СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у Домового

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий осенних посиделок с играми, конкурсами и танцами  в русском народном стиле "В гостях у Домового"

Просмотр содержимого документа
«В гостях у Домового»

Осенние посиделки


Действующие лица:

Взрослые:

· Ведущая – Маша Т.

· Хозяйка – Ек. Анат.

· Домовой Кузя – Ксюша Т.

Дети:

· Лиса – Юля М.

· Волк – Таня К.

· Колобок – Маша Т.

· Медведь – Даша М.

· Емеля - Иов С.

· Машенька – Холиса М.


Атрибуты:

· Четыре клубка пряжи

· Решето

· Лисья рукавичка

·  Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· Щука

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки




На середину зала выходит ведущая


Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.


Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей


Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому  нравится. Будьте как дома.


Входят дети


Девочка: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома  не лежим, и в гостях не стоим.


Хозяйка рассаживает детей


Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Девочка: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам,  гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Девочка: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Давайте проверим, знаете ли вы пословицы об избе и о ее хозяйке. От каждой школы мне нужно по одному человеку из 3 или 4 класса.


Выходят дети


Выша задача выбрать пословицы об избе и о ее хозяевах. Задание вам понятно? Приступаем к его выполнению сразу же как заиграет музыка, и завершаем как только музыка останавливается. Но это еще не все. У меня еще есть задание для ребят из 1 класса. Мне нужно по 1 желающему.


Дети выходят

Ваша задача выбрать персонажей определенной сказки. Ребята из Меркушино выбирают персонажей сказки «Теремок», Усть-Салда выбирает персонажей сказки «Колобок», Красная гора выбирают персонажей сказки «Репка», Прокоп-Салда персонажей «Зайкина избушка»

Ваше время заканчивается, когда останавливается музыка.

Время пошло

Хозяйка: Время вышло. Давайте сначала проверим, каких героев выбрали наши самые маленькие участники.


за верно названных героев участник получает сладкий приз.


Теремок – Лягушка, заяц, петух, мышь, лиса, волк, медведь.

Колобок – Бабка, Дед, Колобок, Заяц, Лиса, Волк, Медведь.
Репка - Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Зайкина избушка – Лиса, Заяц, Волк, Медведь, Петух.

Получают конфеты и присаживаются на места.

Хозяйка: давайте теперь проверим, как ребятки 3 класса с заданием справились.

Я буду читать пословицы про избу, а вы делайте шаг вперед, если у вас эта пословица есть.


1)    Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2)    Домом жить – не лукошко шить!

3)    Домом жить – не развеся уши ходить!

4)    Домом жить – обо всём не тужить!

5)    Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!


Хозяйка: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием.

Девочка : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием.


Песня «Русская изба»


Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. От каждой команды мне нужно по одной девочке и одному мальчику. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.


Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»


Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей). Получайте по сладкому призу и присаживаетесь на место, а мы продолжаем с оставшимися парами.


Награждает пару победителя сладким призом.


Молодцы ребята! Работать-то Вы – мастера, давайте посмотрим, как вы играть умеете.

У меня в руках предмет русского быта, знаете, что это за предмет?

Сейчас, мы будем передавать веретено по кругу под музыку. Как только музыка заканчивается тот, у кого веретено в руках оказывается из игры выбывает.


Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия)


Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Голос:  (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети:  Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.


Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

 

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, всех ребят научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.


Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:


Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)


Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки решето)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.

Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, да пляски, да разные сказки.

Хозяйка: А какая там сказка?



(заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью руковичку)



Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.

Кузя:  А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто!

Хочу, чтоб сказка к нам явилась!



Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в руках у неё корзина с рыбой.



Лиса: Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк:  Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса:  Где был?

Волк:  На рынке.

Лиса:  Что купил?

Волк:  Свининки.

Лиса:  Сколько взяли?

Волк:  Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса:  Кто отгрыз?

Волк:  Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса:  Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)

Волк:  Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса:  Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй:

- Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк:  Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.



Волк и Лиса уходят из зала



Хозяйка: И правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там  у тебя ещё есть



(заглядывает в решето и достаёт красивый платочек)



Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.



Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!



Кузя:  (поглаживая живот) Что-то мне есть захотелось… испекла бы ты мне, Хозяюшка, колобок, что ли.

Хозяйка: Рада бы испечь, да мука закончилась.

Кузя: А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось, и наберёшь на колобок.

Хозяйка: Что ж, пойду посмотрю, может, чего и напеку.



Кузя: А мне пока нужно по 1 человеку из 2х классов. Знаете сказку колобок? А как колобок выглядит, помните? Ваша задача нарисовать колобка. Время пошло.



Кузя:   А я Вам пока загадки загадаю:

1)    Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)



2)    Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)



3)    Сидит барыня в ложке, свесив ножки.  (Лапша)



Хозяюшка, ну что, скоро ли будет колобок готов?



Хозяйка: Скоро, скоро, уже зарумянивается!



Кузя: 5) Веду я внучка по всем комнатам за ручку.  (Веник)



6) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое?  (Дым)



Кузя: Скоро ли будет колобок?

Хозяйка: Из печи достаю.

Кузя: пока хозяйка колобок из печки достает, давайте посмотрим, что вы нарисовали.



Проверка рисунков + награждение

Хозяйка выходит, ведя за руку ребёнка, в костюме колобка.



Хозяйка: По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане замесила, вот Колобок  какой получился.

Кузя:   Ой, да какой пышный, румяный! (дотрагивается до него и отдёргивает руку). Ой, горячий какой! Пускай остывает.

Хозяйка: Пока наш Колобок остывает. Давай те мы с вами в Ручеек поиграем. Встаем все желающие парами, а Колобок наш водящим будет.



Игра 1-2 песни



Кузя:   Вот это Колобок…Какой он у тебя шустрый, да ладный получился. Жалко мне его есть. Эх, буду голодным ходить…

Хозяйка: Кузя, не расстраивайся, лучше посмотри, что ребята ещё умеют.



Выходят мальчик и девочка на середину зала

Девочка: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка:  Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.



Танец «Вася-Васелек»



Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете?

Кузя: в решете моем награды есть. Давал я ребятишкам задание на дом сделать панно по сказке русской народной из природных материалов. Посмотрел я вместе со своими помощниками ваши работы, все они хороши. Любо дорого на них смотреть. Посоветовались и мы и решили вас всех поощрить, а как вы сейчас узнаете.



Объявляются результаты конкурса панно и вручаются грамоты.



Хозяйка: молодцы ребята! На славу постарались. И жюри наше тоже молодцы, нелегкую задачу решили, ведь все работы такие замечательные.

Кузенька, а кажется что-то еще осталось в решете-то твоем.



(Кузя вытаскивает из решета щуку)



Голос Щуки: По щучьему велению, по моему хотению, вели Емеле явиться сюда и поиграть с ребятами.



Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра, а в них снежки



Емеля: Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?

Только по воду пошёл,

Прорубь я в реке нашёл

Стал я вёдра опускать,

Только слышу, что тихонько

Стал меня вдруг кто-то звать.

Испугался я, ребята,

Вёдра задрожали,

Ноги сами в путь пустились,

И вот я перед Вами.

Чудеса со мною всякие случаются,

Но такое первый раз со мною приключается.

Хозяйка: А в вёдрах-то снежки! Вот чудеса! Что же сними делать?

Кузя:   Как что делать??? В игру играть!

Хозяйка: В какую?

Кузя: Снежки ложками носить. Для этого мне нужны наши первоклашки. По человеку от школы. Вот вам ложки деревянные. Ваша задача снежинку на ложку подцепить и перенести ее в свое ведро. Но руками ее придерживать нельзя. Итак, кто больше снежинок перетаскает пока музыка играет, тот и победитель. Начнем!



Проводится игра «Перенеси снежок в ложках»



Хозяйка: Ну-ка, девочки, скорее выходите,

Танец свой весёлый покажите.



Танец «Мужичок с гармошкой»



Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.



Дети исполняют частушки



Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?



(заглядывает в решето и достаёт пирожок)



Да это же пирожок!



/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя с коробом за спиной. /



Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.



/ Медведь идёт дальше, останавливается у пенька /



Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.

Хозяйка:  Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас. А пока побудь с нами, да послушай весёлую песню про зиму.



Дети исполняют песню «Эх, зима!»



Хозяйка:   Спасибо, люди добрые, что приехали к нам, не загордились, не заленились. 

Кузя:  И  в другой раз милости просим к нам путь держать, мимо не проезжать!

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. Сейчас приглашаем вас на чаепитие.



Под русскую народную мелодию дети уходят из зала


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!