СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Драгунский «Друг детства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1)  Способствовать ознакомлению учащихся с биографией и произведением В.Драгунский «Друг детства»

2)содествовать развитию эмоциональной сферы учащихся, памяти, логического мышления, навыка анализа текста;

3)Создать условия для  воспитания интереса к чтению,чувства такта.

Методическое обеспечение:  карточки с текстом, аудиозапись рассказа «Друг детства»,иллюстрации с изображением портрета писателя; муз. видеозапись для физкультминутки.

Просмотр содержимого документа
«В.Драгунский «Друг детства»»

Тема: В.Драгунский «Друг детства»

Цели:

1) Способствовать ознакомлению учащихся с биографией и произведением В.Драгунский «Друг детства»

2)содествовать развитию эмоциональной сферы учащихся, памяти, логического мышления, навыка анализа текста;

3)Создать условия для воспитания интереса к чтению,чувства такта.

Методическое обеспечение: карточки с текстом, аудиозапись рассказа «Друг детства»,иллюстрации с изображением портрета писателя; муз. видеозапись для физкультминутки.



План урока :

1.Организация начала урока:

2. Проверка домашнего задания:

3. Речевая разминка:

1.3 Артикуляционная гимнастика.

2.3 Дыхательная разминка. Упражнение «Пчёлка»

3.3 Речевая разминка 

4. Подготовка к восприятию материала.

1.4 Биографические сведения о В. Драгунском.

2.4 Беседа о дружбе

5.Сообщение темы и целей урока:

6.Первичное чтение текста

(Прослушивание аудиозаписи)

7. Проверка первичного восприятия текста

Проведение физкультминутки

8. Повторное чтение текста:

9. Анализ текста

10. Итог урока. Рефлексия.

11. Домашнее задание.



















Ход урока:

1.Организация начала урока:

— Давайте возьмемся за руки. Мы — одна семья, одно целое. Давайте изобразим, как бьется наше общее сердце: удар — шаг вперед, еще удар — шаг назад.

Давайте будем Как ветер — с морем,

Дружить друг с другом Трава — с дождями,

Как птица — с небом, Как дружит солнце

Как поле — с плугом. Со всеми нами!

И. Мазнин

2. Проверка домашнего задания:

- Какое домашнее задание вы готовили?

(чтение стихотворения)

3. Речевая разминка:

1. Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Пчелка»

— Над цветочной клумбой летает, кружится пчелка. Она перелетает с цветка на цветок, присядет на секунду, помолчит, а потом, напившись сладкого цветочного нектара, продолжает полет. Звуком [ж] передайте ее гудение.

3. Речевая разминка.

— Прочитайте слова молча. Вслух произносите только назва­ния диких животных: лось, гусь, волк, конь, барсук, енот, лиса, лошадь, уж, ежик, овца, петух, змея, корова, утка, муравей.

4.Сообщение темы и целей урока:

-Сегодня на уроке мы прочитаем произведение Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства»

5. Подготовка к восприятию материала.

- А у тебя есть друг? Кто?

- Объясни, как ты понимаешь кто такой друг?

(Кому можно доверить тайну, попросить о помощи)

- Давайте посмотрим, как в толковом словаре объясняется лексическое значение слова друг.

    1. Биографические сведения о В.Драгунском

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в американском городе Нью-Йорке, где его родители получали образование. После рождения сына семья вернулась в Россию. Его детство и юность пришлись на трудные годы. В 16 лет начал работать на заводе токарем, работал лодочником – перевозил пассажиров на лодке через Москву –реку.

Но мечтал он о театре, цирке. Его желание было веселить и радовать людей. Его желание сбылось. Он стал актером. Очень любил выступать перед детьми. Его долго уговаривали, чтобы произведения, с которыми выступал со сцен перед детьми – он писал в книгах. И только когда ему исполнилось 50 лет –стали выходить его книги. Умер 6 мая 1972 года в Москве.

6.Первичное чтение текста:

- Обратите внимание на выставку книг в произведениях В.Ю. Драгунского.

Вспомните, какие рассказы Виктора Драгунского вам уже знакомы?

(«Он живой и светитьcя», «Заколдованная буква», «Англичанин Павел»)

В большинстве его произведений рассказ ведется от лица ребенка Дениски Кораблева - младшего сына писателя. Разные случаи происходили с главным героем: и с вышки он прыгал в воду, и на сцене выступал, и в армию вместе с папой попадал. Теперь Дениска Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги. А Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

При чтении данного произведения встретятся трудные слова и словосочетания. Давайте потренируемся в их чтении.

-Будьте внимательны,чтобы потом ответить на мои вопросы

7. Проверка первичного восприятия текста:

- Объясните, как ты понимаешь значение слов, которые даны на экране. Прочитай.

Приспичило – захотелось

Игрушечный утиль – старые, ненужные вещи

Астроном – ученый , изучающий космос.

Картуз- Мужской головной убор с козырьком и околышем.

Ален Бомбар-Французский врач, биолог, путешественник и политик. В 1952 году - в качестве научного опыта и акции по пропаганде разработанных им методов выживания для потерпевших кораблекрушение в открытом море - в одиночку пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 2375 морских миль за 65 дней. В пути питался пойманной рыбой и планктоном. .

-Вас заинтересовало рассказ?

-Какое у вас настроение?

- Какие слова были непонятными?

— Какой это рассказ: веселый или грустный?

 От чего имени ведется рассказ? (от имени мальчика)

- Назовите героев произведения? (мама, папа, мишка, мальчик Дениска)

- Что ты испытал при чтении рассказа?

- Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания встретились в тексте?

(повествовательные, восклицательные).

- А по интонации? (восклицательные)

-Давайте немного отдохнём и прочитаем произведение ещё раз

Проведение физкультминутки

8. Повторное чтение текста:

-При чтении текста соблюдай интонации, читай выразительно. Представь себя на месте Дениски, прочитай рассказ так, чтобы было понятно какие чувства он испытывал.

а) чтение молча (про себя): найти описания чудес;

б) чтение «цепочкой» по одному предложению.

(Комбинированное чтение)

-А сейчас давайте прочитаем произведение ещё раз. Будем читать по 1 предложению.

9. Анализ текста:

Чтение 1 части

- О чем не знал Дениска в 6 или 6,5 лет?

(кем он будет на этом свете)

- Как относился мальчик ко всем окружающим его людям и их работе?

(люди вокруг нравились и все работы тоже)

Найди в тексте предложение и прочитай.

- Кем в детстве мечтал стать Дениска?

(астрономом, капитаном дальнего плавания, боксером)

- Почему мальчик так часто менял свои будущие профессии?

(он был маленький, его привлекали разные профессии, он не мог определиться, что ему больше нравится)

- Как ты думаешь, чем привлекала его профессия астроном?

(он хотел наблюдать за звездами)

- Чем интересной для него казалась профессия капитана дальнего плавания?

(много путешествовать, повидать разные страны)

- А профессия боксера?

(чтобы быть сильным, ловким, крепким – защищать себя)

- Зачем Дениске понадобилась обыкновенная кожаная боксерская груша?

(тренироваться, отрабатывать удар)

Чтение 2 части

- Продолжаем читать…

Вопросы:

- С какой просьбой обратился мальчик к папе?

Зачитай.

- Как папа отнесся к просьбе сына?

(с усмешкой, насмешливо)

- Какие чувства испытывал Дениска при ответе папы?

(неприятное ощущение, обиду, досаду, разочарование)

Чтение 3 части

- Продолжаем читать

- Что необычного заметила мама в поведении мальчика?

(Дениска обиделся на папу)

- Какой выход нашла мама из этой ситуации?

(она вытащила из-под дивана большую плетеную корзину)

- Что лежало в этой корзине? Найди подтверждение словами из текста

- Почему мама долго копалась в старых игрушках?

(искала здоровущего плюшевого мишку)

- Почему она решила, что именно Мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?

Прочитайте используя слова текста

(«Живот какой толстый. Ишь как выкатил»)

- Как отреагировал Дениска на мамину идею?

(обрадовался)

- Для чего же понадобился мальчику Мишка?

Докажи свое мнение словами из текста

(тренироваться, развивать силу удара)

Чтение 4 части

- Давайте составим словесный портрет Мишки, используя слова текста

Найдите слова в тексте, которыми автор описывает игрушку. Зачитайте.

ЗДОРОВУЩИЙ ПЛЮШЕВЫЙ ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА

РАЗНЫЕ ГЛАЗА ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА

БАРХАТНЫЕ ТВЕРДЫЕ УШКИ

ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ


- Как вы понимаете слово облезлый?

(старый, не пушистый, возможно не новый с дырочками, изменился цвет)

- А дома используя словесный портрет нарисуй Мишку

- Какие строки рассказа говорят о том, что малышу был дорог Мишка?

(не расставался, сажал рядом обедать, кормил с ложечки манной кашей, укладывал с собой спать)

- Как Дениска относился к Мишке?

(как лучшему другу, младшему братишке)

- Прочитайте, какие мысли возникали у Дениски глядя на Мишку?

(вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара)

- Кем считал мальчик мишку?

(бывшим, самым лучшим другом, настоящим другом детства)

Прочитайте. Какое название подходит к этой части

Чтение 5 части

- Прочитайте рассказ до конца самостоятельно

- Почему Дениска чуть не заплакал?

(ему стало стыдно за себя. Ведь он хотел бить своего самого лучшего друга, настоящего друга детства)

10. Итог урока. Рефлексия.

— Какие трудности вы испытали на уроке?

— С каким настроением вы закапчиваете урок?

Как бы ты оценил свою работу на уроке

Очень старался

Многое получилось

Возникали трудности при анализе рассказа

Только работал на уроке

Внимательно слушал

-Дружбой надо дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит.


11. Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение рассказа

  2. По опорным словам нарисовать медведя

-До новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!