СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Гаршин Лягушка-путешественница

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«В. Гаршин Лягушка-путешественница»

Цель: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Задачи:ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Гаршина; развиватьумение выразительно читать произведение; учить анализировать прочитанный текст, оценивать поступки героев; развивать связную речь, память, воображение; воспитывать положительные черты характера.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь выразительно читать произведение; прогнозировать содержание произведения; анализировать поступки героев; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет писателя, карточки  со словами и выражениями  из начала и конца сказки, чертами характера лягушки,  индивидуальные карточки (текст речевой разминки).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

– Прочитаем загадки «жужжащим чтением». Отгадайте.

* * *

Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут. (утки)

* * *

Пучеглазый Водолаз

В тине спрятался от нас.

И торчат у Водолаза

Над водой два круглых глаза. (Лягушка)



III. Актуализация знаний

– Ребята, давайте вспомним, какие сказки называются литературными? Приведите пример.
– Какие сказки называются народными? Приведите пример.

IV. Введение в тему

– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей).
– Мы сегодня познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница».

Как вы думаете, кто будет героем сказки?

Автор этой сказки Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888).

Гаршин Всеволод Михайлович – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ – "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка "Лягушка – путешественница".

Физкультминутка

На тропинку - прыг! - лягушка.
Ты куда спешишь, квакушка?
С кочки прыг! На кочку прыг!
В воду плюх! Ногами дрыг! (Прыжки на месте.)
Вот спокойно ёж идёт,
На иголках гриб несёт.
Он проходит под кустами
И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте.)



VI.Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»

-Ребята, прочитайте название сказки.

-Как вы думаете, могут ли лягушки путешествовать?

-Почему?

2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися..

3. Беседа по произведению.

-Где жила лягушка?

-Хорошо ли ей жилось на болоте?

-Почему же она решила отправиться в путешествие?

-Как вы думаете, нравится ли автору лягушка?

-Докажите отрывками из текста хорошее отношение автора к лягушке.(чтение первых четырёх абзацев. (По ходу чтения на доску выставляются карточки)

НАСЛАЖДАЛАСЬ 
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ 
ВОСХИТИТЕЛЬНО 
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ 
ПРИШЛА В ВОСТОРГ 

– Согласны ли с утверждением, что именно эти выражения показывают его хорошее отношение к героине?

4. Выборочное чтение.

-Прочитайте отрывок, который доказывает, что лягушка была умная, находчивая, жизнерадостная, смелая.

– Докажите, что она была именно такой.

– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?

(Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её)

-Считаете ли вы лягушку умной?
– Итак, наша лягушка  поднялась в небо, и «дух у неё захватило от страшной высоты» и восторга. 
Когда лягушка забыла об осторожности? Какое слова доказывают, что лягушка была хвастливой?

(«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?»- подумала квакушка.

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: Это я! Я!)
– Так ли это? А вы уверены? 
– Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте

– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки: 
ХИТРАЯ, БОЛТЛИВАЯ (Учитель добавляет ещё две карточки к портрету лягушки). Верно ли это утверждение? Почему вы так считаете?
– Это уже более полный портрет нашей героини. А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.
ХВАСТОВСТВО (Выводим карточку на первое место)
Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». 
– Давайте посмотрим, изменилось ли отношение автора к концу рассказа
5.Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». 
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ (карточки выставляются на доску, рядом с первой группой) 
– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими  словами он пользовался в конце. 
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

-Как вы думаете, заслужила ли лягушка такое отношение к себе?

VII. Рефлексия

-Подходит ли поговорка «Хвастовство само себя наказывает» к прочитанной нами сказке?

-Вспомним басни И.А.Крылова. На кого, по вашему мнению, из героев его басен похожа лягушка?

-Почему вы так думаете?

VIII.Итог урока 

– Какое чувство осталось у вас после чтения этого произведения?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

IX.Домашнее задание.

Прочитать, ответить на вопросы к произведению. Сделать рисунок к сказке.






Литература: «Литературное чтение» 2 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!