Тема: В.Драгунский «Друг детства»
Цели:
1) Способствовать ознакомлению учащихся с биографией и произведением В.Драгунский «Друг детства»
2)содествовать развитию эмоциональной сферы учащихся, памяти, логического мышления, навыка анализа текста;
3)Создать условия для воспитания интереса к чтению,чувства такта.
Методическое обеспечение: карточки с текстом, аудиозапись рассказа «Друг детства»,иллюстрации с изображением портрета писателя; муз. видеозапись для физкультминутки.
План урока :
1.Организация начала урока:
2. Проверка домашнего задания:
3. Речевая разминка:
1.3 Артикуляционная гимнастика.
2.3 Дыхательная разминка. Упражнение «Пчёлка»
3.3 Речевая разминка
4. Подготовка к восприятию материала.
1.4 Биографические сведения о В. Драгунском.
2.4 Беседа о дружбе
5.Сообщение темы и целей урока:
6.Первичное чтение текста
(Прослушивание аудиозаписи)
7. Проверка первичного восприятия текста
Проведение физкультминутки
8. Повторное чтение текста:
9. Анализ текста
10. Итог урока. Рефлексия.
11. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организация начала урока:
— Давайте возьмемся за руки. Мы — одна семья, одно целое. Давайте изобразим, как бьется наше общее сердце: удар — шаг вперед, еще удар — шаг назад.
Давайте будем Как ветер — с морем,
Дружить друг с другом Трава — с дождями,
Как птица — с небом, Как дружит солнце
Как поле — с плугом. Со всеми нами!
И. Мазнин
2. Проверка домашнего задания:
- Какое домашнее задание вы готовили?
(чтение стихотворения)
3. Речевая разминка:
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Пчелка»
— Над цветочной клумбой летает, кружится пчелка. Она перелетает с цветка на цветок, присядет на секунду, помолчит, а потом, напившись сладкого цветочного нектара, продолжает полет. Звуком [ж] передайте ее гудение.
3. Речевая разминка.
— Прочитайте слова молча. Вслух произносите только названия диких животных: лось, гусь, волк, конь, барсук, енот, лиса, лошадь, уж, ежик, овца, петух, змея, корова, утка, муравей.
4.Сообщение темы и целей урока:
-Сегодня на уроке мы прочитаем произведение Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства»
5. Подготовка к восприятию материала.
- А у тебя есть друг? Кто?
- Объясни, как ты понимаешь кто такой друг?
(Кому можно доверить тайну, попросить о помощи)
- Давайте посмотрим, как в толковом словаре объясняется лексическое значение слова друг.
Биографические сведения о В.Драгунском
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в американском городе Нью-Йорке, где его родители получали образование. После рождения сына семья вернулась в Россию. Его детство и юность пришлись на трудные годы. В 16 лет начал работать на заводе токарем, работал лодочником – перевозил пассажиров на лодке через Москву –реку.
Но мечтал он о театре, цирке. Его желание было веселить и радовать людей. Его желание сбылось. Он стал актером. Очень любил выступать перед детьми. Его долго уговаривали, чтобы произведения, с которыми выступал со сцен перед детьми – он писал в книгах. И только когда ему исполнилось 50 лет –стали выходить его книги. Умер 6 мая 1972 года в Москве.
6.Первичное чтение текста:
- Обратите внимание на выставку книг в произведениях В.Ю. Драгунского.
Вспомните, какие рассказы Виктора Драгунского вам уже знакомы?
(«Он живой и светитьcя», «Заколдованная буква», «Англичанин Павел»)
В большинстве его произведений рассказ ведется от лица ребенка Дениски Кораблева - младшего сына писателя. Разные случаи происходили с главным героем: и с вышки он прыгал в воду, и на сцене выступал, и в армию вместе с папой попадал. Теперь Дениска Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги. А Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
При чтении данного произведения встретятся трудные слова и словосочетания. Давайте потренируемся в их чтении.
-Будьте внимательны,чтобы потом ответить на мои вопросы
7. Проверка первичного восприятия текста:
- Объясните, как ты понимаешь значение слов, которые даны на экране. Прочитай.
Приспичило – захотелось
Игрушечный утиль – старые, ненужные вещи
Астроном – ученый , изучающий космос.
Картуз- Мужской головной убор с козырьком и околышем.
Ален Бомбар-Французский врач, биолог, путешественник и политик. В 1952 году - в качестве научного опыта и акции по пропаганде разработанных им методов выживания для потерпевших кораблекрушение в открытом море - в одиночку пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 2375 морских миль за 65 дней. В пути питался пойманной рыбой и планктоном. .
-Вас заинтересовало рассказ?
-Какое у вас настроение?
- Какие слова были непонятными?
— Какой это рассказ: веселый или грустный?
От чего имени ведется рассказ? (от имени мальчика)
- Назовите героев произведения? (мама, папа, мишка, мальчик Дениска)
- Что ты испытал при чтении рассказа?
- Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания встретились в тексте?
(повествовательные, восклицательные).
- А по интонации? (восклицательные)
-Давайте немного отдохнём и прочитаем произведение ещё раз
Проведение физкультминутки
8. Повторное чтение текста:
-При чтении текста соблюдай интонации, читай выразительно. Представь себя на месте Дениски, прочитай рассказ так, чтобы было понятно какие чувства он испытывал.
а) чтение молча (про себя): найти описания чудес;
б) чтение «цепочкой» по одному предложению.
(Комбинированное чтение)
-А сейчас давайте прочитаем произведение ещё раз. Будем читать по 1 предложению.
9. Анализ текста:
Чтение 1 части
- О чем не знал Дениска в 6 или 6,5 лет?
(кем он будет на этом свете)
- Как относился мальчик ко всем окружающим его людям и их работе?
(люди вокруг нравились и все работы тоже)
Найди в тексте предложение и прочитай.
- Кем в детстве мечтал стать Дениска?
(астрономом, капитаном дальнего плавания, боксером)
- Почему мальчик так часто менял свои будущие профессии?
(он был маленький, его привлекали разные профессии, он не мог определиться, что ему больше нравится)
- Как ты думаешь, чем привлекала его профессия астроном?
(он хотел наблюдать за звездами)
- Чем интересной для него казалась профессия капитана дальнего плавания?
(много путешествовать, повидать разные страны)
- А профессия боксера?
(чтобы быть сильным, ловким, крепким – защищать себя)
- Зачем Дениске понадобилась обыкновенная кожаная боксерская груша?
(тренироваться, отрабатывать удар)
Чтение 2 части
- Продолжаем читать…
Вопросы:
- С какой просьбой обратился мальчик к папе?
Зачитай.
- Как папа отнесся к просьбе сына?
(с усмешкой, насмешливо)
- Какие чувства испытывал Дениска при ответе папы?
(неприятное ощущение, обиду, досаду, разочарование)
Чтение 3 части
- Продолжаем читать
- Что необычного заметила мама в поведении мальчика?
(Дениска обиделся на папу)
- Какой выход нашла мама из этой ситуации?
(она вытащила из-под дивана большую плетеную корзину)
- Что лежало в этой корзине? Найди подтверждение словами из текста
- Почему мама долго копалась в старых игрушках?
(искала здоровущего плюшевого мишку)
- Почему она решила, что именно Мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?
Прочитайте используя слова текста
(«Живот какой толстый. Ишь как выкатил»)
- Как отреагировал Дениска на мамину идею?
(обрадовался)
- Для чего же понадобился мальчику Мишка?
Докажи свое мнение словами из текста
(тренироваться, развивать силу удара)
Чтение 4 части
- Давайте составим словесный портрет Мишки, используя слова текста
Найдите слова в тексте, которыми автор описывает игрушку. Зачитайте.
ЗДОРОВУЩИЙ ПЛЮШЕВЫЙ ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА
РАЗНЫЕ ГЛАЗА ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА
БАРХАТНЫЕ ТВЕРДЫЕ УШКИ
ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ
- Как вы понимаете слово облезлый?
(старый, не пушистый, возможно не новый с дырочками, изменился цвет)
- А дома используя словесный портрет нарисуй Мишку
- Какие строки рассказа говорят о том, что малышу был дорог Мишка?
(не расставался, сажал рядом обедать, кормил с ложечки манной кашей, укладывал с собой спать)
- Как Дениска относился к Мишке?
(как лучшему другу, младшему братишке)
- Прочитайте, какие мысли возникали у Дениски глядя на Мишку?
(вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара)
- Кем считал мальчик мишку?
(бывшим, самым лучшим другом, настоящим другом детства)
Прочитайте. Какое название подходит к этой части
Чтение 5 части
- Прочитайте рассказ до конца самостоятельно
- Почему Дениска чуть не заплакал?
(ему стало стыдно за себя. Ведь он хотел бить своего самого лучшего друга, настоящего друга детства)
10. Итог урока. Рефлексия.
— Какие трудности вы испытали на уроке?
— С каким настроением вы закапчиваете урок?
Как бы ты оценил свою работу на уроке
Очень старался
Многое получилось
Возникали трудности при анализе рассказа
Только работал на уроке
Внимательно слушал
-Дружбой надо дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит.
11. Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа
По опорным словам нарисовать медведя
-До новых встреч!