Конспект занятия «В гости к Марье-искуснице. Русская народная Матрешка»
Цель занятия: формирование у воспитанников любви и уважения к своей Родине, интереса к её историческому прошлому, народному творчеству, искусству и культурному наследию.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить воспитанников с историей матрёшки, как народного промысла и одного из символов России;
-Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления;
- Познакомить учащихся с алгоритмом изготовления русской народной матрешки;
- Повторять и закреплять счет предметов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, зрительную память, чувство цвета, эстетическое и эмоциональное восприятие;
- Развивать понимание обращенной речи; общую, мелкую моторику;
- Развивать умение корригировать свое творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской матрёшки;
- Воспитывать умение слушать педагога и выполнять инструкцию.
Словарная работа: Разъёмная.
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор.
Демонстрационный материал: название занятия, портреты Василия Звёздочкина и Сергея Малютина, наборы матрёшек, инструменты столяра рубанок и стамеска, полено, деревянные заготовки матрешек.
Раздаточный материал: пазлы-матрёшки, заготовки матрёшек, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Оформление зала: убранство терема Марьи-искусницы.
Ход занятия
(В зал входят дети, их встречает Марья – искусница – воспитатель, звучит музыка)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня – я Марья – искусница.
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся. (дети встают в круг и улыбаются друг другу)
-Молодцы.
Проходите поскорее,
Занимайте все места.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Вчера на ярмарке бывала
И подарки выбирала,
Принесла вам сундучок - (показывает сундучок)
Позолоченный бочок,
Сундучок тот непростой,
И товар в нём расписной,
Вынимаю напоказ и веду про них рассказ
- А что в нём, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка). (достаёт из сундучка Матрёшку)
Сегодня на занятии мы познакомимся с нашей русской игрушкой - Матрёшкой. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром, стала символом нашей родины – России. Матрёшка - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Я расскажу, откуда же пришла наша русская матрёшка.
Давным-давно, более 100 лет назад в одном царстве-государстве жил да был народный мастер – игрушечник Василий Звёздочкин, который по эскизам художника Сергея Малютина смастерил из дерева липы необычную игрушку – куклу с секретом (показ картинок о производстве игрушки). Секрет в том, что внутри первой куклы сидела поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё (показ картинок).
А чтобы игрушка была интересной, художник яркими красками разрисовал куклу, одел в русский сарафан с фартуком, на голове повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Получилась весёлая, смешная куколка. Он долго думал, как назвать ему эту куклу. И назвал её русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, все звали её Матрёшкой (показ картинок матрёшек).
- Посмотрите, сколько матрёшек и все они разные. Это Семёновская матрёшка, она изготовлена в г. Семёнов, а это Загорская матрёшка, её изготовили в г. Загорск, это Полхов-Майданская матрёшка, она изготовлена в с. Полхов-Майдан. Назовите, матрёшка по признакам какая?
Дети: весёлая, добрая, красивая, нарядная, деревянная.
Воспитатель: молодцы, а ещё Матрёшка – разъёмная (делится пополам).
Словарная работа – слово трудное, давайте вместе произнесём слово разъёмная (сначала тихо, потом громко).
Воспитатель: Ребята, в сундуке у меня для вас есть Матрёшки, но они рассыпались немножко. Помогите мне, пожалуйста, их собрать.
Дидактическое упражнение «Собери Матрёшку» - (работа парами).
Речевая разминка. Воспитатель: Молодцы, ребята! Повторяйте-ка за мной:
ША-ША-ША - как Матрёшка хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – с Матрёшкой играют малыши. И мы с вами поиграем.
Физминутка
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладошки),
На ногах сапожки, топают Матрёшки (топают),
Влево, вправо наклонись (наклоны влево-вправо) -2 раза
Всем знакомым поклонись (поклон)- 2 раза
Воспитатель: Молодцы, отдохнули, продолжим знакомиться с Матрёшкой. После появления первой русской Матрёшки в разных городах и селах России, художники начали расписывать их по-разному. Давайте узнаем как, но для этого вам нужно найти одинаковую пару.
Раз, 2, 3, 4, 5 – идём Матрёшек мы искать!
Дидактическое упражнение «Найди пару» (дети по образцу ищут одинаковую матрёшку). (работа в подгруппах).
Воспитатель: Очень любят все Матрёшки
Разноцветные одёжки.
Ребята, я начала украшать матрёшек, но не успела. Вы поможете мне раскрасить сарафаны и платочки? Для этого нам необходимы ватные палочки и краски гуашь. Использовать будем какие цвета? (дети называют цвета красок –желтый, красный, зелёный) .
- Показ выполнения задания воспитателем.
Пальчиковая гимнастика. Воспитатель: Прежде чем нам рисовать,
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали-сжали,
Вот и пальчики размяли.
А теперь быстрей за дело
Украшать Матрёшек смело.
(дети берут шаблоны матрёшек и проходят к столам)
Выполнение работ – раскрашивание сарафанов (звучит музыка)
Индивидуальная помощь.
Воспитатель: Дети, вы очень красиво украсили матрёшек. Каждая матрёшка хороша по-своему. Давайте сделаем выставку ваших работ (встают рядом с Марьей-искусницей). Вы настоящие мастера! Посмотрите, как много ярких, красивых матрёшек появилось у нас.
Сюрпризный момент. Входит живая Матрешка (воспитатель).Звучит музыка.
Матрешка: Здравствуйте, ребята. Я услышала, вы тут про меня говорили? Что вы про меня узнали? - А сколько лет Матрёшке? - Из какого материала меня делают?
Какой секрет есть у Матрёшки? (разъёмная, внутри другие матрёшки)
Вы сегодня молодцы, вам гостинцы от души (угощает шоколадом «Матрешка» из корзинки).
Марья: Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
И красавицы-подружки
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось у меня в гостях? В следующий раз мы продолжим знакомство с народными промыслами нашей родины - России. До свидания! До новых встреч!