СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у леса

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое занятие для 3-4 классов "В гостях у леса". Продолжительность занятия 45 минут. Рассмотрены ярусы леса, разобрано понятие "сообщество", предложены пищевые цепочки. Занятие состоит из вопросов, загадок, заданий, и  в конце предложен мультфильм.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у леса»

Экологическое занятие для 3-4 классов

«В гостях у леса»

Продолжительность занятия – 45 минут.

22 мин.

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня для Вас мы подготовили экологическое занятие. Ребята, хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?

– Отгадайте загадки:

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане». (Береза)

«Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой». (Медведь)

«Шапочка на ножке –

Вот и весь Ермошка». (Гриб)

– Что объединяет эти слова? (Лес)

«Город этот не простой, Он дремучий и густой». Ответ: ЛЕС.

Итак, тема нашего урока «В гостях у леса», и мы отправляемся в лес. Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в нём.

Слайд 2.

Перед ребятами пустой слайд, сначала они называют свои предположения по правилам поведения в лесу. После чего на слайде открываем заготовку правил и озвучиваем ее.

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.

  • Не срывай цветы.

  • Не лови насекомых.

  • Не разоряй муравейники.

  • Не уничтожай жаб, лягушек и змей.

  • Не разоряй птичьи гнёзда, не подходи близко к гнёздам птиц.

  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

  • Ходи по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

  • Не оставляй в лесу мусор.

Слайд 3.

Может быть, это тайга? Северные леса, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, пихта. А может, это смешанный лес? Лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья.

Слайд 4.

А может, это лиственный лес? Здесь преобладают лиственные деревья: береза, липа, осина, дуб.

Слайд 5.

- Что же такое лес? (ответы ребят)

Лес невозможно представить без деревьев, кустарников, мхов, лишайников, грибов, животных. Всем им для жизни необходимы свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Как же это им удается?

Слайд 6.

Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже – низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

Слайд 7.

Давайте рассмотрим ярусы смешанного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель.

Слайд 8.

Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус.

Слайд 9.

Третий ярус – ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость. Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском.

Слайд 10.

Четвертый ярус – ярус кустарничков – черника, брусника – и трав, таких как ландыш, кислица. Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

Слайд 11.

В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, – это мох и лишайник. Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник – единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.

Слайд 12.

Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.

Слайд 13.

Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше – корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.

Слайд 14.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка.

Слайд 15.

Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы. Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников.

С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова.

Слайд 16.

В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири. Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки. Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов.

Слайд 17.

Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц. В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка.

Слайд 18.

В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища – насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.


2 мин. Физкультминутка.

– Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

Мы в лесу своем друзья,

И все мы – дружная семья. (Дети встают из-за парт и ставят руки на бедра.)

Деревья выстроились в ряд, (Дети поднимают руки вверх)

И каждый встрече с нами рад. (Улыбаются друг другу.)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд. (Наклоняются.)

А это высится сурово, как солдат. (Тянутся вверх.)

Одно – раскидистые ветви простирает, ( Машут руками.)

Другое – на ветру трепещет и играет. (Весело прыгают. Садятся на свои места.)


14 мин.

Слайд 19.

- Лес называют природным сообществом. Как вы думаете, почему? (Ответы ребят)

- Как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО? (Ответы ребят)

Сообщество – группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы – живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения. Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.

- Внимательно изучите схему. Какое дерево здесь особенно важно для большинства животных? (Ответы ребят)

Это кедр, а вернее кедровая сосна. Своими семенами, орешками, кедры кормят всех обитателей леса (тайги). Поэтому его еще называют «хлебным» деревом.

- Давайте разберемся, кто чем питается? (Ответы ребят)

Получается, что благодаря одному есть возможность жить у многих. А раз обеспечено питание кабанов, мышей, значит, в таком лесу будут обитать и те животные, которые ими питаются, то есть хищники.

- Как вы думаете, если, например, исчезнет тигр или медведь, что это будет означать? (Ответы ребят)

Отсутствие мелких животных или растений человеку заметить сложнее, нежели сокращение численности крупных. Крупные животные являются последним звеном сложных экологических отношений, и если нет многочисленных других животных, которыми они питаются, то не будет и их.

Слайд 20.

Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

- Какое звено в лесных цепочках самое главное? (Ответы ребят)

Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса.

Слайд 21-28. Цепочки

Давайте попробуем составить несколько природных цепочек.

Слайд 29.

- Какой можно сделать вывод?

Получается, что все лесные жители зависят друг от друга. В лесу все взаимосвязано. А самое важное – человек должен помогать лесу и не наносить вред лесному сообществу.


7 мин. Мультфильм.

Предлагаю вашему вниманию мультфильмы о лесе от Профессора Почемушкина.


Если вдруг останется время: то в презентации будет еще одно задание:

«Соотнеси листья/ягоды с растением»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!