СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ю. Драгунский "Он живой и светится..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Ю. Драгунский "Он живой и светится..."»

Тема урока: В. Ю. Драгунский «он живой и светится…»

3 класс школа России

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.

  • Предметные: Научится прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.

Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация.

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок….


2.Актуализация знаний.

Ребята, на доске написаны слова: Мышонок Пик, Яшка, Капалуха, Дениска.

- Что объединяет эти слова?

- C каким из этих героев вы еще не знакомы? (Дениска)

- А из какого произведения этот герой мы сейчас узнаем.

Мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомимся со следующим писателем. Это Виктор Драгунский.

- А что вы знаете об этом писателе? (рассказы учеников)

Виктор Юзефович Драгунский прожил очень интересную жизнь. Он родился в американском городе под названием Нью-Йорк. Когда Виктору Драгунскому исполнилось 1 год, он вместе с родителями вернулся в Россию.

До того как стать писателем, Виктор Драгунский поменял много профессий. Он был рабочим, лодочником, журналистом, затем актером и даже работал клоуном. Он был добрым и веселым человеком. Виктор Юзефович очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Сам он говорил: "Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь, её смысл"

Он написал много детских книг. Возможно, вы уже знакомы с некоторыми его рассказами.

Заслуженную славу Драгунскому принесла книга «Денискины рассказы», в которую вошло 16 рассказов о жизни и приключениях мальчика по имени Денис.

И сегодня мы прочитаем один из этих рассказов «Он живой и светится».


Что хочет от нас автор?

Мы научимся.

- Понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль своими словами;

- рассказать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Мы будем учиться

- сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.

-придумывать свои рассказы о животных.


4. Мотивация учебной деятельности учащихся.

I. Работа с текстом до чтения.

-Перед вами новый, незнакомый текст. Прочитайте его название и рассмотрите иллюстрацию к произведению Драгунского.

- О чем может быть это произведение? (Ответы детей).

- А теперь все найдите страницу 102, начнем читать текст. Во время чтения вы можете подготовить вопросы к автору этого произведения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1 отрывок. (учитель)

-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились?

Брынза - сыр из овечьего молока.

Бублик-(крендель, большая баранка, сушка) — кулинарное изделие, пшеничное тесто кольцом, сваренное в воде (или обработанное горячим паром), а потом запечённое.


Что вы узнали из 1-го отрывка? (о том, как Дениска ждал маму)

- А нам известно как зовут этого мальчика? (Нет…)

- От чьего имени ведётся повествование? (Повествование ведётся от имени главного героя Дениски) Какое слово там встретилось, которое помогает понять, что историю рассказывает мальчик, герой произведения. В нём есть слово «Я». Историю рассказывает мальчик.

2 отрывок. (Камила)

- А в этой части есть для вас новые слова?

Моментально – быстро, мигом.

- Что мы узнаем из этого отрывка? - Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит) - А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие). 3 отрывок. (Исак)

Читаем дальше.

-О чем рассказывается в этой части? (О разговоре двух мальчиков) - О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался. - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

4 отрывок. (Оля)

Ребята, как вы понимаете слова

Гватемала, Барбадос – названия государств.

В тексте: марки, выпущенные этими государствами. – О чем еще мы узнали из этой части? (Описание светлячка и реакция Дениски на него)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

5 отрывок. (Мира) Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, волнение).

6 отрывок. (Ксюша) – Что же мы узнаем из последнего отрывка?

- Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска) - Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

Физкультминутка.

- Вот мы и прочитали произведение Драгунского «Он живой и светится…»

- Ребята, а какие вопросы у вас появились к автору этого произведения?

- А вы когда-нибудь видели жучка-светлячка? (Это насекомое, которое светится в темноте.)

III.Беседа по прочитанному.

-Как вы думаете, светлячок подарил мальчику Душевное тепло? Для этого мы с вами поработаем в парах. У вас на парте лежат таблицы (слайд), заполните пожалуйста первую колоночку, выбрав подходящие слова.

Заполнение таблицы.

Знаю.

Узнал.

Забота

Сердечность

Жадность

Ласка

Зависть

Добро

?

Работа в парах 1-пара:забота, жадность, зависть, грубость. 2-пара:ласка, жадность, зависть, грубость. 3-пара:сердечность, жадность, зависть, грубость. 4-пара:добро, жадность, зависть, грубость. Выбирают слова и записывают в таблице.

Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.

Беседа по прочитанному.

- Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?

- А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка? (Да. Нет.)

Мнения у вас разные. Почему Дениска так поступил?

Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение Дениски.

7. Первичное закрепление.

Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние.

Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.





I отрывок.

1 . Чтение отрывка.

2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? – (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно, страшно.)

Учитель выставляет слова: грусть, обида


Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.


II отрывок.

Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.

-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?

- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?

Даже друг не смог изменить настроение Дениса.

Учитель выставляет слова: злость


Чтение по ролям.

-Мишка.

-Денис.

III отрывок.

Изменилось ли настроение Дениски?

- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?

-Давайте прочитаем, передав эти чувства.


Учитель выставляет слова: удивление, восторг, восхищение

IY отрывок

-Каким мы теперь видим Дениску?

-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?

- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?

учитель выставляет слова:

спокойствие

нежность

радость

счастье

8. Рефлексия.

Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло.

Заполнение таблицы.

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Забота

Сердечность

Жадность

Ласка

Зависть

Добро


Радость

Восторг

Восхищение

Счастье

Отзывчивость

Забота

Сердечность

Ласка


Кто изменил настроение Дениски? (Светлячок)

Доказывает ли это, что светлячок может подарить душевное тепло? (Да) Так давайте ответим на вопрос: совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?


9.Подведение итогов. Какова главная мысль этого рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;)

В начале урока мы с вами рассматривали иллюстрацию, вернемся к ней. Оправдались ли ваши предположения? Какое отношение у вас появилось к автору.

10. Оценка работы класса.

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Ребята, а вы довольны своей работой на уроке? Как вы себя оцениваете?

11. Домашнее задание.

1. Повторить произведение и составить план.

Рефлексия.

- Что новое вы взяли из этого урока?

- Какие у вас чувства
(смайлики)





























1 часть – «Однажды вечером… не заставлял ее сидеть на песке и скучать» (первые 3 абзаца)

Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").


- Какие незнакомые (новые) слова вам встретились в этой части? Брынза - сыр из овечьего молока.

Бублик-

- Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка) - От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)


2 часть – «И в это время во двор вышел Мишка… а мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму» Какие незнакомые (новые) слова вам встретились в этой части?

Надулся -

Гватемала, Барбадос – названия государств. В тексте: марки, выпущенные этими государствами.

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным - любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

3 часть – «И Мишка схватил мой самосвал … Ведь он живой! И светится!»


О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

Давайте заполним таблицу словами, которые характеризуют душевное тепло.

Для этого поработаем в группах. Выберите те слова, которые поясняют понятие Душевное тепло


Заполнение таблицы.

Знаю.

Узнал.

Забота

Сердечность

Жадность

Ласка

Зависть

Добро

?

Работа в парах

1-пара:забота, жадность, зависть, грубость.

2-пара:ласка, жадность, зависть, грубость.

3-пара:сердечность, жадность, зависть, грубость.

4-пара:добро, жадность, зависть, грубость.

Выбирают слова и записывают в таблице.

Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.

Физминутка.


Беседа по прочитанному.

- Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?

- А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка? (Да. Нет.)

Мнения у вас разные. Почему Дениска так поступил?

Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение Дениски.

7. Первичное закрепление.

Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние.

Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.

I отрывок.

1 . Чтение отрывка.

2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? – (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно.)

Учитель выставляет слова: грусть, обида


Его чувства и настроение запишем.

Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.

II отрывок.

Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.

-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?

- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?

Даже друг не смог изменить настроение Дениса.

Учитель выставляет слова:

злость


Чтение по ролям.

-Мишка.

-Денис.

III отрывок.

Изменилось ли настроение Дениски?

- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?

-Давайте прочитаем, передав эти чувства.


Учитель выставляет слова: удивление, восторг, восхищение

IY отрывок

-Каким мы теперь видим Дениску?

-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?

- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?

учитель выставляет слова:

спокойствие

нежность

радость

счастье

8. Рефлексия.

Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло.

Заполнение таблицы.

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Отзывчивость

Забота

Сердечность

Ласка


Радость

Восторг

Восхищение

Счастье


Кто изменил настроение Дениски? (Светлячок)

Доказывает ли это, что светлячок может подарить душевное тепло? (Да)

Так давайте ответим на вопрос: совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?

9. Итог.

Какова идея этого рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;)

10. Домашнее задание.

1. Повторить произведение и составить план.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!