СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Жуковский. Баллада "Светлана".

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 урок в теме по творчесвту Жуковского. Анализ. Сравнение с оригиналом. Хронотоп. Героиня. Выводы.

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский. Баллада "Светлана".»

Василий  Андреевич  Жуковский  (1783 – 1852 г.г.)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 г.г.)

«Светлана» как романтическое произведение Карл Брюллов Александр Новоскольцев

«Светлана»

как романтическое произведение

Карл Брюллов

Александр Новоскольцев

Жанр произведения Баллада - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. По происхождению связаны с преданиями, народными легендами соединяют черты рассказа и песни. Черты баллады: относительно небольшой объем , выраженная сюжетность (завязка, кульминация, развязка) особая напевность , музыкальность. элемент загадочного, фантастического , необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. Докажите, что данное произведение – баллада. Всё совпадает с определением баллады?

Жанр произведения

Баллада - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. По происхождению связаны с преданиями, народными легендами соединяют черты рассказа и песни.

Черты баллады:

  • относительно небольшой объем ,
  • выраженная сюжетность (завязка, кульминация, развязка)
  • особая напевность , музыкальность.
  • элемент загадочного, фантастического , необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

Докажите, что данное произведение

баллада. Всё совпадает с определением баллады?

Анализ баллады «Светлана» Сюжет. Сюжет неоригинальный . Он восходит к западноевропейскому фольклору . Историю о мёртвом женихе часто использовали в своих произведениях романтики. Жуковский обращался к этому сюжету три раза . Если Баллада «Людмила» - творческий перевод баллады  Бюргера «Ленора» ,  то «Светлана» - большей степени самостоятельное произведение.  Готфрид Бюргер (1747 - 1794)

Анализ баллады «Светлана»

Сюжет.

  • Сюжет неоригинальный . Он восходит к западноевропейскому фольклору . Историю о мёртвом женихе часто использовали в своих произведениях романтики. Жуковский обращался к этому сюжету три раза .
  • Если Баллада «Людмила» - творческий перевод баллады Бюргера «Ленора» , то «Светлана» - большей степени самостоятельное произведение.

Готфрид Бюргер

(1747 - 1794)

Анализ баллады «Светлана» Было ли у вас в начале чтение ощущение, что должно произойти что-то необычное? Как создает поэт атмосферу таинственности? Какие русские народные обычаи и представления ввёл В.А. Жуковский в свою балладу? Что создаёт напряжение в балладе? Как поэт снимает это напряжение? Обратите внимание на финал «Светланы» и на определение термина «баллада» и скажите, чем отличается данная баллад о других баллад?

Анализ баллады «Светлана»

  • Было ли у вас в начале чтение ощущение, что должно произойти что-то необычное?
  • Как создает поэт атмосферу таинственности?
  • Какие русские народные обычаи и представления ввёл В.А. Жуковский в свою балладу?
  • Что создаёт напряжение в балладе? Как поэт снимает это напряжение?
  • Обратите внимание на финал «Светланы» и на определение термина «баллада» и скажите, чем отличается данная баллад о других баллад?
Главная героиня Светлана (старославянское) – светлая, чистая . женское русское личное имя ; единственное в своём роде , возникшее в русской литературе в начале XIX века  и столетие спустя получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени. Светлана  числилась среди таких же «запрещённых» имён. Священнослужители, отказываясь крестить этим именем, предлагали родителям имена из святцев  Фотиния ,  Фотина  — греческие по происхождению, образованные от  др.греч. φωτός — «свет».

Главная героиня

  • Светлана (старославянское) – светлая, чистая . женское русское личное имя ; единственное в своём роде , возникшее в русской литературе в начале XIX века  и столетие спустя получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени.

Светлана  числилась среди таких же «запрещённых» имён. Священнослужители, отказываясь крестить этим именем, предлагали родителям имена из святцев  Фотиния Фотина  — греческие по происхождению, образованные от  др.греч. φωτός — «свет».

Главная героиня Как вы думаете, почему героиней своей баллады В.А. Жуковский выбрал простую девушку-крестьянку ? За каким занятием и в какое время мы застаем Светлану в начале? О чем это говорит? Какими качествами национального характера русской женщины восхищается поэт? Какие черты русского фольклора можно заметить в балладе «Светлана»? Как вы думаете, почему для передачи сокровенных движений души В.А. Жуковский выбрал сон ?

Главная героиня

  • Как вы думаете, почему героиней своей баллады В.А. Жуковский выбрал простую девушку-крестьянку ?
  • За каким занятием и в какое время мы застаем Светлану в начале? О чем это говорит?
  • Какими качествами национального характера русской женщины восхищается поэт?
  • Какие черты русского фольклора можно заметить в балладе «Светлана»?
  • Как вы думаете, почему для передачи сокровенных движений души В.А. Жуковский выбрал сон ?
«Информация к размышлению» У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное . В конце баллады Ленора умирает . Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество. Сравните с балладой Жуковского. Почему Светла осталась невредима?

«Информация к размышлению»

  • У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное .
  • В конце баллады Ленора умирает . Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество.
  • Сравните с балладой Жуковского. Почему Светла осталась невредима?
Главная героиня Выводы. Героиня Жуковского чиста, невинна , она охраняема святым духом. Поэту она дорога. Он называет девушку «милая Светлана», «красавица», «моя Светлана» . Несмотря на ее грех (гадание), автор подчеркивает глубокую веру девушки в Бога , в его спасительную, животворящую силу. Любящее сердце Светланы сжимается от страха, но она твердо надеется на милость и покровительство творца, и это спасает ее от злых мистических сил.

Главная героиня

Выводы.

Героиня Жуковского чиста, невинна , она охраняема святым духом.

Поэту она дорога. Он называет девушку «милая Светлана», «красавица», «моя Светлана» .

Несмотря на ее грех (гадание), автор подчеркивает глубокую веру девушки в Бога , в его спасительную, животворящую силу.

Любящее сердце Светланы сжимается от страха, но она твердо надеется на милость и покровительство творца, и это спасает ее от злых мистических сил.

Хронотоп Хронотоп – единство  пространства и времени  в произведении, направленное на выражение художественного смысла. Пространство баллады «Светлана»:  дорога,  степь,  церковь,  избушка. Время в балладе «Светлана»:  вечер ,  сумерки,  ночь,  полнолуние.

Хронотоп

Хронотопединство пространства и времени  в произведении, направленное на выражение художественного смысла.

Пространство баллады «Светлана»:

  • дорога,
  • степь,
  • церковь,
  • избушка.

Время в балладе «Светлана»:

  • вечер ,
  • сумерки,
  • ночь,
  • полнолуние.
Образы хронотопа баллады Дорога – жизненный путь героини , на котором все образы и знаки – страхи героини в жизни. Степь – белый саван ( белым покрывали мертвецов / белая фата невесты ). Т.о. это символ страха перед неизвестностью в жизни ( перед смертью и перед браком ). Метель и вьюга – игра демонических сил / игра предрассудков и страхов, которые хотя свести героиню с правильной дороги. Луна –  «помощница» демонических сил в народном представлении. Она «следит» за героиней, и некуда спрятаться от ее света. Ворон  – предвестник несчастий и бед. Он как «навязчивая» мысль в голове героини о беде и горе в жизни, от которой трудно избавиться. Гроб  – прямое указание на беду – смерть . Любимый (в гробу) - самый главный страх девушки – несчастный брак, полный горя. Любимый (в санях) – чужой человек ; страх связать свою жизнь с чужым, нелюбимым человеком. Церковь (Божий храм) – знак Веры. Светлану Незнакомец приглашает венчаться тайком в одинокой церкви. Тайное венчание, без согласия родителей, - грех . Светлана боится несогласия родителей на брак.

Образы хронотопа баллады

  • Дорога
  • жизненный путь героини , на котором все образы и знаки – страхи героини в жизни.
  • Степь
  • белый саван ( белым покрывали мертвецов / белая фата невесты ). Т.о. это символ страха перед неизвестностью в жизни ( перед смертью и перед браком ).
  • Метель и вьюга
  • игра демонических сил / игра предрассудков и страхов, которые хотя свести героиню с правильной дороги.
  • Луна
  • «помощница» демонических сил в народном представлении. Она «следит» за героиней, и некуда спрятаться от ее света.
  • Ворон
  • предвестник несчастий и бед. Он как «навязчивая» мысль в голове героини о беде и горе в жизни, от которой трудно избавиться.
  • Гроб
  • прямое указание на беду – смерть .
  • Любимый (в гробу) -
  • самый главный страх девушки – несчастный брак, полный горя.
  • Любимый (в санях)
  • чужой человек ; страх связать свою жизнь с чужым, нелюбимым человеком.
  • Церковь (Божий храм)
  • знак Веры. Светлану Незнакомец приглашает венчаться тайком в одинокой церкви. Тайное венчание, без согласия родителей, - грех . Светлана боится несогласия родителей на брак.
Сон Почему автор избрал форму « сна героини »? Накануне чего приснился ей сон? У Жуковского всё произошедшее оказывается просто страшным сном, который заканчивается с наступлением праздничного утра (Крещения) Каково видение мира автора? Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Сон

  • Почему автор избрал форму « сна героини »? Накануне чего приснился ей сон?
  • У Жуковского всё произошедшее оказывается просто страшным сном, который заканчивается с наступлением праздничного утра (Крещения)
  • Каково видение мира автора?
  • Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.
Финал баллады Вместе с образом Светланы автором воспеваются лучшие качества русского человека. Жуковский понял, что характер человека неразрывен с его национальными обычаями , традициями, поверьями, верованием. Жуковский воплотил образ русской девушки , любящей, верной и верящей в счастье, доброй и светлое будущее. Она не боится жить, т.к.знает, что Провидение поможет ей.

Финал баллады

  • Вместе с образом Светланы автором воспеваются лучшие качества русского человека.
  • Жуковский понял, что характер человека неразрывен с его национальными обычаями , традициями, поверьями, верованием.
  • Жуковский воплотил образ русской девушки , любящей, верной и верящей в счастье, доброй и светлое будущее. Она не боится жить, т.к.знает, что Провидение поможет ей.
Домашнее задание Читать: А.С.Грибоедов «Горе от Ума» Ответ на вопрос : «Почему, несмотря на то, что Светлана гадала, Провидение помогло ей?»  ДОП.ОЦЕНКА . Произвести сравнительный анализ баллады «Светлана» и баллады « Людмила».

Домашнее задание

  • Читать: А.С.Грибоедов «Горе от Ума»
  • Ответ на вопрос : «Почему, несмотря на то, что Светлана гадала, Провидение помогло ей?»
  • ДОП.ОЦЕНКА . Произвести сравнительный анализ баллады «Светлана» и баллады « Людмила».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя