СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В его словах душа народа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству А.Т. Твардовского

Просмотр содержимого документа
«"В его словах душа народа"»

МБОУ «Растегаевская ОШ»





«В его словах душа народа»



(Литературная композиция,

посвященная творчеству

А.Т.Твардовского.)







Выполнила:

Каравская Л.А.,

учитель русского языка и литературы









.









Вступление.

Жизнь Твардовского – неотъемлемая часть истории России. Твардовский – великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который в десятилетие лицемерия и обмана был народной совестью. Десять лет – все 1960-е годы – Твардовский, как Атлант, держал на своих плечах нашу литературу. Ценою жизни втащил в литературу Солженицына, твёрдо его поддерживал. Боролся с засилием лжелитературы. Боролся против цензуры, которую назвал пережиточным органом нашей литературы. 1960-е годы навсегда войдут в историю русской литературы как десятилетие Твардовского.

Он истинно трагический герой нашей литературы. Трагедия не там, где враг убивает врага, а там, где свой убивает своего. Где Твардовского убивает та идеология, которой он служил и от лица которой выступал. Он получал Ленинские и Государственные премии, а цензура запрещала его поэмы, его лирику, его журнал. 1960-е годы начались смертью лауреата Нобелевской премии Пастернака, который был затравлен до того, что заболел раком, от которого и умер. В середине десятилетия партийными функционерами и их прихвостнями в литературе был признан тунеядцем и сослан будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский; травля, через которую он прошёл, предопределила его раннюю смерть. А кончилось десятилетие необъявленным делом «Нового мира», которое привело к гибели Твардовского, который умер от инсульта и рака, так же затравленный партийными функционерами и их прихвостнями в литературе.

Русских поэтов бросали на растерзание чужеземной разъярённой толпе, убивали на дуэлях, вешали и расстреливали, ссылали и изгоняли из страны, гноили на каторге и в концлагерях, они слепли и замерзали, их морили голодной смертью, доводили до самоубийства – до петли и пули. Одной из самых изощрённых форм расправы над поэтом было публичное шельмование, надругательство над главным делом его жизни, травля его с улюлюканьем и издевательствами, со сворой специально натасканных псов. Вслед за Ахматовой, Пастернаком, Бродским подобное поношение выпало на долю Твардовского и свело его в могилу, при его могучем здоровье, в шестьдесят лет. Борьба шла не за социалистические идеалы, не за национальную самобытность. Шла извечная смертельная борьба невежественных завистливых бездарностей против великого творческого дара. Лжепатриоты, сделавшие из любви к родине профессию, истребляли главное достояние России – её таланты. Твардовский сказал однажды, что писатели различаются не по западническому или почвенническому мировоззрению, не по приверженности тоталитаризму или демократии, а по тому, читали они «Капитанскую дочку» Пушкина или не читали.



(На сцене 2 ведущих)

  1. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на «хуторе пустоши Столпово», относившемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой, многодетной семье крестьянина-кузнеца.

Он рано почувствовал и осознал своё призвание поэта и журналиста. Первые его стихи и корреспонденции были опубликованы в смоленских газетах, когда ему исполнилось 15 лет.

  1. После того, как в газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось стихотворение «Новая изба»:

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживём мы весною

Здесь на новый, советский лад…,

Твардовский, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М.В.Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь».

  1. Принял Исаковский его приветливо, отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал Твардовского, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А.Твардовского».

  2. В 1928 году Твардовский приехал в Смоленск, где долго не мог устроиться не только на учёбу, но даже на работу – по тем временам это было ещё нелегко, тем более, что специальности у него не было никакой. Он понимал незавидность такого положения, но и отступать было некуда, - в деревню он вернуться не мог, а молодость позволяла видеть впереди только хорошее.

  1. Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» М.Светлов напечатал стихи Твардовского и кто-то где-то отметил их в критике, он заявился в Москву.

  2. Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Его изредка печатали, зарабатывал он не намного больше, чем в Смоленске, жил по углам, койкам, слонялся по редакциям. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск.

  1. 11 лет творческой жизни на Смоленщине были периодом самостоятельного вхождения в жизнь, осознания Твардовским своего призвания поэта, мужания его высокого дара, формирования его личности.

  2. Здесь начало дружбы на всю жизнь с Исаковским, Македоновым, начало гонений, смертельно опасных политических обвинений, гласных и тайных доносов, ожесточенной травли со стороны оголтелых демагогов, бездарных завистников, которые в 1937 году подвели его вплотную к аресту, а в 1971 свели в могилу.

  1. 19 марта 1931 года семью, из которой вышел Твардовский , «раскулачили»: отняли дом и хозяйство, а родителей и детей вывезли в северное Зауралье. Узнав о беде, постигшей родных, Твардовский добился приёма у секретаря Западного обкома партии Румянцева, однако смягчить судьбу близких ему не удалось.

  2. Вскоре Румянцева самого постигла страшная участь: он был арестован как враг народа и погиб. С этого времени Твардовский стал особенно удобной мишенью для своих врагов.

  1. Для Твардовского незаживающей травмой была невозможность на протяжении пяти лет помочь близким, клеймо сына «кулака», которое с этого времени он носил, и тот факт, что даже по бесчеловечным правилам, установленным самими властями, семья его отца и он сам подверглись гонениям незаконно, так как семья его отца не могла считаться кулацкой (основным признаком кулацкого двора было применение наемного труда, а в хозяйстве Твардовского наёмный труд не применялся). Благодаря неимоверным усилиям, исключительной работоспособности Трифона Гордеевича и его безграничной преданности семье, Твардовские смогли выжить даже в невыносимых условиях ссылки. Через какое-то время им удалось перебраться из Зауралья в Русский Турек на реке Вятке. Туда к ним и приехал Александр в апреле 1936 года, а уже в июне с его помощью семья смогла вернуться в родные места, на Смоленщину.

  2. В 1932 году Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт. В 1934 году он оставил его «по собственному желанию». На решение повлияла общая обстановка в Смоленске, где – как и повсюду – шла яростная борьба с «недобитым классовым врагом», и Твардовский был уготован стать жертвой.

  1. Осенью 1936 года он поступил в Московский институт истории, философии и литературы.

  2. Зимой 1939/40 года военным корреспондентом участвовал в советско-финской войне.

  1. 22 июня 1941 застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная Армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий.

  2. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошёл по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга.

  1. Он делал всё, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: «писал очерки, стихи, фельетоны, песни, статьи…». Но главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Тёркин».

  2. В послевоенное время помимо поэтического творчества необычайно интенсивной и плодотворной была общественно-литературная деятельность Твардовского, которой он сам придавал огромное значение.

  1. В 1950-1954 годах, а затем с 1958 по 1970 год он был главным редактором журнала «Новый мир», последовательно отстаивая на этом посту принципы реалистического искусства.

  2. Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей – прозаиков и поэтов: Абрамова, Тендрякова, Солженицына, Жигулина, Прасолова и других. Очень интересными и содержательными при нём стали отделы литературной критики и публицистики.

  1. Вместе с тем его позиция и деятельность уже в начальную пору вызвали сопротивление со стороны руководства Союза писателей. Летом 1954 года он был впервые отстранён от руководства журналом за публикацию в нём ряда критических материалов.

  2. Во второй половине 60-х годов, особенно в последние годы жизни Твардовского, руководимый им журнал подвергался всё большим нападкам. В мае 1969 года Твардовскому было предложено уйти с поста главного редактора «по собственному желанию».

  1. Твардовский мужественно противостоял этой травле, хотя всё происходящее вокруг журнала не могло не сказаться на его здоровье. В начале 1970 года вышел последний подписанный им номер журнала, а в феврале был коренным образом изменён состав редколлегии, после чего Твардовский не мог не принять решения об уходе.

  2. Здоровье Твардовского ухудшалось. В сентябре 1970 года он был помещён в больницу с частичным параличом правой стороны. Вскоре выяснилось, что у него к тому же запущенный рак лёгкого…

  1. И всё же , несмотря на самые пессимистические медицинские прогнозы, он прожил ещё более года, не желая сдаваться смерти и мужественно сопротивляясь ей. До последних дней он сохранил ясное сознание, интерес к жизни. И вместе с тем он спокойно и твёрдо встретил неизбежное. Умер Твардовский 18 декабря 1971 года, а 21 декабря он был похоронен на Новодевичьем кладбище.



Творчество А.Т.Твардовского.

(Ведущие и чтецы)

  1. Александр Трифонович Твардовский – выдающийся русский поэт, любимый миллионами читателей в России и широко известный за рубежом. Очень разнообразна тематика произведений Твардовского: природа родной стороны, семья, люди смоленской деревни, война. В своих стихах он создал образы огромной впечатляющей силы.

  2. Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко замечает,

«Как после мартовских метелей,

Свежи, прозрачны и легки,

В апреле –

Вдруг порозовели по-вербному березняки»,

он слышит

«Невнятный говор или гомон

В вершинах сосен вековых»,

Жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далёкую пору детства.



Стихотворение «Весенний, утренний…»

Весенний, утренний, тоненький

Ледок натянуло сеткой,

Но каплет с каждой соломинки,

С каждой ветки.



Поёт по-зимнему улица,

Но свету — что летним днём.

И, как говорится, курица

Уже напилась под окном.



И звонкую, хрупкую,

Набравшись силы в ночи,

Чуть солнце — уже скорлупку

Проклюнули ручьи.



Весна сугробы подвинула,

Плотнее к земле примяв.

И зелень коры осиновой —

Предвестье зелени трав.



Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, упершись в берега.



Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка...

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка...



Стихотворение «Чуть зацветет иван-чай…»



Чуть зацветёт иван–чай, -

С этого самого цвета –

Раннее лето, прощай,

Здравствуй, полдневное лето.



Липа в ночной полумгле

Светит густой позолотой,

Дышит - как будто в дупле

Скрыты горячие соты.



От перестоя трава

Никнет в сухом оперенье.

Как жестяная, мертва

Тёмная зелень сирени.



Где–то уже позади

День равноденствие славит.

И не впервые дожди

В тёплой листве шепелявят.



Не пропускай, отмечай

Снова и снова на свете

Лёгкую эту печаль,

Убыли–прибыли эти.



Все их приветствуй с утра

Или под вечер с устатку...

Здравствуй, любая пора,

И проходи по порядку.



  1. Связанный со Смоленщиной памятью отчих мест, детства и ранней юности, годами жизни в Смоленске в пору литературного ученичества, Твардовский с особой любовью и нежностью писал о своей малой родине.

Стихотворение «Станция Починок».

За недолгий жизни срок,

Человек бывалый,

По стране своей дорог

Сделал я немало.



Под ее шатром большим,

Под широким небом

Ни один мне край чужим

И немилым не был.



Но случилося весной

Мне проехать мимо

Маленькой моей, глухой

Станции родимой.



И успел услышать я

В тишине минутной

Ровный посвист соловья

За оградкой смутной.



Он пропел мне свой привет

Ради встречи редкой,

Будто здесь шестнадцать лет

Ждал меня на ветке.



Счастлив я.

Отрадно мне

С мыслью жить любимой,

Что в родной моей стране

Есть мой край родимый.



И еще доволен я -

Пусть смешна причина,-

Что на свете есть моя

Станция Починок.



И глубоко сознаю,

Радуюсь открыто,

Что ничье в родном краю

Имя не забыто.



И хочу трудиться так,

Жизнью жить такою,

Чтоб далекий мой земляк

Мог гордиться мною.



И встречала бы меня,

Как родного сына,

Отдаленная моя

Станция Починок.

1936



  1. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому. Что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких полей, или, например. Запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца…»

Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Твардовский в «Автобиографии».

  1. В стихотворении «Матери» в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубоко сыновнее чувство, но и обострённый поэтический слух и зоркость, а главное – всё более крепнущее лирическое дарование поэта.

  2. Стихи эти отчётливо психологичны, в них как бы отраженно – в картинах природы, в приметах неотделимой от неё сельской жизни и быта – возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:

  1. И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по траве зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают.

  1. В 1965 году Твардовский проводил мать в последний путь. В этом же году создан цикл «Памяти матери».

В этих стихах он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни.

  1. В первом из четырёх стихотворений цикла «Памяти матери» звучит вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и, как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Это стихотворение может быть посвящено великому множеству матерей.



Стихотворение «Прощаемся мы с матерями» (из цикла «Памяти матери»).





Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока —

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога,



Когда нам платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвемся разлуке.



Разлука еще безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.



И карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.



А там — за невестками — внуки...

И вдруг назовет телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту старую бабушку мамой.

  1. Во многих стихах Твардовского глубоко проникновенно и с большой впечатляющей силой обнажается трагическое лицо войны. Такова небольшая, на первый взгляд, стихотворная зарисовка «Две строчки», пронизанная горькими воспоминаниями о предшествовавшей Великой Отечественной войне непродолжительной, но обернувшейся немалыми бессмысленными жертвами финской зимней кампании 1940 года.

  2. Эти вроде бы простые и непритязательные стихи отмечены глубокой исповедальностью, пронзительной болью за каждую так слепо и беспощадно оборванную человеческую жизнь.

Стихотворение «Две строчки».

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.



Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...



Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

  1. Жестокая память о войне и предвоенных испытаниях несёт в лирике Твардовского мощный заряд трагического гуманизма. Это качество отчётливо проявилось в одном из лучших стихотворений цикла «Стихи из записной книжки».

Стихотворение «Перед войной, как будто в знак беды…»



* * *

Перед войной, как будто в знак беды,

Чтоб легче не была, явившись в новости,

Морозами неслыханной суровости

Пожгло и уничтожило сады.



И тяжко было сердцу удрученному

Средь буйной видеть зелени иной

Торчащие по-зимнему, по-черному

Деревья, что не ожили весной.



Под их корой, как у бревна отхлупшею,

Виднелся мертвенный коричневый нагар.

И повсеместно избранные, лучшие

Постиг деревья гибельный удар...



Прошли года. Деревья умерщвленные

С нежданной силой ожили опять,

Живые ветки выдали, зеленые...



Прошла война. А ты все плачешь, мать.

  1. Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».

Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших.

  1. «Стихи эти, - отмечал сам автор, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу.

Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

  1. Эти слова сказаны Твардовским по поводу стихотворения «Я убит подо Ржевом», написанного от первого лица. Единство живых и павших, чувство безграничной любви к жизни, за которую погиб солдат, воспел Твардовский в этом стихотворении.



Стихотворение «Я убит подо Ржевом» (отрывки)

  1. День Победы поэт встретил в небольшом прусском городе Таплау. По воспоминаниям художника Ореста Верейского, было солнечно и жарко, все были взволнованы и необыкновенно радостны. На залитой солнцем улице горько плакал солдат, а подошедший к нему Твардовский, пытаясь успокоить, обнял его и что-то долго говорил, солдат же всё время повторял сквозь слёзы: «Сегодня люди перестали убивать друг друга…» А вечером гремел салют из всех видов оружия. Стреляли все, палили в светлое от разноцветных трасс небо из наганов, винтовок. Стрелял и Твардовский.

  2. А в 1948 году появилось стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Прославляя бессмертие, это стихотворение само его обрело.



Стихотворение «В тот день, когда окончилась война» (отрывки).

  1. Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского.

С новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема памяти и долга перед погибшими в написанных в 1966 году строках.



Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

  1. Своей трагической недосказанностью эти стихи ещё сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни.

  1. Кроме стихотворений Твардовским написано несколько поэм. 1931 год – поэма «Путь к социализму»; 1933 год – поэма «Вступление».

  2. Широкую известность принесла поэту написанная в середине 30-х годов «Страна Муравия» - поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелёгком пути в колхоз. В ней ярко проявился его самобытный талант. Ныне вполне очевидно двойственное восприятие событий коллективизации в поэме Твардовского.

  1. В первый же год войны была начата и по её окончанию завершена лирическая поэма «Дом у дороги».

«Тема её, - как отмечал сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».

  1. Поэма утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях.

  1. Новый этап в развитии страны и литературы ознаменовался в творчестве Твардовского созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью – даль», сатирической поэмы –сказки «Тёркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы «По праву памяти».

  2. За годы войны было написано немало лирических и лиро-эпических поэм, в числе которых «Зоя» Маргариты Алигер, «Сын» Павла Антокольского, «Ленинградская поэма» Ольги Бергольц и др. Но наиболее значительным поэтическим произведением военных лет по праву считается поэма А.Твардовского «Василий Тёркин».

  1. Эту книгу можно без преувеличения назвать поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны.

Василий Тёркин в поэме олицетворяет весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение русский национальный характер, его отличительные черты и качества.

  1. Впервые «Василий Тёркин» был опубликован в газете Западного фронта «Красноармейская правда». С тех пор и до конца войны главы поэмы по мере написания публиковались в этой газете. «С того времени как в печати появились первые главы «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте», - признавался Твардовский.

  1. На протяжении всей поэмы в образе Василия Тёркина последовательно раскрывается живой и убедительный характер русского человека. В герое Твардовского живёт естественная , как дыхание, любовь к Родине. Для него органичны верность своему гражданскому и воинскому долгу.



Инсценировка главы «Два солдата» из поэмы «Василий Тёркин».

  1. «Ни в Твардовские, ни в Есенины не назначают. Жизнь богаче оттого, что они есть, бедней, - когда их нет…

Жить посмертно тем, кто стремился не из жизни взять, а своё отдать людям…

Вмещая прошлое, такая жизнь длится в будущем, в ней особенно ощутима связь времён. Это и Твардовского судьба».



Стихотворение «На дне моей жизни…»

На дне моей жизни,

на самом донышке

Захочется мне

посидеть на солнышке,

На теплом пенушке.



И чтобы листва

красовалась палая

В наклонных лучах

недалекого вечера.

И пусть оно так,

что морока немалая -

Твой век целиком,

да об этом уж нечего.



Я думу свою

без помехи подслушаю,

Черту подведу

стариковскою палочкой:

Нет, все-таки нет,

ничего, что по случаю

Я здесь побывал

и отметился галочкой.

  1. Нет, поэт не просто «отметился галочкой». Его стихи помогали людям в дни войны выстоять и победить, а нам помогают понять и почувствовать, что мы – наследники великого народа и великой Победы.





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!