Дата проведения: 13. 10. 2022
Тема: В. Берестов «Хитрые грибы».
Цель: познакомиться с произведением В. Берестова «Хитрые грибы» и с биографией поэта.
-для учителя: учебник «Литературное чтение. 1 часть. 2 класс» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
-для ученика: учебник «Литературное чтение. 1 часть. 2 класс» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация.
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Время | |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку, всё ли у вас лежит на столе, присаживайтесь. - Французский писатель 18 века Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.». Как вы понимаете это выражение? | - Без чтения не пополняется словарный запас, и человек разучивается правильно размышлять. | 2 мин | |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание учебного материала. | - Ребята, кто мне скажет, что было задано к этому уроку? Опрос домашнего задания. - Понравились вам эти стихотворения? Почему? - Про что эти стихотворения? - По каким признакам вы узнали, что в стихотворениях изображена осень? | - Выразительное чтение А. Фет «Ласточки пропали...», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». - Да, понравились, потому что они красивые. - Эти стихотворения про осень. - По тому, как поэты её описали. | 10 мин | |
3.Этап выявления места и причины затруднения |
Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. | - Сейчас попробуем и мы быть поэтами, дополним строки стихотворения недостающими словами, чтобы получилась рифма. Жёлтое солнце на землю .... Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . - О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? - Чем ещё хороша осень? | - Глядит - Следит - Висят - Летят - О листопаде - Созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов. | 4 мин | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала. Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Отгадайте загадку, определите о чем пойдёт речь на уроке: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Подумайте , чем мы будем заниматься на уроке литературного чтения? - Какую цель поставим перед собой? | - Грибы - Речь на уроке пойдёт о грибах - Узнаем биографию автора, выразительно прочитаем произведение о грибах, порассуждаем, ответим на вопросы. - Познакомиться с стихотворением про грибы и его автором. | 2 мин | |
5.Этап реализации построенного проекта |
Регулятивные УУД: высказывать своё предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять общие для всех правила поведения. | - Знакомо ли вам имя Валентин Дмитриевич Берестов? - Давайте познакомимся с его биографией. - Посмотрите на портрет. Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принёс из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. И свои стихи начал писать ещё в детстве. – А сейчас мы узнаем, какой случай произошёл с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами. - Стихотворение называется «Хитрые грибы». Как вы думаете, почему? - Откройте учебник на странице 76-ой и давайте прослушаем аудиозапись стихотворения. Увела меня дорожка От крылечка в лес густой. Я не малое лукошко, А корзину взял с собой. Я заглядывал за кочки, Под берёзовые пни. Ох и хитрые грибочки! Где же спрятались они? Зря искал их под осиной И под елью зря искал. Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал. - Поделитесь впечатлениями от услышанного. - Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»? - Какие строки из стихотворения вызывают у вас улыбку? - Встретились ли вам слова, лексическое значение которых вам не понятно? - Подберите синоним к этим словам: лукошко, кочка. | - Что-то знакомое. - Наверное, потому что оно про грибы, которые «хитрили». Учащиеся говорят о своих впечатлениях. - Потому что автор считал, что грибы от него спрятались. - Где же спрятались они?... ...Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал. - Да, встретились. - Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. | 7 мин | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание учебного материала. | - Прочитайте строки, в которых говорится, где искал автор грибы. - Зачитайте строки, которые вызвали у вас улыбку. - Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? | - Зря искал их под осиной И под елью зря искал. - Ох и хитрые грибочки! Где же спрятались они?... ...Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал. - Да, нравятся. Они их называет «грибочки». - Нет, не мог, он просто плохо искал грибы. | 4 мин | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения. | - Я вам раздала шаблоны грибочков. Вам нужно раскрасить их и выписать из стихотворения выразительные средства. - Задание понятно? Приступайте. | - Да, понятно. Выписывают выразительные средства: хитрые грибочки, грибы перепугал, спрятались грибочки и т.д. | 3 мин | |
8.Этап включения в систему знаний и повторения |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: уметь определять уровень усвоения учебного материала. | - Будем учиться читать стихотворение выразительно. - Найдите в тексте восклицательное предложение. - Давайте прочитаем его с правильной интонацией. - Прочтите вопросительное предложение. - Какое слово надо выделить голосом? - Прочтите выразительно это предложение. | - Ох и хитрые грибочки! - Где же спрятались они? - Где же. | 6 мин | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | - С каким произведением познакомились? - Кто его автор? - О чём оно? - Чему учились? - Какая была цель урока? Смогли мы её достичь? - Спасибо всем за урок, приводите в порядок свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. | - «Хитрые грибы» - Валентин Дмитриевич Берестов. - О грибах. - Учились выразительно читать стихотворение и анализировать его. - Цель была познакомиться с стихотворением и с его автором. Да, смогли достичь. | 2 мин | |
Подпись методиста/_______________/Колодочка Л. П.
Подпись учителя/________________/Елизова Е. Д.