СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Г.Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика

Цель и задачи:

- показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика;

- раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

- совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

- способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Распутина, записи на доске, словарик, эпиграф:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные

                                                              мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,

            так и взрослого человека.

В. Г. Распутин

Просмотр содержимого документа
«В.Г.Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: В.Г.Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика

Цель и задачи:

- показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика;

- раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

- совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

- способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Распутина, записи на доске, словарик, эпиграф:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные

мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,

так и взрослого человека.

В. Г. Распутин

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

Создание проблемной ситуации

1.Слово учителя.

- Сегодня мы с вами поговорим об удивительном рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Дома вы должны были его прочитать. Давайте обратимся к заключительной части рассказа. (Чтение эпизода с.321)

2. Беседа.

- О каком дурацком случае говорит Лидия Михайловна, и почему она уезжает?

- Разве это хорошо, что учительница играет с учеником на деньги?

- Прав ли директор, который увольняет учительницу с работы?

Формулировка темы урока (проблемный вопрос)

- Этот вопрос и будет темой нашего урока. Записываем тему урока в тетрадь.

3. Начало активного поиска на проблемный вопрос

4. Работа с эпиграфом.

- А эпиграфом к нему будут слова самого автора этого рассказа.

- В чём смысл эпиграфа? (Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем)

5. Постановка целей.

4. Работа по теме урока

1) Словарная работа

- Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как духовность и нравственность. А вы знаете значение этих слов? (Работа со словарём)

2) Беседа

- А теперь давайте поговорим о главном герое. Почему мальчик так выглядит? (Послевоенное время)

- Какие жизненные испытания выпали на долю этого 11-летнего мальчика? (Работа в парах. Записывают в тетрадях )

- Как мальчик выдержал все эти испытания, какие качества проявил? Сейчас мы будем говорить об этом и попутно заполнять таблицу, в которую будем заносить слова, характеризующие главного героя.

- Почему тоскуя по дому, испытывая страшное одиночество, мальчик отказался возвращаться домой в деревню. (Чувство гордости: возвращение – позор.)

- Как он учится в городе? (Упорство)

3) Анализ эпизода «Драка на пустыре» (с.303)

- За что избили мальчика? (Честность)

- Почему не убежал? (Гордость)

- Обратите внимание на пейзаж в этом эпизоде, здесь каждое слово важно. (Выразительное чтение)

- Какого цвета была крапива на поляне? (Чёрная)

- Как это перекликается с событиями? (на душе у героя черно; играть на деньги – чёрное дело).

- А почему мальчик стал играть в «чику»? (Нужно было молоко, голодал)

- Сколько ему нужно было денег? Вправе ли мы осуждать его? (Нет. Он не заядлый игрок. Это жизненная необходимость. К тому же он играет честно, в отличие от Владика и Птахи)

- А как ему удавалось выиграть у такого профессионала, как Вадик? ( Терпение, упорство в достижении поставленной цели.)

- А почему после первого избиения он опять пошёл на пустырь? (Голод)

- А почему он отказался от помощи Лидии Михайловны, которая пыталась его подкармливать, отказался от посылки? (Чувство собственного достоинства)

- А почему тогда не считает унизительным играть на деньги? (Сам зарабатывает)

-А как выдержал герой испытание французским языком? Что помогло ему его освоить? (Терпение, упорство. Пытка превратилась в удовольствие.)

Вывод о характере и душевных качествах героя.

- Делаем вывод о характере героя, его духовном мире. (Зачитываем записи в таблице. Несмотря на совсем детский возраст, он с честью прошёл все испытания.)

4) Портрет Лидии Михайловны.

- А теперь обратимся к образу Лидии Михайловны. Найдите описание её внешности.

- Сравните с внешностью героя. Какой приём использует Распутин? (Антитеза)

5) Анализ эпизода «На уроке»

- Вспомните ту часть рассказа, где Лидия Михайловна обращает на уроке внимание на избитого мальчика. Как он пытается оправдаться? (Упал)

- Понимает ли Лидия Михайловна, что он её обманывает? (Да)

- А почему не наказывает, не ведёт к директору, а приглашает остаться после уроков? (Хочет разобраться)

- А как она относится к поступку Тишкина, который выдал главного героя? (Отрицательно, предательство)

- Как это характеризует учительницу? (Справедливая)

Заполняем вторую графу таблицы.

- Почему, узнав, что он на самом деле играет на деньги, не наказала его, а только взяла слово, что он не будет больше играть? (Поняла его, жалеет).

- Почему, когда мальчик пришёл второй раз избитым, она опять не ругает его, а предлагает заниматься дополнительно французским языком? (Хочет отвлечь его от игры, спасти от позора и побоев)

- Она видит, что ребёнок голодает, и пытается накормить его. А когда понимает, что честными способами это не удастся, стала играть с ним в «пристенок».

Почему мальчик берёт выигранные деньги? ( «Заработал»)

5. Обобщение

Ответ на проблемный вопрос.

- А чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала? (Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.)

- И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение.

- А почему директор не захотел этого понять? (Чёрствый душевно человек)

- Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего? (Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким

- Итак, мы ответили на вопрос, являющийся темой нашего урока.

Прототип главной героини.

- Рассказ этот автобиографический. И у главной героини был прототип.

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.

– Каким же должен быть настоящий учитель?

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Подготовить пересказ понравившегося отрывка, ответить на вопросы 1 – 4 рубрики «Обобщаем, делаем выводы»; 5 уровень - творческая работа «Из чего складывается духовная красота человека?»

8. Комментированное выставление оценок

9. Рефлексия

– Что удивило вас?

- О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!