сл о в а д л я с п р а в о к: в природе, в неволе, почти.
Продолжение сюрприз:
Ученые предположили, что источник яда находится не в их организме. Действительно, яд эти животные черпают из пищи. Древолазы поедают маленьких, но очень ядовитых жучков.
При контакте человека с этим ядом кожа немеет, человек ощущает несильное покалывание.
Пр и м е ч а н и е д л я у ч и т е л я. Здесь повторяются темы:
Правописание безударных гласных в корне. Правописание парных согласных в корне. Словарные слова.
Правописание имен собственных. Правописание приставок. Правописание глаголов с частицей не.
Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями.