СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В детской. Игры и игрушки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"В детской. Игры и игрушки"»

Разработка урока музыки по теме "В детской. Игры и игрушки". Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. 3-й класс

Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речетатива.

  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.

  • Развивающие:

    • умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;

    • осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского и П.Чайковского;

    • передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)

    • освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.

    • формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы».

Методы: интерактивный (учитель – ученик) и с помощью медиапроектора, метод междисциплинарных взаимодействий, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

Вид урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование и наглядный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано, портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского, презентация.

Ход урока

Организационный момент. Презентация. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята (поет поступенно восходящую мелодию, в ре мажоре в объеме квинты).

Дети: Здравствуйте (поют нисходящую мелодию, построенную на звуках тонического трезвучия в ре мажоре).

Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 2.

Учитель: Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?

Дети: В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.

Учитель: А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами?

Дети: “Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской. Игры и игрушки”.

Дети: рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка.

3 этап. Изучение нового материала. Презентация. Слайд 3

Учитель: Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”.

(Презентация. Слайд 4) В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? Презентация. Слайд 5.

Дети: Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

Учитель: Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка. Презентация. Слайд 6.

Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”). на слайде 6

Учитель: Выберите слова, которыми можно охарактеризовать это произведение. Презентация Слайд 7

Учитель: Сколько исполнителей?

Дети: Один.

Учитель: Сколько действующих лиц в песне и кто они?

Дети: Двое: няня и малыш.

Учитель: Кто главный рассказчик?

Дети: Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

Учитель: А образы скольких сказок раскрываются в песне?

Дети: Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

Учитель: О ком идет речь в первой сказке?

Дети: О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

Учитель: О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

Дети: Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”

Учитель: Интонации какого характера преобладают в начале песни?

Дети: спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

Учитель: Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).

Учитель: Что происходит с голосом, с интонацией?

Дети: Голос повышается, затем понижается.

Дети: Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Учитель: Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом. Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.

Учитель: Когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

Дети: Да, она становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится.

Учитель: А меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

Дети: Она звучит весело, ярко и смешно.

Учитель: Какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

Дети: Веселую, “ту, смешную-то”.

Учитель: Вот так автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. Презентация. Слайд 8.

Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”Слайд 9)

Учитель: (Слайд 10) Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

Дети: Беспокойство, волнение, тревогу.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Дети: Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

Учитель: Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?

Дети: О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

Дети: В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Учитель: В чем различие?

Дети: Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Учитель: Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Презентация. Слайд 11-12

Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? 

Дети: В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню.

Учитель: Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

Дети: Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

Учитель: Кому подражает девочка?

Дети: Своей маме, няне.

Учитель: Сразу ли “засыпает” Тяпа?

Дети: Нет, она не слушается.

Учитель: Что тогда делает девочка?

Дети: Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”

Учитель: При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?

Дети: Нет.

Учитель: Как ведет себя девочка?

Дети: Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.

Учитель: Как звучит в этот момент музыка?

Дети: Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.

Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

Дети: Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей). Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский.

Учитель: (Слайд 13) Продолжаем дальше. Посмотрите видеофрагмент и внимательно вслушайтесь в музыку, которая там звучит. Скажите её название и композитора, сочинившего её. Звучит фрагмент из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Ученики: «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский.

Слайд 14. Иллюстрации к «Детскому альбому» П.И. Чайковского.

Учитель: Правильно. Мы не в первый раз говорим о «Детском альбоме» П.И. Чайковского, несколько пьес уже вам знакомы. П.И. Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».

«Детский альбом» П.И. Чайковского включает в себя 24 пьесы и делится на несколько частей: утренний цикл «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама».

Учитель: Слайд 15. Послушайте пьесу и своими движениями покажите персонажа музыки.

Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского. Дети «скачут» на лошадке.

Учитель: Правильно. Вы прослушали пьесу «Игра в лошадки». Скажите с помощью, каких музыкальных средств композитор показал нам игру в лошадки.

Ученики: Быстрый темп, мажорный лад, громкая музыка, стремительный ритм, интонация скачки на лошади.

Слайд 16. Иллюстрации к «Детскому альбому» П.И. Чайковского.

Учитель: Хорошо, продолжим. В дневной цикл пьес входят «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла». Слайд 17 Посмотрите видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

Ученики смотрят видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

Учитель: Какой характер у музыки? Какие интонации вы услышали?

Ученики: Характер музыки спокойный, грустный, тревожный, обеспокоенный. Услышали интонации плача, печали, грусти.

Развязка.

Учитель: Слайд 18. Вопрос

Сегодня на уроке вы ближе познакомились с персонажами музыкальный произведений «Детская» М.П. Мусоргского и «Детского альбома» П.И. Чайковского, вы прочувствовали их радости и печали, услышали интересные сказки. Подумайте в чём сходство или различие этих двух музыкальных произведений?

Ученики: Сходство двух музыкальных произведений в том, что они написаны для детей, в них изображены дети. Различие в том, что М. Мусоргский писал песни, а П. Чайковский написал музыкальные пьесы, «Детский альбом» П. Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» М. Мусоргского состоит всего из 7песен.

Слайд 19. Проверим вашу внимательность!

Учитель: Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность на уроке и проведём небольшой опрос по теме. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Готовы?

Учитель задаёт вопросы ученикам, читая слайды.

Слайд 20. Вопросы: Назовите имя композитора, изображенного на слайде.

Скажите названия вокального цикла М.П. Мусоргского и сборника пьес П.И. Чайковского.

Слайд 21. Задания: Послушайте и назовите, какой композитор написал пьесу («С куклой» М.П. Мусоргского). Послушайте и назовите, какой композитор написал пьесу («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского).

Послесловие.

Учитель: Молодцы, по вашим ответам я поняла, что вы внимательно слушали меня на уроке и много нового узнали о творчестве П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. Как вы думаете, мы с вами решили поставленные на уроке задачи?

Ученики: Да.

Учитель: Ребята, дома представьте себя художниками и нарисуйте картину из прослушанных пьес сегодня на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!