Тема урока: В. Ю. Драгунский «он живой и светится…»
3 класс школа России
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Планируемые результаты:
Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
Предметные: Научится прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.
Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация.
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок….
2.Актуализация знаний.
Ребята, на доске написаны слова: Мышонок Пик, Яшка, Капалуха, Дениска.
- Что объединяет эти слова?
- C каким из этих героев вы еще не знакомы? (Дениска)
- А из какого произведения этот герой мы сейчас узнаем.
Мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомимся со следующим писателем. Это Виктор Драгунский.
- А что вы знаете об этом писателе? (рассказы учеников)
Виктор Юзефович Драгунский прожил очень интересную жизнь. Он родился в американском городе под названием Нью-Йорк. Когда Виктору Драгунскому исполнилось 1 год, он вместе с родителями вернулся в Россию.
До того как стать писателем, Виктор Драгунский поменял много профессий. Он был рабочим, лодочником, журналистом, затем актером и даже работал клоуном. Он был добрым и веселым человеком. Виктор Юзефович очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Сам он говорил: "Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь, её смысл"
Он написал много детских книг. Возможно, вы уже знакомы с некоторыми его рассказами.
Заслуженную славу Драгунскому принесла книга «Денискины рассказы», в которую вошло 16 рассказов о жизни и приключениях мальчика по имени Денис.
И сегодня мы прочитаем один из этих рассказов «Он живой и светится».
Что хочет от нас автор?
Мы научимся.
- Понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль своими словами;
- рассказать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Мы будем учиться
- сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.
-придумывать свои рассказы о животных.
4. Мотивация учебной деятельности учащихся.
I. Работа с текстом до чтения.
-Перед вами новый, незнакомый текст. Прочитайте его название и рассмотрите иллюстрацию к произведению Драгунского.
- О чем может быть это произведение? (Ответы детей).
- А теперь все найдите страницу 102, начнем читать текст. Во время чтения вы можете подготовить вопросы к автору этого произведения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1 отрывок. (учитель)
-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились?
Брынза - сыр из овечьего молока.
Бублик-(крендель, большая баранка, сушка) — кулинарное изделие, пшеничное тесто кольцом, сваренное в воде (или обработанное горячим паром), а потом запечённое.
Что вы узнали из 1-го отрывка? (о том, как Дениска ждал маму)
- А нам известно как зовут этого мальчика? (Нет…)
- От чьего имени ведётся повествование? (Повествование ведётся от имени главного героя Дениски) Какое слово там встретилось, которое помогает понять, что историю рассказывает мальчик, герой произведения. В нём есть слово «Я». Историю рассказывает мальчик.
2 отрывок. (Камила)
- А в этой части есть для вас новые слова?
Моментально – быстро, мигом.
- Что мы узнаем из этого отрывка? - Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит) - А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие). 3 отрывок. (Исак)
Читаем дальше.
-О чем рассказывается в этой части? (О разговоре двух мальчиков) - О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался. - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).
4 отрывок. (Оля)
Ребята, как вы понимаете слова
Гватемала, Барбадос – названия государств.
В тексте: марки, выпущенные этими государствами. – О чем еще мы узнали из этой части? (Описание светлячка и реакция Дениски на него)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
5 отрывок. (Мира) Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, волнение).
6 отрывок. (Ксюша) – Что же мы узнаем из последнего отрывка?
- Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска) - Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
Физкультминутка.
- Вот мы и прочитали произведение Драгунского «Он живой и светится…»
- Ребята, а какие вопросы у вас появились к автору этого произведения?
- А вы когда-нибудь видели жучка-светлячка? (Это насекомое, которое светится в темноте.)
III.Беседа по прочитанному.
-Как вы думаете, светлячок подарил мальчику Душевное тепло? Для этого мы с вами поработаем в парах. У вас на парте лежат таблицы (слайд), заполните пожалуйста первую колоночку, выбрав подходящие слова.
Заполнение таблицы.
Знаю. | Узнал. |
Забота Сердечность Жадность Ласка Зависть Добро | ? |
Работа в парах 1-пара:забота, жадность, зависть, грубость. 2-пара:ласка, жадность, зависть, грубость. 3-пара:сердечность, жадность, зависть, грубость. 4-пара:добро, жадность, зависть, грубость. Выбирают слова и записывают в таблице.
Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.
Беседа по прочитанному.
- Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?
- А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка? (Да. Нет.)
Мнения у вас разные. Почему Дениска так поступил?
Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение Дениски.
7. Первичное закрепление.
Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние.
Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.
I отрывок.
1 . Чтение отрывка.
2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? – (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно, страшно.)
Учитель выставляет слова: грусть, обида
Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.
II отрывок.
Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.
-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?
- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?
Даже друг не смог изменить настроение Дениса.
Учитель выставляет слова: злость
Чтение по ролям.
-Мишка.
-Денис.
III отрывок.
Изменилось ли настроение Дениски?
- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?
-Давайте прочитаем, передав эти чувства.
Учитель выставляет слова: удивление, восторг, восхищение
IY отрывок
-Каким мы теперь видим Дениску?
-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?
- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?
учитель выставляет слова:
спокойствие
нежность
радость
счастье
8. Рефлексия.
Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло.
Заполнение таблицы.
ЗНАЮ | УЗНАЛ |
Забота Сердечность Жадность Ласка Зависть Добро | Радость Восторг Восхищение Счастье Отзывчивость Забота Сердечность Ласка |
Кто изменил настроение Дениски? (Светлячок)
Доказывает ли это, что светлячок может подарить душевное тепло? (Да) Так давайте ответим на вопрос: совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?
9.Подведение итогов. Какова главная мысль этого рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;)
В начале урока мы с вами рассматривали иллюстрацию, вернемся к ней. Оправдались ли ваши предположения? Какое отношение у вас появилось к автору.
10. Оценка работы класса.
- Я очень довольна вашей работой на уроке. Ребята, а вы довольны своей работой на уроке? Как вы себя оцениваете?
11. Домашнее задание.
1. Повторить произведение и составить план.
Рефлексия.
- Что новое вы взяли из этого урока?
- Какие у вас чувства
(смайлики)
1 часть – «Однажды вечером… не заставлял ее сидеть на песке и скучать» (первые 3 абзаца)
Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
- Какие незнакомые (новые) слова вам встретились в этой части? Брынза - сыр из овечьего молока.
Бублик-
- Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка) - От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
2 часть – «И в это время во двор вышел Мишка… а мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму» Какие незнакомые (новые) слова вам встретились в этой части?
Надулся -
Гватемала, Барбадос – названия государств. В тексте: марки, выпущенные этими государствами.
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным - любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
3 часть – «И Мишка схватил мой самосвал … Ведь он живой! И светится!»
О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
Давайте заполним таблицу словами, которые характеризуют душевное тепло.
Для этого поработаем в группах. Выберите те слова, которые поясняют понятие Душевное тепло
Заполнение таблицы.
Знаю. | Узнал. |
Забота Сердечность Жадность Ласка Зависть Добро | ? |
Работа в парах
1-пара:забота, жадность, зависть, грубость.
2-пара:ласка, жадность, зависть, грубость.
3-пара:сердечность, жадность, зависть, грубость.
4-пара:добро, жадность, зависть, грубость.
Выбирают слова и записывают в таблице.
Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.
Физминутка.
Беседа по прочитанному.
- Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?
- А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка? (Да. Нет.)
Мнения у вас разные. Почему Дениска так поступил?
Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение Дениски.
7. Первичное закрепление.
Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние.
Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.
I отрывок.
1 . Чтение отрывка.
2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? – (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно.)
Учитель выставляет слова: грусть, обида
Его чувства и настроение запишем.
Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.
II отрывок.
Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.
-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?
- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?
Даже друг не смог изменить настроение Дениса.
Учитель выставляет слова:
злость
Чтение по ролям.
-Мишка.
-Денис.
III отрывок.
Изменилось ли настроение Дениски?
- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?
-Давайте прочитаем, передав эти чувства.
Учитель выставляет слова: удивление, восторг, восхищение
IY отрывок
-Каким мы теперь видим Дениску?
-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?
- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?
учитель выставляет слова:
спокойствие
нежность
радость
счастье
8. Рефлексия.
Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло.
Заполнение таблицы.
ЗНАЮ | УЗНАЛ |
Отзывчивость Забота Сердечность Ласка | Радость Восторг Восхищение Счастье |
Кто изменил настроение Дениски? (Светлячок)
Доказывает ли это, что светлячок может подарить душевное тепло? (Да)
Так давайте ответим на вопрос: совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?
9. Итог.
Какова идея этого рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;)
10. Домашнее задание.
1. Повторить произведение и составить план.