СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.И. Даль и его Толковый словарь живого великорусского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.И. Даль и его Толковый словарь живого великорусского языка.»




Всероссийский конкурс «Словарный урок»



«В.И. Даль и его Толковый словарь живого великорусского языка».


















Назаренко Анна Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Георгия Капитоновича Кухаренко село Шабельское, муниципальное образование Щербиновский район, учитель.





село Шабельское, 2021год.



2. Пояснительная записка
2.1 Тема урока: В.И. Даль и его Толковый словарь живого великорусского языка.

2.2 Класс: 5. В данном классе 15 учеников: 8 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в общеобразовательной организации вместе с первого класса. Учащиеся позитивно настроены на учёбу. Имеют хорошую мотивацию к обучению.

2.3 Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием в разделе: внеклассное чтение по литературе в 5 классе.
2.4 Цели урока:
1) Образовательные:
• познакомить учащихся с жизнью, творчеством и деятельностью В. И. Даля; обобщить знания о словаре;
• продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль;
2) Развивающие:
• способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
• развивать устную монологическую речь;
• развивать память, внимание.
3) Воспитательные:
• расширить читательский интерес учащихся;
• воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
• воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.
2.5.Планируемые результаты:

Предметные: Иметь представление о словаре, как собрании слов в алфавитном порядке. Знать об авторе Толкового словаря.

Метапредметные:

1.Развивать информационную компетенцию: навыки работы со словарной статьей, разными источниками информации.

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе общей культуры.


2.6 Форма проведения: урок смешанного типа.

2.7 Методические приемы: На уроке были использованы следующие методы:
• словесные методы (слово учителя, беседа);
• наглядные методы (мультимедийная презентация, видеофайл , листы с заданиями, словари);
• проблемные методы (проблемные вопросы – роль словаря в нашей жизни, характеристика героев);
• метод стимулирования и мотивации:
а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);
б) познавательные (постановка проблемных вопросов, выполнение творческих заданий);
в) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в результатах своей работы).
• метод контроля и самоконтроля:
а) устный (работа в группах).
Методы обучения на уроке соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала; материально-техническому обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и обученности учащихся. Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к чтению. 

2.8 Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество В.И. Даля», портрет В.И. Даля; видеофайл сказки, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка»; раздаточный материал.



3.Основная часть. Ход урока

3.1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Перед вами на парте лежат большие книги. Это словари.

-Что вам известно о словарях?

- Какие бывают словари?

-А кто автор нашего словаря?

3.2.Актуализация знаний

- Ребята, как вы думаете, какая нас ожидает работа на уроке? О чем вам говорят предметы на вашем столе (Толковый словарь, раздаточный материал)

– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?

( ответим на вопросы: кто автор толкового словаря? узнаем биографию В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь? Для чего и кому нужен словарь Даля?)

Раньше вы слышали это имя, когда? (Когда изучали творчество А.С.Пушкина, читали сказки В.И.Даля

    1. .Открытие новых знаний

Казак Луганский – псевдоним В. И. Даля. Как понимаете слово псевдоним? (Вымышленное имя?)

Обратимся к толковому словарю:

ПСЕВДОНИМ (греч. «ложь», «имя») – вымышленное имя, которое заменяет настоящее.

Рассказ учителя о Владимире Дале.

Лексикограф, этнограф и литератор. Владимир Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но список его достижений и титулов велик: собиратель фольклора, первый отечественный востоковед-тюрколог, один из учредителей Русского географического общества, представитель «натуральной школы» в литературе, пионер российской гомеопатии, наконец, автор записок о последних часах жизни Александра Пушкина.

Когда начинаешь рассказывать о Владимире Ивановиче Дале, трудно выделить что-то главное. Но начнем с самого начала. Владимир Даль родился в 1801 году в Лугани (современном Луганске), где его отец, датчанин Иоганн Христиан Даль, служил врачом. Приняв в России имя Иван, Даль-старший женился на Марии Фрейтаг из семьи обрусевших немцев и французских гугенотов. Отец Владимира знал восемь языков, мать свободно говорила на пяти. От родителей мальчик унаследовал чувство слова и широкий круг интересов: как говорила Мария Даль, стремление зацеплять

всякое знание и навык.

В 1814 году 13-летнего Владимира с братом Карлом отправили в Петербург учиться в Морском кадетском корпусе. Позже сам Даль писал, что «замертво убил» там время, а «в памяти остались одни розги», однако закончил корпус он 12-м по успеваемости из 83 выпускников. В 1819 году мичман Даль был направлен на Черноморский флот. Но у молодого военного было увлечение: он собирал и записывал меткие слова, выражения, песни, сказки.

- А знаете, какое слово положило начало будущему словарю?

Смотрите внимательно. ( Сценка, подготовленная учащимися)

Учитель: По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая. С иголочки. Мичманская форма греет плохо. Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

1 ученик - Замолаживает…

2 ученик - То есть, как «замолаживает»?

1 ученик - - Пасмурнеет. К теплу.

Учитель: Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

2 ученик - «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Учитель:

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку.

Как вы поняли, ребята, молодой мичман был В.И. Далем. В 1825 году Даль уволился с флота и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов Владимира призвали в действующую армию, и перед отбытием он досрочно сдал диссертацию на степень доктора медицины. Но именно в армии активно пополнялась его тетрадь живого языка. Биограф Даля Владимир Порудоминский так описывал этот процесс:

Сценка учащихся.

Автор: Солдат оступился, выругался в сердцах
1 ученик — Чертова лужа!
2 ученик — Калуга!
3 ученик ( делая пометки в тетради) - лужа, калуга.

4 ученик - калуга —это топь, болото.

5 ученик - кто ж не знает, что калуга — рыба красная, вроде белуги или осетра.

6 ученик - лужа, калуга. Лыва это.

В 1832 году вышли в свет «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Даль, на тот момент уже ординатор Санкт-Петербургского военного госпиталя, публиковался и раньше, но широкий читатель узнал его, познакомившись со стилизованными на народный манер сказками. Критик Виссарион Белинский творчество некоего Луганского (этот псевдоним закрепился за Далем на долгие годы) не одобрил. Зато Александр Пушкин сразу увидел талант автора и подсказал ему верное направление. В 1833 году Даль снова поменял род занятий. Популярный в столице глазной хирург, да к тому же писатель, он вдруг отправился в Оренбург в качестве чиновника особых поручений при губернаторе. В том же году он сопровождал Пушкина в поездке по Южному Уралу. Собранные ими материалы вошли в пушкинские «Историю Пугачевского бунта» («Историю Пугачева») и «Капитанскую дочку». В последний раз Даль и Пушкин встретились спустя три с небольшим года. Находившийся в то время в Петербурге Даль пришел к раненому на дуэли Пушкину и оставался с ним до конца. Его записки о последних часах жизни поэта по-врачебному точны и подробны. Во время службы в Оренбурге Владимир Даль постоянно путешествовал по обширной территории, населенной казаками, татарами, башкирами, казахами, калмыками, черемисами. Одним из первых он записал казахские, башкирские, калмыцкие сказки, пословицы и поговорки, описал обычаи кочевых народов. Учредил кружок по типу научного общества; при содействии губернатора Перовского организовал и возглавил в Оренбурге один из первых в России провинциальных музеев. В Хивинском походе 1839–1840 годов, помимо исполнения основных своих обязанностей при губернаторе, Даль собирал географические и этнографические сведения о Средней Азии, лечил раненых и даже изобрел подвесную койку для перевозки больных на верблюдах. За статьи по медицине, особенно об интересовавшей Даля гомеопатии, в 1838 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук. После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

3.4. Исследовательская работа со словарем

Учитель предлагает рассмотреть словарь

Словарь состоит из четырех томов. В его основу Даль положил народный язык. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремесел, около 30 тыс. пословиц и поговорок.

Давайте заглянем в словарь, найдем, например, слово «сказка» Учащиеся учатся работать со словарём. Читают слово сказка:

«Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – складка, а песня – быль. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

3.5.Встреча с новой сказкой. «Что значит досуг? » Учащиеся слушают аудио запись и перед глазами у них текст.

Беседа по сказке

- Понравилась сказка?  Анализ сказки «Что значит досуг?»

- О чем эта сказка?

- Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них - использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Ребята выбирают из текста предложения, которые характеризуют героев.

- Ребята, а есть в тексте слова, которые вам были непонятны? (Учащиеся называют слова: шабаш, сруб, нары, бритва, кудель, макитра, утираться в оба кулака).

- А как вы думаете, где можно найти значение этих слов? Конечно же, в словаре живого великорусского языка.

(Работа в группах) поиск незнакомых слов в словаре. Затем выступление групп перед учащимися.

- Почему автор не заменил их литературными?

(В. Даль хотел сохранить дух народной сказки, ведь он не ставил цель писать новую сказку, только перерабатывал народную, поэтому сохранял всю живость русской речи, которую так любил)

Даль наоборот обогащал некоторые сказки народными загадками, скороговорками, пословицами.

«Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц и поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки»

Журнал «Москвитянин» 1842г

3.6 Рефлексия.

- Чем обогатились мы за этот урок? Новыми знаниями. Узнали о биографии В.И. Даля. (Ребята перечисляют новые для них факты из биографии В.И. Даля), познакомились с еще одной сказкой и нашли значение незнакомых слов по словарю В.И. Даля, вспомнили как работать со словарём.

Делаем вывод о значении Толкового словаря живого великорусского языка для общества.

3.7 Домашнее задание:

1. Приготовить пословицы и поговорки из сборника В.И. Даля. Уметь их анализировать.



4.Заключение. На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.
В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи. Завершающим этапом урока было подведение итогов учителем и учащимися, комментирование учащимися урока.

5. Список источников.

1.https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43600408396/Vladimir-Dal-Moyo-Otechestvo-Rossiya-

2.https://histrf.ru/read/articles/vladimir-dal-glavnyi-tolkovatiel-russkogho-iazyka

3. https://youtu.be/jCPM4wAPMkM


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!