СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Берестов «Честное гусеничное».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Берестов «Честное гусеничное».

Цели: осмысление проблемы умения сдерживать данное слово: привитие нравственных качеств.  Задачи урока:  1. Чтение и анализ рассказа В.Берестова "Честное гусеничное".  2. Воспитание и развитие познавательного интереса к миру; воспитание чувства прекрасного.  3. Владение разными видами чтения: читать по ролям, понимать характер персонажей, передавать при чтении свое отношение к персонажу; умение слушать и слышать собеседника, правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного текста; умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поведение персонажей, развивать умение работать в группах, совместно создавая характеры героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; обучение интонационному чтению диалогов.  Ход урока 

1.Мотивационно-целевой этап. 1) Орг. момент   2) Психолог.настрой     3) Проверка д/з.

    Прочитать письмо-обращение к Мишке или Дениске.

    - Почему именно к нему решил обратиться?

Литературное чтение –  прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ – Мы  учим их – они учат нас.

-Чему учимся на уроках литературного чтения  - С чего начнём урок?

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча»,  "Пушинка», « Цветок».

2. Подготовительная работа.

- Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?

- Кто он может быть по профессии?

- Это портрет Валентина Берестова.

- Какой раздел мы изучаем?    («Хочу все знать»).

- Мы уже читали некоторые произведения из данного раздела. О ком или о чем они?

- В этот раздел включено и произведение В. Берестова. Как вы думаете, почему?

- О ком он писал? Зная автора, мы можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся  (сказка, рассказ).

Записываю на доске предположения.

- О ком или о чем будет произведение?

Записываю на доске предположения.

 

1 этап: Работа с текстом до чтения (антиципация).

Расту червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Но снова весной я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю. – Кто это?

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН (фрагмент видеофильма).

- Определите, сколько и какие этапы проходит в своей жизни бабочка?

- Разделите загадку на части в соответствии с этими этапами (гусеница, куколка, бабочка).

- Прочитайте, как  В. Берестов назвал свое произведение.

 - Предположите, о ком или о чем будет это произведение?

- Попробуйте закончить фразу, вставив подходящее по смыслу слово (честное гусеничное слово).

- Когда мы даем честное слово?  (Когда что-то обещаем выполнить, клянемся).

- Кто мог сказать честное гусеничное слово?

- Как будут развиваться события?

Высказывания детей записываются на доске.

 

«Стратегия ключевых слов»Фразы на доске:

До чего я хороша!

Жаль, что никто этого не замечает

Какая гадость!

Ах, так! Тогда я даю честное гусеничное слово

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»

- Кто будет героем произведения?

- Предположите, как могут развиваться события дальше.

Работа в «четверках». Один человек из группы озвучивает прогноз.

 

Постановка задачи: Чтобы проверить и уточнить ваши предположения, мы должны провести «диалог с автором» через текст, созданный им.

Слушание сказки.

 

2 этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из ваших предположений.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

 

«Чтение вслух с остановками»

После прочтения каждого абзаца задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

- Чему радовалась гусеница?  (Она считала себя очень красивой и радовалась этому).

- А вы согласны с ее мнением? Какая она?(Плоская рожица, мохнатая спинка с двумя золотыми полосками).

- О чем сожалела гусеница?    (Она сожалела, что ее никто не видит).

НО ОДНАЖДЫ ЕЙ ПОВЕЗЛО… В чем ей повезло?  (Наконец-то ее увидят, заметят).

- Что ожидала гусеница?  (Ожидала услышать слова восхищения).

- Что же могла сказать девочка? Эти ли слова ожидала услышать Гусеница?   (Оказывается, девочка не смогла рассмотреть красоту гусеницы – больше меня не увидят).

- Так как же закончила фразу Гусеница? Почему она дала такую клятву?  (Гусеница решила не попадаться на глаза – и стала ею обматываться).

- Ребята, представьте себе, как обматывалась Гусеница (сделала кокон).

Словарная работа  ( по ходу чтения):

- Что такое кокон? Кокон - оболочка, в которой гусеница превращается в куколку. 

- Легко ли было сделать кокон?   (Совершенно замоталась).

- Как вы понимаете значение слова «замоталась»? Оказывается, у этого слова несколько значений  (Очень трудно сделать кокон.Устала, утомилась и замотала себя шелковой ниткой: она могла это слово употребить и в прямом значении и в переносном смысле.)

- Почему у нее чесалась спина? Предположите, как она могла почесать спинку  (Начали расти крылья. О стенки кокона.)

- Представьте себе, как это можно «падать не вверх, а вниз»?  (Она не падала, а поднималась на крыльях).

- Расскажите, как она выбралась из кокона.

- Что испытала Гусеница, увидев ту же самую девочку? Почему? Что она ожидала услышать?   (Она испугалась, что не сдержала слово.Ожидала, что над ней посмеются).

 

Физминутка

Мы шагаем пестрым лугом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

- Как нужно прочитать слова девочки?

 

- Прежде чем читать, определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстрый или медленный

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

- Почему девочка восхищалась бывшей Гусеницей?(Девочка видела Бабочку).

- Почему Гусеница сказала: «Вот и верь людям»?    (Она не поняла, почему сначала о ней сказали «гадость», а теперь восхищаются).

- Что такое? Чему удивилась Гусеница?   (Она изменилась и не узнала себя).

- Какой увидела Гусеница себя в капле росы? Прочитайте.

 

Прочитайте про себя до конца, найдите ответ на вопрос:

- О чем вы узнали из этого произведения?      ( О том, как Гусеница превратилась в бабочку).

- А что еще вы поняли?  ( О том, что не всегда можно сразу разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса).

 

3 этап: Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.

(Написано в прозе, небольшое по объему, описываются реальные события, но гусеница умеет разговаривать, обладает голосом, характером).

 

Проблемный  вопрос: - Как вы считаете, какова главная мысль сказки?

(Природа способна творить чудеса).

Знакомство с автором.

Берестов Валентин Дмитриевич, родился в 1928, умер в 1998году. Стихи, проза, сама жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко всему окружающему миру. В своих стихотворениях Берестов смотрит на мир глазами детей, поэтому его произведения близки и понятны всем.

 

Творческая работа. Самостоятельное моделирование обложки.

6.Подведение итогов урока.

- Сказка В.Берестова напоминает по идее одну из сказок Х.-К.Андерсена. Какую? 

 (« Гадкий утенок»).

- Чему вас научил рассказ? Какова его главная мысль?

- Для чего нужна людям красота? Что она может?  (Она восхищает, радует, поднимает настроение).

- Назовите, что в окружающем мире вам кажется красивым.  (Как распускаются листья, восход и закат солнца, радуга).

- Как нужно относиться к окружающему миру?   (Нужно беречь и охранять природу). 

Берегите землю. Берегите. Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! 7.Задание на дом: всем перечитать сказку; на выбор написать письмо-совет девочке; выписать ключевые слова сказки и подготовить краткий пересказ; смоделировать обложку к сказке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!