СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В краеведческом музее я узнал...

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого урока по теме:«В краеведческом музее я узнал…»

Цели: сформировать представление детей о старинном быте сельских жителей; донести до сознания смысл и значение  исторической и духовной ценности музейных предметов; формирование умения работать с различными источниками информации, умение работать в группе, умения сравнивать, обобщать  и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«В краеведческом музее я узнал...»











Конспект открытого урока по теме:

«В краеведческом музее я узнал…»

учителя начальных классов

МБОУ «Школа № 23»

Письменной Лилии Алексеевны































Тема: «Что я узнал в Краеведческом музее …»

Цели: сформировать представление детей о старинном быте сельских жителей; донести до сознания смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов; формирование умения работать с различными источниками информации, умение работать в группе, умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материл (план описания музейного экспоната), музейные экспонаты: самовар , предметы одежды: рубаха, костюмы для женщин, валенки, лапти, кувшин из глины, деревянная кружка, ложки деревянные, шкатулка, матрешка, рубель, утюг, часы, сундук, балалайка, гармошка, коромысло.

Цель мероприятия: воспитание обучающихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края;

  • укрепить связи между поколениями;

  • воспитание уважительного отношения к своему народу, его традициям;

  • формирование научно-исследовательского мировоззрения;

  • шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе.



Ход урока

I.Оргмомент.

Ребята стоят возле двери класса (внутри класса)

1. Добрый день!

Сегодня предлагаю вам посетить одно замечательное место. В некоторых таких местах мы уже бывали. Попробуйте догадаться, что это за место: там необходимо соблюдать тишину, не трогать руками предметы и внимательно слушать. Готовы?

Послушайте загадку:

Учитель
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(С.Михалков)

Так куда мы с вами сегодня отправимся?

Догадались? (В музей)

Тогда отправляемся. (слайд 1)


Но чтобы войти в музей, нужно получить билетик.

Каждый из вас получает билетик и присаживается за стол на свои места.

-Что же такое музей?

Пискунов: Музей – это место (учреждение), где собирают, изучают, хранят всевозможные памятники искусства, науки и техники, а также истории и других сфер человеческой деятельности.

Малюкова: Также иногда в музеях могут организовываться выставки каких – либо дорогих или драгоценных экспонатов.

Учитель:

- Правильно, музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов –памятников истории, материальной и духовной культуры.

- А какие бывают музеи? (Ответы детей)

1 группа – рассказывает про 1 вид музея (на экране показывают и в руках) – Краеведческий музей (слайд 2) – Сычева Л.

Краеведческий музей Ростова-на-Дону расположен на улице Большая Садовая, в особняке, являющемся памятником архитектуры. Это один из крупнейших на юге России и значимых среди музеев Ростовской области. Выставочные залы повествуют о культуре, истории и природе края. Ежегодно Музей краеведения Ростовской области посещает более 200 тысяч человек. Здесь организовываются различные мероприятия, в том числе концерты и балы, проводятся лекции и заседания тематических клубов, отмечаются государственные и народные праздники. Фонды музея насчитывают более 365 единиц хранения. Постоянные экспозиции раскрывают многонациональную культуру Ростовской области, представляют огромный мир природных богатств, археологических находок, исторических и художественных ценностей, знакомят с фотоматериалами, архивными документами и книгами.

2 группа – про 2 вид музея (на экране показывают и в руках) – Аксай «Музей под открытым небом» (слайд 3) – Бугаенко П.

28 октября 1948 года под руководством Александра Николаевича Скрипова была открыта первая в истории музея экспозиция, эта дата и стала датой основания Аксайского музея. Первыми экспонатами музея стали археологические предметы, собранные школьниками и их учителем в результате походов на Кобяково городище – одно из самых древних и самое большое на территории района поселение людей. Жители старой казачьей станицы Аксайской с удовольствием приносили в школьный музей и предметы быта, и нумизматики, и оружия, и документы со старинными фотографиями. Все это стало основой фондов музея. 

3 группа – про 3 вид музея (на экране показывают и в руках) – Музей-заповедник «Танаис» - Алексеев М.

- Спасибо за ответы.

- Теперь внимательно посмотрите на свои столы и подумайте в каком музее мы с вами оказались?

- Посмотрите на экспонаты, которые расположены у вас на столах, может они вам подскажут.

- Правильно, представьте, что мы оказались с вами в музее.

- Очень важно знать историю своего края. И сегодня мы заглянем в далёкое прошлое и коснёмся той жизни, в которой жили наши предки.

– Мы познакомимся с жизнью и традициями нашего народа, для того чтобы воспитать в себе любовь к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, а так же расширить свои знаний об Отечестве, о своей малой родине.

- Ребята, еще раз посмотрите на экспонаты, которые расположены у вас на столах, скажите где их можно раньше было встретить?

Как вы думаете? (в русской избе)

-Правильно, мы с вами очутились в старой русской избе. (слайд 5)

- многие из нас живут во многоэтажных домах, их стали строить не так давно, сто с небольшим лет назад. Раньше люди жили в одноэтажных домах, на земле – в избах. (слайд 6)

А если быть точнее, изба – это теплая половина дома с печью.
(слайд 7)

- Печь играла в доме главную роль. Ее использовали для отопления, приготовления пищи для людей и животных, для вентиляции помещения. С печью связано на Руси много поверий и обрядов.

Может кто-то из вас знает?

Руденко С.:

По народным поверьям, под печью живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». Люди старались поддерживать хорошие отношения с Домовым.

Просмотр фильма.

- Сейчас посмотрите на экран. Мы перенесёмся в избу, примерно такую, в которой жили наши предки.

https://yandex.ru/video/preview/8698295383058504014

(Просмотр видео)

- Какие старинные предметы в просмотренном видео вам оказались знакомы?

Учитель:

- Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

- Что означает это слово? По словам В.И.Даля, автора толкового словаря, утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе, т.е.жизни. (слайд 8)

Будний день на Руси начинался с работы. Раньше все предметы изготавливали своими руками. Первейшая обязанность женщин, помимо приготовления пищи, было обшивание всей семьи.

- одежду носили домотканую – льняную или шерстяную.

ПОКАЗ ОДЕЖДЫ – Петрова Н. и Шевалдаев А.

Петрова Н.:

Шевалдаев А.: вот такие рубахи носили мужчины. Основной обувью и в будни и в праздники были – лапти. Плетенная обувь из коры бересты или лыка. Лапти имели очень малый срок службы (изнашивались). Зимой они изнашивались за 10 дней, весной и осенью, в сырую погоду – 4 дня, а летом вообще 3 дня. (слайд 9)

Канаткин В.: на Руси самой практичной и теплой обувью считались еще и валенки. Валенки – валяли из шерсти и сукна, на горячем пару сваливали в пласты, из которых и делали формы похожие на ноги. А чтобы они не промокали на них одевали колоши – резиновые черевички. Слайд 10

Пискунов Д.: хранили одежду и прочие изделия из ткани, шерсти, льна и т.д. в сундуках. Сейчас эту функцию выполняют шкафы. Слайд 11

2. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. Постарайтесь более подробно описать старинные предметы.

Работать будете по плану, заполняя табличку. Вы можете записывать.

Названия табличек стоят на столах у каждой группы.

1 группа «Одежда»

рубаха, лапти, валенки, комплект одежды, косынка

2 группа «Утварь»

кувшин из глины, чугун, самовар, ложки деревянные, сито.

3 группа «Предметы быта» и «музыкальные инструменты»

Рубель, утюг, ухват, сундук, балалайка, гармошка, шкатулка, коромысло.











План описания музейного экспоната: (раздаю каждой группе)

1.Что такое и как называется?

_____________________________________________________________________

2. Цвет____________________________________________________________

3. Форма, размер___________________________________________________

4. Материал, из которого изготовлен_________________________________

5. Применение______________________________________________________

6. Моё впечатление от предмета______________________________________

Защита мини – проектов.

- Представим, что вы экскурсоводы. Каждая группа расскажет, что же вы узнали о своих экспонатах. Попробуйте очень интересно представить экспонат – ребята показывают свой экспонат и описывают его.

Косынка (Бикяшева С.) - Издавна по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок — не просто головной убор, а символ любви и красоты. Потому что на Руси ни одно гулянье, ни один хоровод не обходились без нарядного узорного платка. Слайд 12

Не просто так на Великой Руси существовали традиции и обычаи, всё имело огромный смысл! Даже то, что женщина покрывала голову платком имело свое значение! У русских людей существовала традиция, женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Женщина с непокрытой головой становится вместилищем нечистой силы. Женщины с удовольствием используют этот аксессуар, не задумываясь, как его носили раньше. А ведь раньше  по головному убору можно было узнать о женщине очень многое — от ее семейного положения до социального статуса.


Костюм (Наташа) - чтобы сшить одежду надо было напрясть нити. Наши предки трудились буквально, не разгибая спины. Например, чтобы из одного пуда (пуд 16 кг) шерсти, спрясть нити требовалось 955 часов усердной работы. Девочки уже с 5 лет начинались уже приучаться к домашней работе. Шить, вышивать, вязать, прясть раньше умели все девочки, даже из царских семей. А сейчас в основном мы покупаем одежду на выбор из разного материала на любой вкус.

Самовар (Усатый Л.) слайд 13 –Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». «Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри»,- такое определение мы встречаем в Толковом словаре В. И. Даля. В нем указано функциональное назначение самовара – нагревать воду. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары – это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар – это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

Деревянные ложки слайд 14 (Топташ К.) – ложки на Руси появились очень  давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости.

Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина.  Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Деревянные изделия на Руси были не только красивы, но и полезны. Считается, пища станет на много вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками, так как для изготовления ложек использовалась полезная древесина яблони, липы, рябины, дуба, что полезно для здоровья.

К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.


Балалайка слайд 15 (Воинов А.) – много лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа.

Утюг слайд 16 (Чангалиди А.) – первым утюгом был плоский, очень тяжелый камень. А у нас на Руси был свой способ глажки. В 17 веке кому-то пришла в голову идея нагревать литые чугунные утюги с помощью угля. Внутрь утюга щипцами закладывался горячий уголь. Чтобы уголь не остывал, утюгом размахивали и раздували угли.

Рубель слайд 17 (Султанов Б.) – сухое белье наматывали на ровно обструганную доску и начинали по столу катать толстой палкой. Назывался такой утюг – «рубель».

Ухват слайд 18 (Золотарев Т.) – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.

Сито или решето слайд 19 (Посохова В.) – хозяйственная утварь. Приспособление для просеивания муки, крупы, представляющее собой круглую коробку с невысокими стенками – ободом (обечайкой) и сетчатым дном. В старину обечайка изготавливалась из осины или липы, сшивалась лыком. Сетка ткалась из конского волоса, с очень мелкими ячейками. Высота сита обычно была около 10 см, диаметр дна – 20-30 см. Мука через сито просеивалась на ночву.

- Спасибо большое, ребята за ваши мини-проекты!

Закрепление. Игра «Каждой вещи своё место»

Сейчас мы поиграем в игру «Каждой вещи своё место»

Для этого еще раз внимательно посмотрим видеоролик, чтобы выполнить правильно условия игры

https://dzen.ru/video/watch/626a3ed14944762aa9b86c06?f=video

(На доске внутреннее изображение избы, нарисованное на ватмане, но без предметов быта).

- Возьмите в руки свои билетики, которые вы получили при входе, а с обратной стороны прикреплены предметы быта.

- Заполним русскую избу предметами, которые изображены на билетиках. Возьмите клей.

- Будьте внимательны, правильно определите место своему предмету в русской избе (печь, красный уголок, лавка, стол, скамья, сундук, колыбель, чугун, самовар, лапти, ухват, горшок, глиняный кувшин, коромысло)

Ребенок выходит к доске, называет предмет и говорит его предназначение)

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

В итоге получится укомплектованная русская изба! Слайд 24

( Эта игра является также рефлексией).

Итог

- Какая информация оказалась самой интересной для вас?

- Какой предмет старины вы захотели поставить или нарисовать у себя дома?

Учитель:
Хорошо, что есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.



Спасибо большое за урок!











Дополнительно:

На доске изба – только одни стены!





2 вариант












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!