План-конспект урока русской литературы в 8 классе
_______________________
Тема: В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс»
Цель и задачи:
- создание условий для осмысления темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта;
- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий; помочь усвоить особенности жанра очерка;
- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем; психических свойств, таких как сочувствие, эмпатия;
- воспитывать чувство собственного достоинства, человечность, милосердие к людям, ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)
Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная
Оборудование: портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий; мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение
- Здравствуйте. Скажите, вы любите фантазировать? Представьте сейчас, что у вас в ладонях находится цветок добра. Представьте себе, как он выглядит, как он распускается в ваших руках, распространяет своё тепло. Поместите мысленно этот цветок в своё сердце. Пусть он согревает вас в течение всего дня.
- Сегодня мы поговорим о человеческих отношениях, о здоровье человека, которое складывается из многих составляющих. (Слайд 1) А поможет нам прочитанное дома произведение Владимира Галактионовича Короленко «Парадокс». Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.
- О чём же этот текст? (Ответы детей: о добре и зле; о счастье и несчастии; о здоровых людях и калеках (инвалидах); об отношении к инвалидам в обществе.)
2. Первичная актуализация знаний
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Владимира Галактионовича Короленко. Сейчас я предлагаю вам обратиться к таблице № 1 (раздаточный материал). Вам нужно сопоставить высказывания-характеристики современников писателя о Короленко с предлагаемыми цитатами. Выберите одну из цитат в качестве эпиграфа, кратко обоснуйте, почему вы так считаете.
(у учащихся на столах – таблица и карточки с цитатами
Эпиграф
| |
В.Г. Короленко | * честнейший русский писатель; * совесть эпохи; * человек с большим и сильным сердцем; * нравственный гений; * правильный человек; * праведник; * справедливый |
Вывод | |
Материал для карточек (Слайд 2):
1) «Без таких людей, как В.Г. Короленко, и Россия, и мир станут значительно беднее, примитивнее». П. Бассинский.
2) В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами». М. Горький.
3) «…через все произведения Короленко … проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума». А. Платонов.
4) «Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, чем хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь». В. Шукшин.
5) «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко. Н. Заболоцкий.
Ребята озвучивают свой выбор.
3. Этап целеполагания
- «Парадокс» - раннее сочинение писателя. В нём выражено предчувствие жизненной трагедии В.Г. Короленко. Инвалид, родившийся без рук, ногой пишет на клочке бумаги: «Человек создан для счастья…» Странное несоответствие этой фразы и облика человека рождает сомнения: «Для счастья ли создан человек?» Рассказ написан в течение 1 дня. В дни, когда умерла маленькая дочка писателя Лёля. Сам Короленко писал: «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ».
- Ребята, нам уже известна тема нашего разговора, каждый из вас выбрал эпиграф к уроку. Давайте же сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся).
- Самое главное - мы сегодня с вами должны доказать, что «Человек создан для счастья…»
4. Изучение нового материала
- «Парадокс» - это очерк. Сейчас вам предстоит поработать с тремя словарными статьями (раздаточный материал), где даны определения очерка. Это словарь Даля, словарь Ожегова, краткий словарь лингвистических терминов. Сравните словарные статьи и дайте ответы на вопросы, поставленные в первом столбике таблицы № 2. Заполните таблицу.
Работа в парах над заполнением таблицы (каждая пара рассматривает 1 вопрос из таблицы).
- А сейчас соотнесите характеристики с произведением и выберите наиболее главные.
| Очерк как литературный жанр |
1. Определение (Что?) | |
2. Виды очерка | |
3.Черты, особенности очерка | |
(предполагаемые ответы учащихся во время обобщающего диалога после заполнения таблицы:
| Очерк как литературный жанр |
1. Определение. (Что?) | «очертание», «изображение», «намётка», «контур», «чертёж», «рисунок без теней» |
2. Виды очерка. | художественный документальный |
3. Черты, особенности очерка. | НАПИСАН - твёрдо и ясно - тщательно и легко - кратко и выразительно |
Вывод (Слайд 3)
5. Системная актуализация знаний. Работа с текстом очерка
- Ткань очерка пронизывает 3 слова, которые часто повторяются в разных вариациях. Это новые слова, на всю жизнь запавшие в душу юных братьев, героев очерка.
- Что это за слова?
( «парадокс», «феномен», «афоризм»)
- Вам известно значение этих слов? Давайте дадим им определение: (Слайд 4)
Парадокс (греч.)- необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.
Феномен (греч.) – нечто исключительное, необычное.
Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение.
- Работая с текстом, установим, сколько же в тексте парадоксов. Начнём с характеристики главных героев – двух братьев. Давайте найдём в тексте описание уголка двора, где пропадают братья. Докажите, что описание этого уголка до и после встречи с феноменом построено по контрасту. Возьмём заготовки для таблицы № 3 («Описание уголка сада до встречи с феноменом» и «Описание уголка сада после встречи с феноменом»).
Работа в 2 группах: первая группа работает над описанием уголка сада до встречи с феноменом, вторая - описание уголка сада после встречи с феноменом.
«Описание уголка сада до встречи с феноменом» |
- «волшебная бадья», - «привлекательный, заманчивый» уголок - «чудеснейшие приключения,… опасности», - «великолепие настоящей золотой кареты», - «фантастическое настроение». |
Вывод: особый детский мирок, сказочный, нереальный, счастливый. |
«Описание уголка сада после встречи с феноменом» |
- «загнившая бадья», - «несло вонью», - «потеряла заманчивую таинственность», - «куча мусора», - «старая рухлядь», - «не доставляло прежнего удовольствия». |
Вывод: дети быстро повзрослели после вмешательства мира взрослых. |
Слайды 5, 6
- Какие художественные средства помогают показать привлекательность уголка сада? Да, это эпитеты.
- Кто же разрушил эту идиллию?
(предположительные ответы: встреча с феноменом, человеком – инвалидом; детям просто стало страшно, что на свете бывают такие люди; детям стало стыдно за их безделье, за то, что они занимаются пустяками, когда рядом такое горе; - встреча с инвалидом заставила детей повзрослеть )
- Запишем выводы. (учащиеся записывают выводы в столбцы таблицы)
- А разве до встречи с феноменом ничто не угрожало «особому мирку» братьев? От кого ещё исходила угроза? Кто ещё вторгся в детские игры?
(предположительные ответы: Павел – лакей отца)
- Возьмём заготовки для таблицы №3 («Павел – разрушитель иллюзий» и «Описание состояния детей после встречи с Павлом»). Заполним эти столбцы таблицы.
«Описание состояния детей после встречи с Павлом» |
- «нам было слишком совестно», - «мы чувствовали себя совершенными дураками», - «совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла» |
Вывод: это уже вполне взрослые люди, которые умеют различать плохое и хорошее. |
«Павел – разрушитель иллюзий» |
- «голос резкий, неприятный» - «человек слишком трезвый, насмешливый, излишне серьёзный», - «лакей отца посылался в экстренных случаях», - появляется в тот момент, когда «волшебная рыба … плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам» |
Вывод: плохой человек, разрушил всю игру. |
Слайды 7, 8
- Попробуйте по лексике второго столбца таблицы определить возраст участников.
(предположительные ответы: это какие-то взрослые люди, чувствующие себя не в своей тарелке) Запишите вывод в этот столбец таблицы.
- А ведь им всего 8 и 10 лет. Так что же получается, взрослые – это источник всех бед и зла? Так ли это? Рассмотрим описание жителей 3-х домов, которые вышли на встречу с феноменом. Ведь не случайно автор, прерывая повествование, знакомит нас с ними? Кто из них выделяется детьми и за что?
(учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о жителях 3-х домов, которых выделили дети-герои рассказа)
(предположительный ответ ученика с выделением доминантных черт (деталей) в характере каждого лица: (Слайды 9, 10, 11)
герой – второстепенный персонаж |
доминантные черты (детали) в облике героя |
полковник Дударев | «общее уважение и страх» «глаза задумчивы, печальны, тусклы» «дети любят воображать себя доктором» Вывод: этот персонаж положителен, он вызывает уважение в глазах детей. |
мать | «красивое, выразительное лицо» «оторвана от вечных забот по хозяйству» «скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая) «испуганное сожаление» Вывод: дети любят свою мать, хотя ей тяжело заниматься детьми: их у неё шестеро. |
отец | Вывод: в рассказе отца почти не видно, есть только одна очень лаконичная фраза о нём: «в благодушном настроении». И ещё мы видим лёгкий кивок головы отца, т.е. его согласие на общение калеки с его детьми. Отец – это незыблемый авторитет. Он вызвал детей на встречу с «карликом», эта встреча для него очень важна, это «экстренный» случай. |
- Чтобы понять, для чего отец вызвал детей, посмотрим на описание феномена. Вспомните определение слова «феномен».
(феномен – нечто исключительное, небывалое)
- Какова первая реакция жителей 3-х домов на появление феномена? Заполним ещё один столбец к таблице №3 («Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»)
«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского» |
- «курточка, в которую легко одеть ребёнка», - «узкие плечи, лишённые признаков рук», - «огромная голова подавляла тело карлика», - «на лице страдание», - «тонкие ноги дрожали», - «стоял с трудом», - «два огромных глаза». |
Вывод: физическое уродство вызывает страх у детей («а вдруг и я буду такой?»), и в то же время – сострадание. |
Слайд 12
- Скажите, ребята, для счастья ли создан этот человек? (Ответы учащихся)
- Но был ведь ещё один житель – пан Уляницкий. Почему его описание автор дал нам после описания феномена, странного существа? Найдём это описание. Данные занесём в следующий столбец таблицы №3 («Пан Уляницкий»). (Слайд 13)
«Пан Уляницкий» |
- «беспокойный взгляд», - «быстро выходил из дома, исчезал», - «таинственная квартирка», - «крадучись, появлялся», - «швырял в нас камнем, палкой», - вдруг «любезно заговаривал». |
Вывод: дети не любят его, «фальшивая ласковость … резала уши» |
- Скажите, а этот герой создан для счастья?
- Как вы думаете, почему его описание автор дал нам после описания феномена, странного существа?
- Сравните этих двух персонажей. Докажите, что и тот, и другой – феномены. В чём их феноменальность, исключительность?
(Предположительные ответы: Ян Залуский – физическое несовершенство, демонстрирует своё уродство, чтобы заработать себе и своей семье на жизнь (это парадокс, это противоречит здравому смыслу).
Пан Уляницкий – внутреннее несовершенство, внутреннее уродство. Это человек, неприятный даже детям.)
- Какие выводы вы сделаете? (выводы записываются в столбцы таблицы)
- Как вы думаете, какое уродство страшнее? И почему?
(Предположительные ответы: внутреннее уродство, т.к. не знаешь, что у человека на уме. А ко внешнему уродству можно привыкнуть, тем более, что феномен достоин уважения.)
- А где вы увидели, что феномен достоин уважения? В каком эпизоде видим проявление его внутреннего благородства?
(предположительные ответы: феномен отдаёт заработанную серебряную монету старому нищему с девочкой).
- Почему феномен это делает? Ведь он инвалид, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы заработать эти деньги?
(предположительные ответы:
- он не хочет, чтобы его считали инвалидом;
- он хочет быть полезным для кого-то (мы ведь не знаем, почему он зарабатывает деньги для своих племянников, но будем считать, что это его собственная воля);
- он хочет показать всем людям, что и инвалид – человек, достойный уважения)
- Ребята, а как вы отнеслись к безобразному уродству инвалида?
- А как отнеслись к его появлению и выступлению жители 3-х домов? Поработайте с текстом.
(Предположительные ответы:
- «брезгливый испуг»
- «Павел загоготал»
- «толпа шарахнулась»
- «на лице матери нервная дрожь»
- «подавали женщины»
- «среди дворни и прислуги не подал никто»
- «истерический женский плач»
- «напряжённая тишина»
- «Дударев слегка застыдился»
- «Уляницкий смерил негодующим взглядом»)
- Это очень страшно, когда инвалиду приходится доказывать всем, что он такой же человек, как и они. Обратите внимание на Павла, которого тоже не любили дети. У него нищая душа. Вот сейчас он открылся во всей своей «красе». Но всё же радует, что милосердие и сострадание иногда стучится в людские сердца. Давайте поработаем с текстом и посмотрим, как инвалид самоутверждается, легко ли ему это даётся?
- Говорят, глаза – зеркало души. Заглянем в глаза феномена. Как меняется их выражение по мере выступления?
(Идет работа с текстом:
«насмешливо, остро впились»
«острый взгляд, точно гвоздь» (когда говорит: «Обойди»)
глаза «внимательно и медленно прошлись по лицам»
«странное выражение» (когда крестится)
«злее обежали по лицам публики» (после крещения)
«смотрит на меня умным, задумчивым и смягчённым взглядом, который становится всё мягче и всё страннее» (перед тем, как адресовать афоризм))
- Проследим за его голосом.
(Идёт работа с текстом:
«ясный, слегка дребезжащий» (не может привыкнуть к тому, как реагируют на его уродство люди)
«насмешливый»
«усталый и злой» (после того, как крестился. Даже в этом ему отказано(!) За что?)
«жалкий» (когда обращается к матери, и доктор бросил серебряную монету)
- Почему феномен для своего последнего «фокуса» выбрал именно детей?
(Ответ содержится в афоризме: «Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого). (Слайд 14)
- Почему обменялся взглядом с отцом, прежде чем отдать свой афоризм детям?
(Ответ: Получил одобрение авторитетной личности и человека, отвечающего в полной мере за воспитание детей и их нравственное здоровье. Только Семья с большой буквы сможет воспитать достойного человека: терпимого, толерантного, честного в словах и поступках.)
- Что означает взгляд матери: «на лице виднелось несколько тревожное участие».
(Ответ: А поймёт ли сын? А готов ли он понять?)
- Прочтите афоризмы феномена Яна Залуского.
(«Человек создан для счастья, как птица для полёта»
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него») (Слайд 15)
6. Этап обобщения и закрепления
- А теперь я предлагаю вам составить таблицу №3. Её название «Первое жизненное противоречие». (соединить в одно целое столбцы таблицы № 3)
(учащиеся составляют таблицу)
- От какого «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы» старалась защитить своих малышей мать?
(Ответ: В мире много несправедливого. У одних красивое лицо, но злое сердце. Других бог обделил здоровьем, сделал физическими инвалидами, но наградил пылким умом и чувством собственного достоинства. Но самое главное, чтобы именно дети, которым только предстоит войти в мир взрослых, сумели в нём выстоять, сумели противостоять хамству.)
- Почему данный рассказ Короленко облечён в форму очерка?
(Предполагаемый ответ: Очерк предназначен привлечению внимания к такой важной проблеме – отношению к инвалидам в обществе. Эта проблема жива до сих пор. Поэтому можно сказать, что очерк Короленко никогда не потеряет злободневности. Это урок, урок человечности и доброты.)
- В настоящее время многие считают необходимым включение детей-инвалидов в здоровое общество – класс. Сможете ли вы принять в свой класс такого человека? (рассуждения детей).
- Скажите, ребята, так каждый ли человек создан для счастья? (рассуждения детей)
7. Домашнее задание (Слайд 16)
Выполнить задания 4-6 (с.202), написать обращение к детям с ограниченными возможностями.
8. Комментированное выставление оценок
9. Рефлексия (Слайд 17)
- На листе бумаги нарисуйте солнышко так, как его рисуют младшие школьники: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите слово «Добро». Затем вдоль лучей напишите тех, кому вы подарите добро своей души. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. (учащиеся работают)
- Дорогие мои, носите это солнышко всегда с собой, в сердце, и по мере необходимости добавляйте лучи. Оно поможет вам в тот момент, когда будет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь.