Дата
Класс8
Урок по теме: «Оксиды»
Цель: - сформировать представление о классе бинарных соединений оксидах, их составе, номенклатуре, свойствах и получении.
Задачи
Educational/Образовательная/Білімдік:
- закрепить понятие «оксиды»; изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их;
- познакомить с классификацией оксидов; ввести понятия «основный оксид», «кислотный оксид», «амфотерный оксид», «солеобразующий и несолеобразующий оксиды»;
- познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов;
- познакомить учащихся с основными способами получения оксидов;
- расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.
Developing/Развивающая/Дамытушылық:
- формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы;
- формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами веществ;
Bringing–up/Воспитательная/Тәрбиелік:
- формирование коммуникативных качеств обучающихся;
- формирование самостоятельности, познавательного интереса, ценностного отношения к химии как науке и учебному предмету;
Основные понятия: оксиды, основные, кислотные, амфотерные, солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
Ход урока:
1 этап: Организационный момент ( 3 минут)
Good afternoon, children. How are you? I am glad to see you.бүгін нешенші?А сейчас я предлагаю вам начать наш урок с подарков. У меня на столе лежат шарики на каждом шарике напиман комплимент, который вы должны подарить своему однокласснику.
Дефиз урока Можно химию не знать, Но прожить без неё Сегодня и завтра нельзя.»
Ф.Бэкон
2. Актуализация опорных знаний (проверка д,3) (8минут)
Шляпа
2. Создание проблемной ситуации (2 мин.)
(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)
На моем столе представлена коллекция предметов из различных веществ: глиняная ваза, бутылка с газированной водой, стакан с водой.
-Почему предметы собраны вместе?
-Что их объединяет с химической точки зрения?
Правильно- Эти вещества являются сложными по составу.
3. Этап целеполагания на уроке (3 мин.) (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)
Давайте попробуем постановить цель нашего с вами урока. - Подсказка. Обратите внимание на оборудование на ваших столах(коллекции). Какие вещества мы будем изучать на уроке?
Правильно - это оксиды, тема нашего урока "Оксиды"
К веществам из коллекции вернемся позже.
Скажите , ребята, что вы ожидаете от данного урока?
Чего опасаетесь?
Подведем итог. Целью нашего с вами урока является: узнать что такое оксиды, как правильно их называть, рассмотреть классификацию, состав и строение
4. Этап «Открытие нового знания» (3 мин.)
Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на: простые и сложные.
- Вспомните, какие вещества называются простыми?
(Ответ). Простыми – называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента.
- Хорошо. Приведите примеры таких веществ?
(Ответ). O2, H2, Fe, Cu, Al и т.д.
- Молодцы. А какие вещества называются сложными?
(Ответ). Сложными – называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.
- Приведите, пожалуйста, примеры таких веществ?
(Ответ). H2O, CO2, NaCl, сахар и т.д.
5.Изучение нового материала(15мин)
План изложения материала:
Понятие – оксиды.
Классификация оксидов.
Номенклатура оксидов.
Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов.
Основные способы получения оксидов.
Значение оксидов в природе и жизни человека
Теперь попробуем сформулировать определение оксидов, ответив на 2 вопроса.
а) Оксиды сложные вещества?
б) сколько элементов в составе оксидов? ?
Оксиды – это
Су
Оксид деген не?
қышқыл
Тұз
oxygen
The main elements of oxide is ….
hydrogen
carbon
Общая формула оксидов
И их общая формула : ЭnOm
Работа в группах. Отвечаем на вопросы устно
2) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: Na2CO3 –карбонат натрия, H2SO4 –серная кислота, KOH- гидроксид калия. Почему?
3) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: NaF –фторид натрия, MgS- сульфид магния? Почему? .
Классифицировать оксиды можно:.
1.По агрегатному состоянию:
Твердые (Pb3O4, SiO2, Cr2O3)
Жидкие (Н2О)
Газообразные (CO2, CO)
2.По составу:
1.ОснОвные оксиды
Оксиды с общей формулой: МеО, если у Ме валентность I или II
Например:
I II II I
К2O, FeO, CrO, Mn2O
Кислотные оксиды
Оксиды с общей формулой: МеО или неМеО, если у Ме или неМе валентность от
IV и более
Например:
VII VI V VII
Сl2O7, CrO3, P2O5, Mn2O7
Амфотерные оксиды
Оксиды с общей формулой Ме2О3, если у Ме валентность III
Например:
III III III
Fe2O3, Al2O3, Cr2O3
Название оксида | Молекулярная формула |
Оксид серы(VI) | |
| N2O5 |
Оксид углерода(IV) | |
| AL2O3 |
Оксид натрия | |
| Mn2O7 |
3) Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов.
- Н2О - вода - оксид водорода
- Al2О3- оксид алюминия - глинозём
- SiO2 - кварц, кремнезём, речной песок, яшма – оксид кремния
- СаО - оксид кальция - негашеная известь
- MnO2 - оксид марганца (IV) - пиролюзит
- MgO - оксид магния - жженая магнезия
- Fe2O3 - оксид железа (III) - красный железняк (гематит)
Те оксиды, с которыми вы познакомились используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы.
4) Составьте формулы названных в тексте оксидов (работа с текстом в группе, самоконтроль по шаблону)
В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.
Ответ: оксид алюминия - Al2O3, оксид кремния - SiO2, оксид железа (III) - Fe2O3, оксид водорода - Н2О, оксид углерода (IV) - СО2, оксид серы (IV) - SO2, оксид азота (II) – NO, оксид азота (IV) - NO2
Способы получения оксидов
- Как вы думаете, как можно получить оксиды?
Оксиды получают двумя способами.
Физические свойства оксидов
- Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?
(Ответ). Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное.
Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха.
- При взаимодействии чего образуется основание?
- В каких случаях продуктами реакции является соль и вода?
- При взаимодействии чего образуется кислота?
Значение оксидов в природе и жизни человека
V.Домашнее задание: § 30, упр.1,упр.2 (4, 7, 10 –уравнения).
Значение оксидов в природе и жизни человека
8