Тема: В.Берестов «Честное гусеничное».
Цели: осмысление проблемы умения сдерживать данное слово: привитие нравственных качеств.
Задачи урока:
1. Чтение и анализ рассказа В.Берестова "Честное гусеничное".
2. Воспитание и развитие познавательного интереса к миру; воспитание чувства прекрасного.
3. Владение разными видами чтения: читать по ролям, понимать характер персонажей, передавать при чтении свое отношение к персонажу; умение слушать и слышать собеседника, правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного текста; умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поведение персонажей, развивать умение работать в группах, совместно создавая характеры героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; обучение интонационному чтению диалогов.
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап. 1) Орг. момент 2) Психолог.настрой 3) Проверка д/з.
Прочитать письмо-обращение к Мишке или Дениске.
- Почему именно к нему решил обратиться?
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.
-Чему учимся на уроках литературного чтения - С чего начнём урок?
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Свеча», "Пушинка», « Цветок».
2. Подготовительная работа.
- Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?
- Кто он может быть по профессии?
- Это портрет Валентина Берестова.
- Какой раздел мы изучаем? («Хочу все знать»).
- Мы уже читали некоторые произведения из данного раздела. О ком или о чем они?
- В этот раздел включено и произведение В. Берестова. Как вы думаете, почему?
- О ком он писал? Зная автора, мы можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся (сказка, рассказ).
Записываю на доске предположения.
- О ком или о чем будет произведение?
Записываю на доске предположения.
1 этап: Работа с текстом до чтения (антиципация).
Расту червячком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но снова весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю. – Кто это?
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН (фрагмент видеофильма).
- Определите, сколько и какие этапы проходит в своей жизни бабочка?
- Разделите загадку на части в соответствии с этими этапами (гусеница, куколка, бабочка).
- Прочитайте, как В. Берестов назвал свое произведение.
- Предположите, о ком или о чем будет это произведение?
- Попробуйте закончить фразу, вставив подходящее по смыслу слово (честное гусеничное слово).
- Когда мы даем честное слово? (Когда что-то обещаем выполнить, клянемся).
- Кто мог сказать честное гусеничное слово?
- Как будут развиваться события?
Высказывания детей записываются на доске.
«Стратегия ключевых слов»Фразы на доске:
До чего я хороша!
Жаль, что никто этого не замечает
Какая гадость!
Ах, так! Тогда я даю честное гусеничное слово
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»
- Кто будет героем произведения?
- Предположите, как могут развиваться события дальше.
Работа в «четверках». Один человек из группы озвучивает прогноз.
Постановка задачи: Чтобы проверить и уточнить ваши предположения, мы должны провести «диалог с автором» через текст, созданный им.
Слушание сказки.
2 этап: Работа с текстом во время чтения:
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из ваших предположений.
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
«Чтение вслух с остановками»
После прочтения каждого абзаца задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
- Чему радовалась гусеница? (Она считала себя очень красивой и радовалась этому).
- А вы согласны с ее мнением? Какая она?(Плоская рожица, мохнатая спинка с двумя золотыми полосками).
- О чем сожалела гусеница? (Она сожалела, что ее никто не видит).
НО ОДНАЖДЫ ЕЙ ПОВЕЗЛО… В чем ей повезло? (Наконец-то ее увидят, заметят).
- Что ожидала гусеница? (Ожидала услышать слова восхищения).
- Что же могла сказать девочка? Эти ли слова ожидала услышать Гусеница? (Оказывается, девочка не смогла рассмотреть красоту гусеницы – больше меня не увидят).
- Так как же закончила фразу Гусеница? Почему она дала такую клятву? (Гусеница решила не попадаться на глаза – и стала ею обматываться).
- Ребята, представьте себе, как обматывалась Гусеница (сделала кокон).
Словарная работа ( по ходу чтения):
- Что такое кокон? Кокон - оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
- Легко ли было сделать кокон? (Совершенно замоталась).
- Как вы понимаете значение слова «замоталась»? Оказывается, у этого слова несколько значений (Очень трудно сделать кокон.Устала, утомилась и замотала себя шелковой ниткой: она могла это слово употребить и в прямом значении и в переносном смысле.)
- Почему у нее чесалась спина? Предположите, как она могла почесать спинку (Начали расти крылья. О стенки кокона.)
- Представьте себе, как это можно «падать не вверх, а вниз»? (Она не падала, а поднималась на крыльях).
- Расскажите, как она выбралась из кокона.
- Что испытала Гусеница, увидев ту же самую девочку? Почему? Что она ожидала услышать? (Она испугалась, что не сдержала слово.Ожидала, что над ней посмеются).
Физминутка
Мы шагаем пестрым лугом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
- Как нужно прочитать слова девочки?
- Прежде чем читать, определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстрый или медленный
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
- Почему девочка восхищалась бывшей Гусеницей?(Девочка видела Бабочку).
- Почему Гусеница сказала: «Вот и верь людям»? (Она не поняла, почему сначала о ней сказали «гадость», а теперь восхищаются).
- Что такое? Чему удивилась Гусеница? (Она изменилась и не узнала себя).
- Какой увидела Гусеница себя в капле росы? Прочитайте.
Прочитайте про себя до конца, найдите ответ на вопрос:
- О чем вы узнали из этого произведения? ( О том, как Гусеница превратилась в бабочку).
- А что еще вы поняли? ( О том, что не всегда можно сразу разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса).
3 этап: Работа с текстом после прочтения:
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.
(Написано в прозе, небольшое по объему, описываются реальные события, но гусеница умеет разговаривать, обладает голосом, характером).
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, какова главная мысль сказки?
(Природа способна творить чудеса).
Знакомство с автором.
Берестов Валентин Дмитриевич, родился в 1928, умер в 1998году. Стихи, проза, сама жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко всему окружающему миру. В своих стихотворениях Берестов смотрит на мир глазами детей, поэтому его произведения близки и понятны всем.
Творческая работа.
Самостоятельное моделирование обложки.
6.Подведение итогов урока.
- Сказка В.Берестова напоминает по идее одну из сказок Х.-К.Андерсена. Какую?
(« Гадкий утенок»).
- Чему вас научил рассказ? Какова его главная мысль?
- Для чего нужна людям красота? Что она может? (Она восхищает, радует, поднимает настроение).
- Назовите, что в окружающем мире вам кажется красивым. (Как распускаются листья, восход и закат солнца, радуга).
- Как нужно относиться к окружающему миру? (Нужно беречь и охранять природу).
Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
7.Задание на дом: всем перечитать сказку; на выбор написать письмо-совет девочке; выписать ключевые слова сказки и подготовить краткий пересказ; смоделировать обложку к сказке.