1. Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа по английскому языку для учащихся шестых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки- артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 1 год.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Главной целью данного курса является
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых учащимся для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий( звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в шестом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Программа базируется также на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интересам к занятиям данного курса.
Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программы тем соотносятся с возрастными особенностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Формы работы курса:
- беседы,
- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),
- конкурсы,
- викторины
- урочные занятия,
- контрольные занятия,
- тестирование.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Способы проверки результатов: в конце раздела проводится тестирование, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
- участие в городски и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по немецкому языку;
- умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
При составлении данной программы были учтены возрастные особенности учащихся, а также как увеличение занятости детей в свободное время, развитие личности.
Объем программы 34 часа для учащихся учащихся 6 класса (по 1 часа в неделю) .
Содержание курса:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Ожидаемые результаты
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 6 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1. | «Мир игр, песен, рифмовок и стихов « | 5 часов |
2. | «Бытовой английский» | 7 часов |
3. | «Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России» | 4 часа |
4. | «Наша первая сказка» | 4 часа |
5. | «Приятного аппетита!» | 4 часа |
6. | «Моё первое знакомство с Англией» | 8 часов |
7. | Подведение итогов. | 3 часа |
Итого: 35 ч
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Авторские методики/разработки:
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил.
Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.
Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
сценическая ширма (сцена, актовый зал);
видеокамера;
элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран, кинопроектор.
Выполнение программы 6 «А»
| Кол-во недель | часы |
По пл. | |
| | | |
1 ч | 8 | 8 | |
2 ч | 8 | 8 | |
3 ч | 10 | 10 | |
4 ч | 9 | 9 | |
год | 35 | 35 | |
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование 6 «А»,6 «Б»
№ | Тема | Кол-во часов | Основные понятия | Элементы содержания | Дата по плану | |
| Мир игр, рифмовок и стихов (5 часов) | | | | | |
1 | Фразы и жесты приветствия и прощания. В мире вежливости. | 1ч. | | 1. приветствует класс (стих) 2.индивид.приветствие (игра с мячом) 3.диалог приветствия 4. прощание стих (стих) Диалог «В аэропорту» | 4.09 | |
2 | Интервью со знаменитостью | 1ч. | Воспроизведение диалога в соответствии с ролью | Изучение вопросов со спецыальными словами Воспроизведение диалога | 11.09 | |
3 | В мире стихов | 1 | Чтение | Чтение стихов 2Перевод | 18.09 | |
4 | В мире прекрасного. | 1 | 1.повторение пройденных ЛЕ 2. Представление альбома по теме «Моя семья» | 1. рассказывают стихи, поют песни 2. Выходят к доске с готовым альбомом и называют членов семьи. | 25.09 | |
5 | Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи, рифмы) | 1 | Индивидуальные стихи, песни, рифмовки | разучивают слова | 2.10 | |
| 2. «Бытовой английский» (7 часов) | | | | | |
6 | Краткая информация о себе | 1 | 1.повторение лексики по теме «Моя семья» 2. составление рассказа 3. раскраска по теме | 1.разучивают стих 2. Рассказывают о семье по-русски, повторяют по-английски 3.раскраска по теме | 9.10 | |
7 | Проект по теме «Моя семья» | 1 | Обучение составления проекта. | 1.представить и защитить проект | 16.10 | |
8 | Диалог «В библиотеке» | 1 | Повторение лексики по теме | 1. учатся, играя | 23.10 | |
9 | Диалог «На улице» | 1 | Лексика по теме | Учатся отвечать на вопрос «Как добраться до определённого места в городе» | 6.11 | |
10 | Диалог «В магазине» | 1 | Лексика по теме Игра «Давай пойдём в магазин» | Заучивание и разигрование диалога | 13.11 | |
11 | Диалог «Чем заняться в выходные дни?» | 1 | Лексика по теме Диалог-расспрос | Учатся задавать вопросы и давать ответы на них | 20.11 | |
12 | Диалог по теме: «Природа и её влияние на людей» (выбор одежды) | 1 | 1. лексика по теме «Одежда» 2. активизация пройденной лексики через игру | 1. учатся, играя (повторяют слова, учатся правилам сотрудничества в коллективе) | 27.11 | |
13 | «Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России» (4 часа) Национальные традиции празднования Рождества, Нового года в англо-язычных странах. | 1 | 1.знакомство с новой лексикой | 1.знакомство с новой лексикой | 4.12 | |
14 | Подготовка к праздникам. | 1 | 1. стихи о Новом годе | 1.изготовление новог.игрушки 2.уметь назвать игрушку её размер и цвет 3. разучивание стихов | 11.12 | |
15 | Оформление поздравительных открыток к Новому году. | 1 | 1.повторение пройденной лексики | 1.поём,играем, работаем с поздр. Открытками 2.оформление поздравительных открыток | 18.12 | |
16 | Подведение итогов. Зачёт по пройденному материалу в игровой форме. | 1 | 1.создание выставки детских работ 2. игры по теме | 1.помогают создать выставку рисунков | 25.12 | |
| «Наша первая сказка» (4 часа) | | | | | |
17 | Чтение сказки, работа с лексикой | 1 | Лексика | Читают по ролям, переводят текст Сравнение английского варианта сказки с русским. | 15.01 | |
18 | Знакомство со сценарием и распределение ролей | 1 | Работа в группах | Распределяют роли, читают сказку по ролям | 22.01 | |
19 | Репетиции, оформление спектакля | 1 | Говорение | Разыгрывают сказку | 29.01 | |
20 | Презентация спектакля | 1 | | Показательное выступление | 5.02 | |
| 5. «Приятного аппетита!» (4ч.) | | | | | |
21 | Что мы любим. Продукты и блюда английской кухни. | 1 | 1.новая лексика | 1.знакомство с новыми словами 2.рисование, раскрашивание фруктов, овощей | 12.02 | |
22 | Что мы едим. Время приёма пищи. | 1 | 1.лексика | 1.назвать по-англ. столовые приборы и названия продуктов 2.диалогическая речь 3. Игра «Английский завтрак». (продукты) | 19.02 | |
23 | Что мы пьём. Поведение и общение за столом. | 1 | 1.развитие навыков диалогической речи 2.закрепление слов | 1.учимся предлагать и благодарить 2.диалогическая речь по теме занятия | 26.02 | |
24 | Ознакомление с особенностями питания в англо-язычных странах в разное время суток | 1 | 1.повторение 2.презентация по теме | 1.повторяем пройденное 2.презентация по теме 3.обсуждение | 5.03 | |
| 6. «Моё первое знакомство с Англией» (8ч.) | | | | | |
25 | Названия стран и их столиц. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Краткая характеристика. | 1 | 1.работа с картами и флагами 2.обучение краткому монологическому высказыванию по теме. | 1.описание флагов России, Англии, Америки на рус. яз., объяснение символики, называние цветов. | 12.03 | |
26 | Что мы знаем об Англии? | 1 | 1.расположение на карте 2.особенности быта и жизни детей в Англии | 1.рисуем открытки английским детям | 19.03 | |
27 | Достопримечательности Лондона | 1 | 1.презентация по теме | 1.Беседа об увиденном. | 2.04 | |
28 | Королевский Лондон | 1 | Презентация по теме | Беседа о королеве Великобритании | 9.04 | |
29 | Традиции и обычаи страны изучаемого языка | 1 | Презентация по теме | Беседа об увиденном | 16.04 | |
30 | Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией | 1 | Проектная деятельность | Проекты учащихся по выбранной теме | 23.04 | |
31 | Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией» | 1 | Проектная деятельность | Проекты учащихся по выбранной теме | 30.04 | |
32 | Песни, стихи и рифмовки по теме: «Лондон» | 1 | Слова по теме в стихах, рифмовках и песнях | разучивают слова | 7.05 | |
33 | Подведение итогов Игровой урок. | 1 | Использовать лексический материал, игровой | Повторение пройденного в играх, песнях, стихах | 14.05 | |
34 | Подведение итогов Игровой урок. | 1 | Использовать лексический материал, игровой | Повторение пройденного в играх, песнях, стихах | 21.05 | |
35 | Повторение | 1 | | | 28.05 | |
Итого: 35 часов