СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Увлекательный мир литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие творческих способностей детей, обучение культуре общения и чтения, приобретение детьми познавательных, коммуникативных, регулятивных навыков, пробуждение стремления совершенствовать и обогащать свою речь.

Просмотр содержимого документа
«Увлекательный мир литературы»


Муниципальное казённое образовательное учреждение Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО:

Заседание Педагогического Совета

Протокол № 1 от 31 августа 2017г


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ Нижнекарачанской СОШ

____________В.И. Быханова

Приказ № 72 от 31 августа 2017г










Рабочая программа курса

«Увлекательный мир литературы»




для 5 класса

Возраст: 10-11 лет

Срок реализации программы:

2017-2018 учебный год – 1 год





Составитель: Шипилова О.М.

учитель русского языка

и литературы








с. Нижний Карачан

2017-2018 учебный год



Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Программа курса «Увлекательный мир литературы» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

1.Закон «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).

2. Приказа Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 373».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерально государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Нижнекарачанской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 31 августа ( протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 84 от 31.08.2017 года.


Принцип литературоведческой работы – обучение путѐм открытий – это актуальная проблема нашего времени. Литературоведческий принцип обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Анализ художественного произведения должен помочь учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Актуальность программы занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребѐнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полѐта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, насыщенный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию повышения интереса к литературным произведениям разных жанров и стилей, любви и тяге к чтению, патриотизма, любви к Родине, окружающей действительности, уважению к традициям и культуре своего народа, уважению и любви к своей семье.

Новизна программы «Увлекательный мир литературы» состоит в решении проблемы современной речевой культуры.

Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует развитию индивидуальных возможностей каждого ребѐнка. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии смыслового, осознанного чтения как вида речевой деятельности, развитие речевой культуры учащихся.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Программа направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся, совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Кроме того, понимание богатства мирового литературного наследия способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Приятие и понимание литературных произведений становится основой для гармоничного, всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску без духовности.

Также программа призвана помочь создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных, практических и творческих способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к мировой художественной литературе.

Цель программы: развитие творческих способностей детей, обучение культуре общения и чтения, приобретение детьми познавательных, коммуникативных, регулятивных навыков, пробуждение стремления совершенствовать и обогащать свою речь.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать ошибки в речи, расширить словарный запас. Задачи программы:

Образовательные задачи:

Освоение более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка).

Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта.

Формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей.

Воспитательные задачи:

Воспитание уважения и любви к мировой литературе.

Воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к окружающим.

Воспитание чувства личной ответственности за Отечество, уважительное и бережное отношение к истории своей страны. Развивающие задачи:

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.

Развитие способности к созидательной деятельности.

Развитие речи, воображения учащихся, ассоциативного мышления.

Развитие эстетических качеств.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (инсценирование, игры, викторины, конкурсы, изготовление и оформление стенгазеты, сборника стихов, литературного альманаха.)

Методы работы:

Работа с литературой (чтение литературных произведений разных жанров, выпуск стенгазеты, и др.)

Игровая деятельность (конкурсы, игры, викторины и др.)

Общественно – полезная работа (составление литературного альманаха, сборника стихов и др).

Программа рассчитана на 17 часов. Предполагает практическое применение литературных знаний и умений, поэтому 0,5 часа у предмета литературы переносится на данный курс.


Занятия проходят 1 раз в неделю (со второго полугодия). Продолжительность занятий - 45 минут.

Приѐмы и формы проведения занятий:

беседа;

диспуты;

викторины;

игры;

конкурсы;

просмотр видеопрезентаций;

выставки поделок, рисунков, открыток;

групповая работа;

чтение стихов,

рассказов классиков и современных писателей и поэтов;

участие в конкурсах чтецов;

работа в тетрадях;

работа с читательским дневником;

поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему;

коллективные творческие дела.

Место проведения: класс, актовый зал, библиотеки (школьная и сельская), Дом культуры.

Содержание и разделы курса

Раздел 1. Занимательные рифмы (3 часов)

  1. Секреты стихосложения – 1ч.

Знакомство с художественно-изобразительными средствами и приѐмами в стихотворениях: рифма, размер, эпитет, метафора, гипербола и др. Просмотр презентации «Как стать поэтом» Выявление художественно-изобразительных средств в стихах.

  1. Весѐлые стихи о школе – 1ч.

Чтение юмористических стихотворений о школе Б. Заходера Д. Хармса, Э. Успенского, С. Михалкова и др. Прослушивание аудиозаписи выборочных отрывков. Обсуждение стихов.

  1. Сочиняем, играя – 1ч.

Игры ―Подбери рифму к словам», «Замени строчку в стихах‖. Самостоятельная работа ― Сочини четверостишие по заданным темам.

Раздел 2. Мир увлекательных рассказов (14 часов)

  1. Жанровые особенности рассказа– 1ч.

Объяснение: Что такое рассказ: жанровые особенности. Определение жанра рассказ.

  1. Чтобы рассказ получился интересным – 2ч.

Знакомство с изобразительно-выразительными средствами и 19 приѐмами литературы, используемых авторами для написания произведений: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраз. Выявление их в авторских текстах. Прсмотр видеосюжетов «Мастера слова».

  1. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»– 2ч.

Знакомство с творческом Воскобойникова. Чтение рассказов об известных мировых деятелях. Выявление изобразительно-выразительных средств в рассказах Воскобойникова.

  1. Рассказы о детстве – с улыбкой и всерьѐз – 3ч.

Знакомство с творческой деятельностью современных детских писателей: Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Сергей Георгиев, Илья Бутман, Сергей Махотин. Чтение рассказов современных детских писателей. Выявление изобразительно-выразительных средств в их рассказах.

  1. Любимые рассказы Н.Носова – 2ч.

Знакомство с творческом Н.Носова. Чтение рассказов «Федина задача», «Затейники», «Клякса». Выявление изобразительно-выразительных средств в рассказах Н.Носова. Инсценирование выборочных отрывков из текста.

  1. Проба пера – 2ч.

Самостоятельное сочинение интересных историй: выбор героя, темы и сюжета, работа над композицией рассказа. Анализ проделанной работы.

  1. «Литературная радуга»– 1ч.

Оформление литературного альманаха «Литературная радуга» с использованием работ учащихся. Обсуждение результатов.

  1. Итоги года. Круглый стол. – 1ч.

Конференция «Подведѐм итоги». Анкетирование «Мои достижения и успехи». Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема


Количество часов

теория


практика


всего



Занимательные рифмы




1

Секреты стихосложения


1

1

2

Весѐлые стихи о школе

1


1

3

Сочиняем, играя


1

1


Мир увлекательных рассказов




4

Жанровые особенности рассказа

1


1

5

Чтобы рассказ получился интересным

1

1

2

6

Воскобойников «Жизнь замечательных детей»

1

1

2

7

Рассказы о детстве – с улыбкой и всерьѐз

2

1

3

8

Любимые рассказы Н.Носова

1

1

2

9

Проба пера

1

1

2

10

«Литературная радуга


1

1

11

Итоги года


1

1


ВСЕГО


8

9

17




Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения: - компьютер, - принтер, - сканер, - мультимедийный комплекс: проектор, экран.

Литература

Для детей:

1. Стихотворения о школе Б. Заходера Д. Хармса, Э. Успенского, С. Михалкова и др.

2. Стихотворения о природе Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.

3. Стихотворения о семье и родине С. Михалкова, И. Бунина и др.

4. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»

5. Рассказы современных детских писателей: Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Сергей Георгиев, Илья Бутман, Сергей Махотин.

6. Рассказы Н.Носова «Федина задача», «Затейники», «Клякса».

7. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009. 8. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

Для учителя:

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г. 22

6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружѐнная рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с. 7. Худенко Е.Д. Как научить ребѐнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Формы учета оценки планируемых результатов:

- Опрос

- Наблюдение

- Тестирование

- Анкетирование учащихся

- Конкурсы

К концу учебного года учащиеся должны - научиться:

1. Применять правила по ТБ на занятиях.

2. Понимать значение книги и еѐ позитивное влияние на человека.

3. Применять правила поведения при публичном выступлении.

4. Находить информацию по соответствующей теме. Отбирать необходимый материал.

5. Оформлять творчески: стенгазету, альбом стихотворений, литературный альманах.

6. Создавать макет задуманной конструкции. Использовать рекламные приѐмы для привлечения потребителей.

7. Различать особенности стихотворной речи, стихотворный размер, слышать рифму. Подбирать рифму к словам, строить стихотворный размер.

8. Анализировать стихотворения на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

9. Сочинять четверостишия на заданную тему.

10. Публично декламировать стихи собственного сочинения.

11. Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

12. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.

13. Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

14. Выполнять художественный пересказ эпизодов; давать положительную или отрицательную оценку героям.

15. Выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному.

16. Сочинять вымышленные рассказы

17. Давать оценку проделанной за год работе.

- получит возможность научиться:

1. Соблюдать правила по ТБ в окружающем мире.

2. Рассуждать о роли книги, талантливом читателе и культуре чтения. Бережно обращаться к книгам.

3. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса.

4. Использовать для решения художественных задач художественные средства.

5. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

6. Сочинять стихотворения на свободную тему.

7. Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал.

8. Отличать жанр рассказа от других прозаических жанров.

9. Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

10.Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста.

11.Совершенствовать навыки анализа текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

12.Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; исследовать речевую характеристику героев. 13.Создавать креативные альбомы, стенгазеты и др. на разнообразные темы.

14.Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. Испытывать потребность в самовыражении через слово.

15.Свободно выступать перед аудиторией, демонстрировать актѐрские способности, донести основную мысль посредством эмоционального выступления.

16.Ориентироваться в современном мире рекламы. Креативно мыслить и действовать.

17.Анализировать свои достижения, ценить успехи товарищей, постоянно совершенствовать свои способности, достичь мастерства. Возможные результаты деятельности учащихся: - Стенгазета ―Берегите книгу‖; - Макет ―Книгомира‖; - Читательский дневник; - Альманах ―Литературная радуга‖; - Альбом стихотворений ―Мы сочиняем‖; - Серия иллюстраций.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!